ИЗ ИСТОРИИ ИГРУШКИ
Любой человек, независимо от возраста и профессии, где бы он ни жил, в городской многоэтажке или в тихой сельской местности, помнит игрушки своего детства. Выполненные из разных материалов, они обладают огромным запасом исторической памяти. Это яркие проявления массовой культуры, глубоко жизненные и народные. Создатели традиционных игрушек, как сказатели и песенники, передавая традиции ремесла из поколения в поколение, передают представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, она тоже носитель прошлого, носитель национальной духовной культуры. Археологи, историки, этнографы, исследуя традиции игрушек, изучают творчество мастеров давних времен и современности, которые, передавая из поколения в поколения игрушечное мастерство, смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты.
Глина была повсеместно распространенным подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древние времена. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к временам бронзовой эпохи. Это маленькие глиняные погремушки, свистульки-птицы, животные, фигурки людей, посуда. Они не только были обожжены, но и иногда украшались росписью и глазурью. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или забавы ради. А потом игрушки из глины стали и предметом продажи. Их стали делать специально для ярмарок. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий.
Азы лепки из глины:
1.Подготовка глины. Нужно взять кусочек глины, зажать его между большим и указательным пальцами, опустить в воду и, когда глина намокнет, растереть. Если глина разминается легко и в ней нет песчинок, она годится для работы.
Если же масса шершавая и в ней много песчинок, то она не годится для лепки. Но такую глину можно сделать пригодной для работы. Нужно взять посуду, развести в ней глину так, чтобы она была как густое молоко, и сильно разболтать. Через два часа осторожно слить жидкую массу через сито или мелкую сетку в другую посуду. А осадок на дне из песчинок и тяжелых частиц выбросить. Слитую массу надо поставить на теплое место - вода испарится, и останется хорошая глина.
2. В мокрую глину нельзя залепливать никаких твердых предметов, потому что глина, высыхая, сжимается, а твердые предметы не сжимаются, мешают глине сжиматься - она трескается.
3.Прилепляя одну форму к другой, необходимо место соединения поцарапать стекой на обеих формах и обильно смочить обе поцарапанные поверхности водой. Наложив одну форму другую, немного потереть их одну о другую, а затем уже заглаживать края. Если этого не сделать, при высыхании отдельные части могут отскочить.
4.При лепке пользуйтесь разными скульптурными стеками, их можно купить в магазине или изготовить самим.
5.Начинайте с простого.
6. Сохнуть поделка должна от нескольких дней до двух недель, зависимости от объема. Сушить надо в тени и без сквозняков.
Урок по теме: "ЛЕПКА ПТИЧКИ - СВИСТУЛЬКИ. СОВРЕМЕННАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА - ПРОДОЛЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ"
Цель:
- Знакомство с основными секретами изготовления народной глиняной игрушки.
- Попытка найти свой индивидуальный стиль.
Задачи:
- Обучить основным традиционным приемам работы с глиной.
- Изучить основные центры традиционной народной глиняной игрушки.
- Развитие творческой фантазии.
В работе используются дидактические материалы: фотографии, плакаты, таблицы, традиционные керамические игрушки, авторские керамические игрушки, детские работы прошлых лет.
Скатаем из глины шарик, примерно как куриное яйцо. Если глина прилипает к руке - слишком влажная глина, надо немножко помять. Если трескается - пересохла, надо увлажнять (шаг 1)
ШАГ 1
Cделаем из него лепешку (шаг 2)
ШАГ 2
Скатаем лепешку, как пельмешку, но место начинки оставляем пустым. Воздух и будет нашей начинкой (шаг 3)
ШАГ 3
Приминаем края, форма уже напоминает птичку (шаг 4)
ШАГ 4
Вытягиваем голову, хвостик, ножки. (Надо помнить, что длинные и тонкие части легко ломаются, и трудно сохраняются) (шаг 5)
ШАГ 5
Лепим колбаску примерно диаметром 1 см. Режем стекой кружочки 7 штук (шаг 6)
ШАГ 6
Складываем по три друг на друга сдвигом на полкруга. Прикладываем к туловищу птички, слева и справа. А седьмую на голову вдоль или поперек (шаг 7)
ШАГ 7
Декорируем птичку - легким прикосновением кончика стеки создаем разные узоры (шаг 8)
ШАГ 8
Превращаем птичку в свистульку. Для этого делаем прямоугольное отверстие внизу птички на туловище около хвоста. Край напротив хвоста должен быть острым, чтобы рассекать поток воздуха. Для этого делаем второе отверстие от хвоста, направленное к острому краю первого отверстия. (См. схему, шаг 9)
ШАГ 9
Чтобы игрушка заиграла разными звуками, делаем отверстия по бокам птички
Птичка готова, остается ждать, когда высохнет, теперь можно обжечь и расписать
Глиняные игрушки
(статья Никольской Дарьи, ученицы 9В класса МОУ СОШ №9)
Сижу в кабинете ИЗО и стекой наношу узор на только что законченную мною глиняную игрушку. Через несколько минут она ещё и обретёт свой голос, оживёт. А душа в ней уже есть. И как может не быть! Вложено столько сил и терпения, чтобы превратить бесформенный серый кусок глины в законченное произведение искусства! Подумать только, многие и многие века люди совершенствовали свои умения, придумывали что-то новое, а само гончарное искусство возникло почти вместе с человечеством. Давным-давно, ещё даже до нашей эры, в пещере, у только что разведённого и не так давно "изобретённого" огня, сидели такие же дети как и мы, разминали в руках голубую пластичную массу, скатывали её в шары, пытались превратить в птицу, кошку, что живёт сама по себе, и первого верного друга - собаку. В их глазах, вместе с отблесками от костра, сияла радость, такая же как и у нас, от того, что только что необыкновенная, волшебная сила сотворила ВЕЛИКОЕ чудо. И эта сила - МЫ!!!
Сложно себе представить, что много веков назад босоногие ребятишки, девочки и мальчики с весёлым смехом старались вылепить сами героев сказок: и старую вздорную бабульку, которая каждое утро заставляет доедать кашу из любимой глиняной тарелки, и любимицу всей большой семьи Мурку, и доброго пса, вечно сидящего в своей конуре.
А вы знаете, что именно в это время в нашем городе и области появилась первая свистулька? Тогда Тверь была захвачена монголо-татарами. Наша рать вела бои в лесах и, чтобы поддерживать связь друг с другом (мобильных телефонов на тот момент не существовало), использовали глиняную свистульку - петушка. Гордо выпяченная вперёд грудка удобно лежала в ладони, а для различения сигналов, их делали музыкальными, проделывая по бокам отверстия.
Возможно, провожая главу семьи, закованного в латы, в бой, дети дарили ему на счастье игрушку, сделанную с большой любовью и старанием. Наверное, она не раз спасала в трудную минуту!
Рассказал нам об этом наш учитель Александр Михайлович Аюкин. Нам очень интересно на его уроках! Как правильно взять глину, чтобы она не потрескалась, как подарить игрушке голос, кто впервые придумал лепку - все эти большие секреты он не держит в тайне. Иногда кажется, что он жил и в эпоху пещерного человека, и в Киевской Руси. И дети тех времён так же со вниманием слушали его и повторяли каждое слово и движение.
Как бы было здорово, если бы он научил всему этому и вас!
:Я сижу в кабинете ИЗО. Моя игрушка почти закончена. Она уже умеет по-своему говорить (заметила, что у каждой свой голос). Уже надет на неё узорчатый наряд. Не знаю, похожа ли она на дымковскую, филимоновскую, каргопольскую? Да и не важно! Главное, что в ней тепло моих рук, моя душа и большая кропотливая работа.
В детстве ярче светит солнце, и ручей звенит звонче, и прикосновение к чуду (а создание керамической игрушки - это чудо, волшебное и прекрасное) остается на всю жизнь.