Методическая разработка проведения олимпиады по оригами с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


К концу дошкольного возраста определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры», который включают в себя компетентность, эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и ответственность, самооценка и свобода поведения. К семи годам характеристики личности становятся более содержательными, повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения.

Понятие творчества обычно связывается с понятиями способности, интеллект, развитие, личность, одаренность. Предпосылками творческой деятельности являются: наблюдательность, речевая и общая активность, хорошо натренированная память и быстрота припоминания, привычка анализировать и осмысливать факты.

Исследователи утверждают, что одним из действенных средств развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы дошкольников и младших школьников является оригами.

Мир оригами необычайно широк и разнообразен. Он включает в себя науку и технологию, культуру и искусство, творчество и ремесло, социологию и психологию. Не секрет, что технология оригами для детей 4-8 лет представляет собой достаточно сложную задачу. Ее решение предполагает наличие у детей определенной суммы сведений из различных областей: умение читать простейшие схемы и чертежи, способность чувствовать пространственную среду, наличие определенного уровня наглядно-образного и логического мышления. Технология оригами требует точности в работе, аккуратности, учит планировать последовательность действий, целенаправленно идти к результату, развивает эстетический вкус и, вместе с тем, дает большие возможности для проявления фантазии ребенка.

При обучении в школе наибольшую трудность испытывают не те дети, которые имеют небольшой объем знаний, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнавать новое, довести начатое дело до конца. Наблюдения в практической работе с детьми, на занятиях по ручному труду, рисованию, аппликации, результаты психолого-педагогического обследования и результаты обследования обучению письму в начальной школе показали, что мелкие мышцы кисти рук развиты слабо, не всегда точны движения, рука быстро устает, ребенок начинает работать медленнее, чтобы закончить работу в срок начинает торопиться, работа получается неверной и неаккуратной.

Большой выбор моделей, сферы моделирования (животные, растения, люди, летающие модели и т.п.) позволяет ребенку увлечься работой и незаметно для него многократно повторять одни и те же движения, доводя их до автоматизма. Чувствительность пальцев в процессе занятий возрастает, движения становятся более ловкими, что решает очень важную проблему готовности ребенка к школе – развитие мелкой моторики, при этом в работе участвуют обе руки. Легкость, ощущение уверенности в процессе приобретения навыков работы с бумагой способствуют формированию положительного психоэмоционального состояния дошкольника, а постоянное ощущение неожиданности, быстрое достижение цели создают основу для ситуации успеха каждого ребенка во время любого занятия, так как педагог предлагает модели, которые интересны детям, понятны в технике исполнения и обязательно будут выполнены.

Учитывая, что занятия оригами процесс творческий, то и формы их проведения разнообразны, например:

  • Занятие-знакомство «В гостях у Квадратенка»;
  • Занятие «Мастерская Квадратенка» по изготовлению подарков, поздравительных открыток к праздникам;
  • Оригамские сказки (слаживаем фигурки и сочиняем сказки);
  • Оригами и сказка (слаживаем сказочных персонажей с последующей драматизацией);
  • Викторины;
  • Коллективные (оформление различных панно);
  • Учебные (знакомство с условными обозначениями, базовыми фигурами);
  • Итоговые или контрольные (позволяют оценить динамику развития детей, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков).

На занятиях предусматривается не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ – панно, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, используются упражнения для развития творческих способностей, предлагаются схемы с пропущенными условными знаками или умышленно внесёнными ошибками и т.д. Занятия оригами – уроки практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.

Возможности детей в процессе освоения конструирования из бумаги по технике оригами безграничны. Чтобы проверить, в какой степени дети овладели техникой оригами, кроме итоговых занятий мы проводим различные творческие выставки и олимпиады, где дети могут показать свои неповторимые работы, знания, проявить творчество, азарт соревнований, продемонстрировать свои умения.

Олимпиада проводится в конце учебного года, участники олимпиады дети подготовительной к школе группы. Целями и задачами олимпиады является обеспечение самоопределения и самореализации ребенка, оптимальное развитие его личности в соответствии со склонностями и способностями, пропаганда искусства оригами, развитие интереса, активизация курсов, кружков, создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального и творческого развития. Олимпиады составляются с учетом авторской программы по оригами, включают в себя вопросы, тесты, упражнения, работа со схемами, создание моделей, творческие задания. (Приложение 1)

В олимпиаде дети принимают участие исключительно по своему желанию, так как, участвуя в олимпиаде ребенку важно оценить свои способности и возможности. Победа в конкурсе, даже на уровне прогимназии, повышает уверенность в своих силах, а поражение стимулирует к увеличению интенсивности занятий. Положение об олимпиаде оглашается за 2 месяца. (Приложение 2)

Нет предела творчеству, ибо творчество – это та самая детская игра, которая сумела выжить во взрослом человеке.

В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь — процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят.

Используемая литература:

  1. Оригами как технология развития творческой деятельности детей. Андрюха Н.И., учитель начальных классов. Соловьева Н.В., - г. Ростов-на-Дону, ж. Воспитатель ДОУ № 4 – 2009.
  2. Познание мира посредством оригами — изящно, конкретно, эффективно. Н.В. Швалева. - ж. Дошкольная педагогика №2 /февраль/ 2008.
  3. 3.Справочник зам.директора по воспитательной работе. Сост. Л.В. Голубева, Г.П. Попова – В.: «Учитель», 2006
  4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.
  5. Л.Р. Болотина, Н.В. Микляева «Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы». – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.
  6. Оригами и педагогика.Материалы первой Всероссийской конференции преподавателей оригами. – М.: Издательство «Аким», 1996.
  7. Бумажные фантазии: оригами плетение из бумаги / автор-сост. М.П. Згурская. - Ростов н/Д: Феникс; Харьков: Фолио, 2007.
  8. Лучшие оригами. 250 оригинальных моделей. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.ХХ1 век», 2008.
  9. Щеглова А.В. Оригами для детей и взрослых. Красивые вещи своими руками. – Ростов-н/Д.: Издательский Дом «Владис», Издательский Дом «Рипол Классик», 2007.

Приложение 3, Приложение 4.