«Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»
Я.А. Коменский.
Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?
У любого учителя особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать новое. – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения со школой, с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.
Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь воспитание познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна. По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.
Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.
Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать, объяснения.
В чем же назначение занимательности:
- Первоначальный толчок к познавательному интересу;
- Опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
- Своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
- Средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:
- Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
- Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
- Внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);
- Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
Примеры такого занимательного занятия и дидактической игры способствующих развитию познавательного интереса и активности детей дошкольного возраста мы предлагаем вам.
Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.
Программные задачи:
1. Формировать элементарные математические представления:
- обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам:
- упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5;
- развивать умения сравнивать предметы с помощью мерки;
- формировать представления о пространстве (право, лево) и времени (дни недели, время суток);
- развивать умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти.
2. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
3. Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Интересно, что в ней? (Воспитатель достает Петрушку и письмо с загадкой).
Петрушка:
Я – мальчишка не простой
Любопытный, озорной
Все хочу успеть, узнать
Будете со мной играть?
Воспитатель: Все бы тебе, петрушка, играть. Очень важно заниматься, чтобы много знать и уметь.
Петрушка: Я и так все знаю.
Воспитатель: Тогда помоги отгадать загадку. И вы ребята, слушайте внимательно :
«Научит она никогда не скучать
И форму, и цифры, и цвет различать,
Задачки решать
И предметы считать
А как же её одним словом назвать?
Петрушка: Ну, нет – этого я не знаю.
Воспитатель: Тогда я вас ребята, приглашаю отправиться в интересное путешествие: выполнить разные задания, поиграть и правильный ответ на загадку узнать. Хотите в путешествие?
Посмотрите необычный поезд – поедим на нем. (вагончики поезда – детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры)
Чтобы получить билет, дайте правильный ответ:
- Посчитайте сколько всего вагончиков?
- Какой формы первый вагончик? 3-й?
- Какой по счету вагон круглой формы?
- Какой по форме вагон находиться между 1-м и 3-м?
Молодцы! Получите билет и займите место в вагоне такой же формы.
(Воспитатель надевает шапочку кондуктора)
Воспитатель: Внимание! Проверка билетов!
- Какого цвета Ваш билет?
- Какой формы Ваш билет?
- Покажите только синие билеты.
Дети рассаживаются.
Пока дети едут можно провести любую речевую игру на тему поезд.
Раздается свисток.
Петрушка: Почему остановились?
Воспитатель: Развилка. (Стрелки на право и налево. Две колеи: правая широкая, левая узкая)
- Какое направление указывает эта стрелка? А другая?
- А по какой колее нам ехать? Они одинаковые или разные?
- Как проверить?
Дети сравнивают ширину колеи меркой.
Воспитатель: Какая колея подойдет по ширине нашему поезду?
Дети прикладывают мерку к импровизированным колесам поезда и выясняют, какая по ширине колея подходит.
- Значит, в какую сторону мы дальше поедим?
Дети встают друг за другом паровозиком. Динамическая пауза.
Воспитатель: Станция «Лесная». Выходите на опушку, смотрите, а на дереве нас ждет мудрая сова. Она знает все цифры, а вы знаете?
Дети считаю. Прямой и обратный счет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этой полянке растут грибы, ягоды, цветы. Растут они не врозь, а вместе, группами. Найдите на поляне группу предметов, которые соответствуют по количеству цифре 3? 5? (Воспитатель проверяет правильность ответов).
Петрушка: Давайте поиграем! Вставайте в круг, игра с мячом «Назови дни недели», «Время суток».
Воспитатель: Делу время, а потехе час! На лесной полянке живет ёжик. И он просит нашей помощи. Надо помочь ему собрать в корзину только съедобные грибы. Ёжик даст подсказку как определить съедобный гриб.
Задание выполняется с блоками Дьенеша. Детям раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку и находят нужный им блок (съедобный гриб) складывают в корзину к ёжику.
Петрушка: Как долго мы гуляем по лесу, наверно, все проголодались. Давайте угостим наших зверят чем-нибудь?!
Воспитатель: Ой! Пока мы на поезде ехали, по дорожкам сказочного леса шагали - все угощения перемешали. Давайте разберемся, что здесь у нас в ведерке? Кого чем угостить?
Воспитатель: Может быть, теперь вы сможете догадаться, про что же была загадка (читает еще раз)
Если дети затрудняются – напоминает – Где мы сегодня были, и что делали?
Что нам помогло справиться со всеми заданиями? Знание Математики.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы с Петрушкой наградим вас самой лучшей отметкой, которую ставят в школе.
Воспитатель раздает детям медальоны с цифрой пять.
Дидактическая игра для старших дошкольников в двух вариантах:
- на решение математических примеров;
- с использованием логических блоков Дьенеша.
Игровой сюжет: Однажды на страну сказочных героев налетел ураган. Сильный ветер сорвал номера со всех домов. И теперь почтальоны не могут доставить корреспонденцию по нужному адресу. Поросенок Наф-Наф ждет телеграмму от брата, лягушка – Квакушка поздравление от мышки – Нарушки, а кот Матроскин ждет посылку от дяди Федора. Но почтальону Печкину одному, ни как не успеть доставить письма и открытки во время. Давайте, ребята, поможем почтальонам разнести письма и телеграммы адресатам. Для того, чтобы правильно доставить почту необходимо соблюдать некоторые условия.
Игровой материал: картинки с изображением домиков, почты, почтальона Печкина; карточки с математическими примерами на сложение и вычитание и карточки со схемами кодирования свойств блоков.
Учебно-игровые задачи:
- Учить на наглядной основе решать простые задачи на сложение и вычитание. При решении задач учить пользоваться знаками действий плюс и минус;
- Развивать способность к замещению и моделированию свойств предметов с помощью схем кодирования и декодирования их;
- Развивать логическое мышление;
- Воспитывать самостоятельность в принятии решений.
На магнитной доске представлены картинки с изображением домиков. Один домик является почтой, рядом с ним стоит почтальон Печкин Александр Иванович. Остальные домики: Наф-Нафа, теремок, домик из деревни Простоквашино. Под домиками карточки с математическими примерами, решив, который дети определят номер (адрес) домика, аналогично и номер почты.
Играем! Думаем! Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер не совпадает (разный) с номером почты. А для этого, чтобы узнать номер дома, необходимо решить пример, результат и есть номер. Остается только сравнить номер дома и почты, на нужный адрес закрепляется конвертик. Условия можно изменить по желанию воспитателя.
Для проведения второго варианта игры необходим набор «Логических блоков Дьенеша»
Условия будет таким: Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер дома совпадает с номером почты. А номер дома обозначен блоком, который закодирован в схеме-карточке. Совпадение или несовпадение может быть по одному, двум, трем признакам, в зависимости от умений детей пользоваться блоками.
Следует помнить: переход от дошкольного детства к школьному обучению – это не только изменение образа жизни ребенка, но и серьёзный психологический перелом в его сознании. Формирование познавательной активности ещё в дошкольном возрасте должно являться подготовительным этапом, обеспечивающим постепенный переход от дошкольных к школьным формам и методам обучения, стать основой функционирования активной, разносторонне развитой личности.