План:
- Проблема развития и воспитания учащихся в процессе обучения.
- Практическая направленность преподавания химии одно из основных требований к уроку.
- Пути и формы решения данной проблемы (из личного опыта)
a. Развитие познавательного интереса к изучаемому
b. Химический эксперимент
c. Экспериментальные задачи
d. Расчётные задачи
e. Экологические вопросы - Прикладная направленность изучения химии в средней школе: прошлое и настоящее.
Основными чертами развитого человека современные дидакты считают самостоятельность и сознательность. Обеспечить такие личности может активный характер учебного процесса.
Показателями общего развития учащихся следует считать не только уровень усвоения знаний, но и умение использовать приобретённые знания в жизни, есть определенные компетенции: ключевые, базовые, владение приёмами умственных действий и определённые качества ума.
Проведённые исследования психологов, дидактов и учёных-педагогов показали. Что развитие учащихся в процессе обучения обеспечивается определённой дидактической системой, называемой теорией развивающего обучения. Цель данной системы обучения - сформировать у учащихся глубокие и прочные знания и определённые интеллектуальные умения, воспитывать их познавательную активность в учении, достичь сознательности и самостоятельности в действиях.
Для решения поставленных задач важно использовать в преподавании предмета разнообразные методы, усиливающие практическую направленность урока, данные компетенции, то есть готовность учащихся использовать усвоенные знания , умения и навыки , а так же способы деятельности в жизни , для решения практических и теоретических задач. Если учитель не включает в процессе учебного познания отобранные факты, которые связывают теорию с практикой, с жизнью, знания учащихся оказываются формальными.
В процессе обучения химии учащиеся учатся проводить простейшие химические операции, собирать из готовых деталей приборы для получения газов, распознавать вещества по характерным для них качественным реакциям, приготовлять различные растворы различной концентрации и т.д. Связь химии с жизнью надо понимать широко, это не только знакомство с продуктами химического производства, но и знания важнейших химических процессов, происходящих в живых организмах, наблюдаемых в быту, природе, использование новых средств обучения, посредством которых раскрываются современные достижения химии и химического производства.
На своих уроках я стараюсь приблизить изучаемый материал к окружающей деятельности.
В теме «Первоначальные химические понятия» подбираю примеры тех явлений, с которыми учащиеся знакомы в повседневной жизни.
При составлении формул обращаю внимание на формулы уже знакомых учащимся веществ. Например СаО (негашёная известь). Са(ОН)2 (гашёная известь), NaCl (поваренная соль), NaHCO3 (пищевая сода). Na2CO3 (кальцинированная сода), СаСО3 (мел) и др.
При изучении основных классов органических веществ раскрываю необходимость их изучения, формирую познавательный интерес.
Так, на уроке «Основания. Щёлочи» читаю рассказ профессора B.C. Полосина из его статьи «Некоторые приёмы развития познавательного интереса учащихся» (журнал «Химия в школе» №3-4-92).
Эту работу по отбору материала, имеющего практический интерес, продолжаю на всех этапах обучения химии.
Главные, постоянно действующие связи с жизнью осуществляются через учебники, с которыми учащиеся имеют дело ежедневно.
Однако, в учебниках недостаточно освещены области применения веществ в промышленности, сельском хозяйстве. Поэтому, эти вопросы приходится дополнительно раскрывать в небольших сообщениях учащихся, их рефератах.
Так, при изучении темы «Железо в природе. Применение железа», учащиеся готовят сообщения «Железо в природе», «Железо в Космосе», «Железо в земной коре», «Будущее железа» и др. При изучении фосфора рассматриваем его значение в жизнедеятельности человека. Учащиеся знают, что фосфаты кальция в кислой среде превращается в растворимые соли Сообщаю учащимся, что при приготовлении пищи фосфаты кальция костей животных и рыб частично переходят в растворимое состояние и усваиваются организмом человека.
При изучении этой же темы учащиеся выступают с докладами «История открытия фосфора», «Как изобрели спички» и др. Готовя свои сообщения или рефераты учащиеся используют материал из журнала «Химия и жизнь», из «Книги для чтения по неорганической и органической химии», а также другие пособия. Вопросы практического характера очень широко освещаю при изучении органической химии. Каждая тема связана с жизнью. На этих уроках я не ограничиваюсь только сообщениями учащихся. Формы здесь различные. Это могут быть проблемные вопросы, задачи расчётные или экспериментальные и др. Так, при изучении темы «Углеводы», ставлю задачу перед учащимися в виде вопросов: Почему, если долго жевать кусочек хлеба, он кажется сладким?
- Чем объясняется образование корочки при жарении картошки, выпечке хлеба или кондитерских изделий?
- Почему варенье слаще сахара? И др.
При изучении темы: «Природные источники углеводородов» мы говорим о добыче бурого угля у нас в регионе (г. Гусиноозёрск). его практическое применение. В теме «Спирты» поднимаем вопрос «Алкоголизм - проблема социальная и экологическая».
Изучая карбоновые кислоты, знакомимся с пищевыми кислотами. При изучении бензола (его практическое значение) даю некоторые формулы азотистых веществ, лекарств.
Основой преподавания химии является химический эксперимент может стать средством познания и обеспечить совершенствование знаний и практических умений учащихся, а также является средством их развития в процессе обучения. Для формирования практических умений, а тем более для их развития необходимо время. Изыскать его возможно, если осуществить формирование практических умений поэтапно, распределяя эту работу по годам обучения. В течение одного года следует развивать и совершенствовать умения, необходимые для выполнения учащимися химического эксперимента определённого вида. Так, в 8 классе мы формируем умение осуществлять лабораторные опыты, проводить наблюдение при выполнении химических опытов, фиксировать устно или письменно результаты химического эксперимента.
Учащиеся работают в различном темпе. Нередко после проведения 1-2 опытов они забывают, что следует делать дальше. В таких случаях им помогает письменная инструкция практическим работам, которые предложены в учебнике, я составляю письменные инструкции и планы на отдельных листах.
В 9-м классе необходимо развивать умение выполнять практические работы и с достаточной полнотой оформлять результаты эксперимента в отчётах. Сформировать более частное умение - выполнять некоторые виды химических задач экспериментально.
В 10, 11 классах следует добиться наибольшей самостоятельности при выполнении школьниками различных видов химического эксперимента.
Для запоминания способов практических действий в течение учебного года учащимся следует предлагать аналогичные упражнения по каждому виду эксперимента.
Отдельные аспекты практических действий отрабатываются также при экспериментальном решении специально подобранных задач. Переход от одного вида химического эксперимента к другому следует рассматривать как задания различной степени трудности, т.к. при выполнении лабораторных и практических работ учащиеся совершают действия различной глубины, широты и самостоятельности.
При проведении химического эксперимента стараюсь использовать хорошо известные учащимся продукты. Например, для получения углекислого газа и распознавания карбонатов использую мел или пищевую соду.
При изучении белков применяю не только яичный белок, но и молоко, творог, мясо.
При изучении темы «Углеводы» учащиеся проводят лабораторную работу в течение 12-15 минут на уроке по изучению состава и свойств глюкозы. Учащиеся работают группами. Одной группе раздаётся по 3-4 изюминки, другой - кусочки яблока, третьей - глюкоза кристаллическая, четвёртой - кусочки сахара-рафинада. Сам учитель проводит опыты с мёдом.
Перед учениками ставится задача: определить наличие спиртовой и альдегидной группы в исследуемых веществах. Все наблюдения обобщаем в виде таблицы на доске.
Многие связи химии с жизнью даю в виде задач.
Начинаю с простых, например, почему гаснет спичка если на неё подуть (8 кл). Или при изучении темы «Вода. Растворы. Основания», даю практическую задачу рассчитать потери пресной воды при неисправном водопроводном кране.
Постепенно задачи усложняю. Большое внимание уделяю решению качественных практических задач. Это прежде всего задачи на распознавание веществ. Они выполняются учащимися не только на практических занятиях, но и на обычных уроках в виде индивидуальных заданий.
Ознакомление со многими химическими понятиями начинаю с проверки результатов практического задания. Например, изучение жёсткости воды учащиеся начинают с опыта: в каждой воде - морской или дистиллированной быстрее образуется устойчивая пена при действии одного и того же раствора мыла.
Многие экспериментальные задания учащиеся сначала разбирают в форме «мысленного» эксперимента, а затем подтверждают опытным путей.
Примеры таких задач:
- Как снять ржавчину с гвоздя химическим способом?
- Из смеси цинковым и медных опилок выделили медь химическим способом
- Как очистить активированный уголь от попавших в него железных опилок? Уже в 8 классе практические задания дифференцирую. Так, при выполнении практической работы: «Очистка поваренной соли от загрязнений» даю некотрым учащимся такое задание: в сахарную пудру попала угольная пыль. Перечислите все операции, которые вы должны бы последовательно использовать, чтобы очистить сахар.
При выполнении практической работы «Приготовление раствора» одновременно с заданием: приготовить раствор соли с определённой массовой долей растворённого вещества даю задание на молярную концентрацию.
Письменное оформление химического эксперимента в тетрадях, особенно при решении химических задач сопровождается большой мыслительной работой учащихся и способствует совершенствованию их учебных умений.
Большое значение для развития познавательной деятельности учащихся, а также для усиления практической направленности обучения имеют упражнения в решении расчётных химических задач.
Подбирая расчётные задачи, обращаю внимание на их текстовое содержание, чтобы эти задачи имели практическую направленность.
Например, задача №1:
Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 20 г гидрокарбоната натрия.
Задача №2:
Гидрокарбонат аммония используется при выпечке кондитерских изделий.
Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (при н.у.) образуется, если в тесто внесено 50 г гидрокарбоната аммония.
Задача №3
Хром используется главным образом в металлургической промышленности, для производства специальных сталей. Феррохром, не содержащий углерода, получают методом алюмотермией. Какие количества железа и хрома будет содержать феррохром, полученный из 44,8 г хромостного железняка?
Осуществляя практическую направленность преподавания, нельзя забывать о воспитании у учащихся ответственного отношения к природным ресурсам страны. Будущие работники промышленности и сельского хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения должны быть экологически грамотными специалистами. Основы экологических знаний формируются в школе. Свой вклад в экологическое образование учащихся вносит курс химии. При планировании образовательных и воспитательных задач уроков я учитываю вопросы экологии. Содержание, глубина и уровень изучения экологического материала на отдельных уроках химии различны.
Это могут быть отдельные фрагменты или обобщающие уроки. Например, «Вода и её охрана на Земле» (8 кл). «Воздух и его охрана» (8 кл). «Экологические проблемы развития химической промышленности» (9 и 10 кл).
В статье «Прикладная направленность изучения химии в средней школе: прошлое и настоящее» Э.Е. Нифатьева и Н.П. Парамонова (МШУ им. В.И. Ленина ) пишут: «Бесспорно, что задача связать изучение химии в школе с подготовкой учащихся к практическому использованию полученных знаний в технике, сельском хозяйстве, медицине, быту, была не только оправданной, но и остро необходимой. Между тем. Её нельзя назвать простой, в связи с этим она нуждалась в методологическом анализе. Такой анализ изначально сделан не был, что привело в конечном счёте к появлению искусственных трудностей.
Рассмотрение связей преподавания химии с реальностями жизни и сегодня представляются весьма сложной проблемой: она обширна, разнопланова. в известной степени противоречива.
Поэтому, несмотря на энтузиазм многих преподавателей, авторов учебников и методистов эффективность разработки этой проблемы оказалась незначительной.
Стандарт химического образования, как правило, больше не требует формальных знаний о производствах и вообще не льёт воду на мельницу так называемой политехнизации. Это положительное явление. Однако, до сегодняшнего дня не определены методические решения, обеспечивающие эффективную подготовку учащихся к применению химических знаний в реальной жизни, (условно назовём это знаниями по прикладной химии или прикладными химическими знаниями). По нашему мнению, успехи в обсуждаемой проблеме могут быть достигнуты не путём перестановки программных положений, выделением каких-либо тем перед другими, а путём разработки новой концепции школьной химии и реализацией её в новых программах, учебниках и других составляющих учебно-методических комплексов по химии.
Прикладные вопросы не обязательно должны касаться промышленной тематики. Они могут относиться и к области сельского хозяйства, медицины, культуры, быта. Следует очень серьёзно отнестись к вопросам экологического содержания.
Необходимо ввести в учебные планы ВУЗов специальные курсы по прикладной химии. Успех в этой работе может по-настоящему обеспечить мотивацию к заинтересованному изучению химии в школе, снять с химии ореол абстрактности и недоверие со стороны значительной части населения. Сделать возможным выполнение химией этих задач, которые объективно вытекают из потребностей современного общества.
Литература
- Зуева MB., Иванова Б.Б. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. М: «Просвещение» 1989 г
- Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии. М.: «Просвещение», 1987 г
- Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии М.: «Просвещение». 1978 г
- Третьяков Н.Д. и др. Химия и современность М.: «Просвещение», 1985 г
- Буринская Н.Н. «Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе обучения химии». М.: «Просвещение» 1983 г
- Каверина А.А. Усиление политехнической направленности обучения химии. М.: «Просвещение». 1987 г
- Т.Н. Жуков, М.В. Зуева и др. Совершенствование обучения химии в 7-8 классах средней школы, М.: «Просвещение» 1973 г
- Верховский В.Н., Смирнов А.Д. Техника химического эксперимента. М: «Просвещение», 1973 г
- Нифантьев Э.В., Парамонова Н.Г. «Прикладная направленность изучения химии в средней школе: прошлое и настоящее. Журнал «Химия в школе» №4. 1994 г
- Полосин B.C. «Некоторые приёмы развития познавательной деятельности учащихся» Журнал «Химия в школе» - №3-4. 1992.