Введение.
На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому, текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета учителю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы.
§1. Текст как система по формированию различных умений и навыков.
На уроках английского языка текст, представляют как систему речевого продукта носителей английского языка. Он несёт особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы, контекста, ситуации, проблемы, сферы и жанра обращения, ориентации на определённого адресата, с отражением социального, деятельностного фона, выражением социальной, профессиональной, личностной позиции. Лингвисты рассматривают текст как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. Текст следует рассматривать в следующих обучающих функциях: как иллюстрацию функционирования языковых единиц; как образец речи определённой структуры, формы и жанра; как образец реализации речевых намерений автора; как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения (текст-диалог); как структуру управления учебными действиями учащихся (учебный текст); в обучении аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, интонации) и в обучении видам иноязычной речевой деятельности (всем видам чтения, говорения, аудирования, письма). Диалогические тексты, особенно специально составленные, способны стать основой самостоятельного коммуникативного тренинга, то есть самообучения иноязычному общению. Функции текста в обучении иноязычному общению отнюдь не исчерпываются вышеназванными. К тексту как системе тесно примыкают и структурно-речевые образования разные типы текстов монологического и диалогического характера, смешанные жанры высказываний. Систематизация различных типов текстов необходима для обучения иноязычному общению с целью формирования у обучаемых способности пользоваться различными жанрами, тактиками и техниками речевого общения, с одной стороны, и их сочетания в соответствии с условиями деятельности, ситуацией общения, характером ролевого поведения собеседников, их межличностного и межролевого взаимодействия,- с другой.
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным операциям с материалами текста, разнообразным манипуляциям с разнохарактерными единицами - предложением, сверхфразовым единством, субтекстом и текстом с учётом жанровых и стилистических особенностей определённого класса исходного (образцового) текста, навыкам и умениям дифференциации, реконструирования, трансформации и конструирования языковых единиц в решении определённой учебной задачи (например, пересказа текста, его использования в коммуникативно - обращённом устном монологическом высказывании, диалоге, письменном сообщении и т.д.).
§2. Обучение различным приёмам работы с текстом на различных этапах.
Работу с текстом делят на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Обучение приёмам работы с текстом и получение необходимых знаний, умений и навыков позволяет учащимся овладеть умениями и навыками самостоятельной работы с текстом и подготовки речевых высказываний различного типа.
ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
Приёмы работы с материалом текста и соответствующие упражнения на ПРЕДТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, тренировки сиюминутной их семантизации, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видовременными формами глагола и т. д.) и языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования.
Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:
- Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.
- Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.
Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:
- Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.
- Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.
- Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д.
- Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме.
Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:
- Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …).
- Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени).
Упражнения на различение грамматических явлений:
- Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их.
- Выпишите предложения с данной грамматической формой.
- Объясните употребление данной грамматической формы.
Подстановочные упражнения:
- Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
- Замените выделенную форму по образцу.
Трансформационные упражнения:
- Составьте из двух предложений одно простое.
- Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых.
- Выразите ту же мысль другими средствами.
Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:
- Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово.
- Определите значение сложного слова по его элементам.
- Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную.
Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:
- Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте
- Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
Предтекстовая ориентировка читающего:
- Ответьте на предтекстовые вопросы.
- Определите верные и неверные утверждения.
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
На ТЕКСТОВОМ ЭТАПЕ предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.
Упражнения на свёртывание текста:
- Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию.
- Расположите предложения абзаца по степени важности информации.
- Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации.
Упражнения на реконструкцию текста:
- Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.
- Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой.
- Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.
Упражнения на перефразирование:
- Замените слово синонимом по образцу.
- Замените слова дефиницией (описанием).
- Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу.
- Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием.
- Воспроизведите текст по плану
Упражнения на обобщения материала:
- Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП.
На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.
Упражнения на выявление темы текста:
- Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте.
- Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему.
- Сформулируйте тему самостоятельно.
Упражнения на передачу сюжета:
- Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета.
- Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте.
Упражнения на составление характеристики персонажей:
- Выделите авторские характеристики.
- Ответьте на вопросы к фрагментам текста.
- Поставьте вопросы к фрагментам текста.
- Прокомментируйте авторскую характеристику героев.
- Дайте свою характеристику героям.