Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией учебной компьютерной презентации.
Цели учителя:
− познакомить с профессионально значимыми личностными качествами педагога; со спектром педагогических специальностей, помочь представить единую картину педагогической профессии;
- дать понятие ПВК учителя;
Методы обучения:
словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация слайдов); методы стимулирования и мотивации.
Дидактические средства обучения:
Учебная компьютерная презентация.
Изучив материал данной темы учащиеся должны:
знать:
- профессионально значимые личностные качества педагога;
- спектр педагогических специальностей;
- понятие ПВК учителя.
уметь:
- определять свое соответствие профессии педагог.
Ход урока:
I Актуализация опорных знаний
а) вступительная беседа с последующим повторением изученного материала.
− Прежде чем мы познакомимся с профессией учителя, давайте ответим на вопрос: какова главная цель этой профессии?
− Профессию выбирают часто на всю жизнь, и она становится одной из важнейших жизненных ценностей. Наверное, поэтому так важно ответить для себя на вопросы: какова будет цель профессиональной деятельности, что будет ее результатом, чему будет посвящена значительная часть жизни?
- Вы наверняка слышали, что учителей часто называют педагогами. Что это такое – синонимы или что-то другое?
- Если обратиться к справочной литературе, то окажется, что это не синонимы. Педагог – это более общее понятие по отношению к понятию учитель. Педагогами называют и воспитателей детских садов (дошкольных учреждений) и преподавателей в области профессионально-технического и высшего образования, и социальных педагогов.
- Что объединяет все эти профессии?
- Общим для них является вид трудовой деятельности. Это педагогическая деятельность.
- Профессия учитель служит базовой для различных педагогических специальностей.
- Напомните мне, в чем отличие специальности от профессии?
- Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и умений и являющийся обычно источником существования?
- Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии. (Слайд 2)
II Формирование новых знаний
а) изучение нового материала
- Специальность имеет более узкий характер и отражает более дифференцированно профессиональную деятельность с учетом особенностей этой деятельности, условий труда, цели этой деятельности. К примеру, профессия учителя является базовой для таких специальностей, как учитель начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранных языков, информатики, физической культуры, музыки, изобразительного искусства и др.
- Скажите, а какие специальности в рамках профессии учителя, вы смогли бы мне перечислить?
- Давайте рассмотрим спектр педагогических специальностей и их классификацию:
б) работа со схемой (слайд 3,4)
- Сколько классификаций мы рассмотрели?
- Сколько всего специальностей входят в эти классификации?
- Отсюда видно, что круг людей, которые занимаются педагогической деятельностью, велик.
Чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимо три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей должен сопутствовать успех.
Дж. Рескин
- Скажите, как вы поняли слова Дж. Рескин?
- Что можно сказать о выражении «не должна быть изнуряющей»?
- Очевидно, что не только психологические и психофизиологические качества человека определяют возможность полноценной самореализации в профессиональной деятельности. Необходимо помнить и о том, что состояние здоровья часто становится серьезным барьером на пути к успеху: либо в виде медицинского противопоказания при приеме на работу или учебу, либо в виде не менее болезненного переживаемого несоответствия, обнаруживающегося уже в процессе работы. Поэтому, имея даже незначительное на первый взгляд, заболевания или отклонение в состоянии здоровья, необходимо посоветоваться по вопросу выбора не противопоказанной профессии с врачем-специалистом. Вместе с ним попытаться сопоставить требования избранного вида труда к здоровью профессионала и собственный медицинский прогноз, не забывая о том, что удовлетворение от любимой работы само по себе служит отличным лекарством [2].
- Попробуйте в своих тетрадях записать те заболевания, которые являлись бы медицинским ограничением для профессии педагог.
- Давайте проверим и сделаем вывод.
- Медицинским ограничением для профессии педагог будут являться заболевания: сердца, сосудов, расстройства нервной системы, дефекты речи и слуха, болезни органов дыхания, кожные и инфекционные заболевания. (Слайд 5)
- Цель, предмет, средства педагогической деятельности неоднозначны. В большей степени эти составляющие труда определяются особенностями профессионального сознания. Следовательно, необходимо иметь представления о том, что выступает в качестве предмета профессиональной деятельности, т. е, что подвергается воздействию (или с кем вступает педагог во взаимодействие), на что непосредственно направлены трудовые усилия педагога.
− А для этого, давайте попробуем ответить на следующий вопрос: что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности?
− Мы с вами ответили на самый главный вопрос, что является предметом профессиональной деятельности педагога.
− Но ведь для того, чтобы осуществлять обучение и воспитание детей, учащихся, педагогу с учетом специфики преподаваемого предмета, необходимо хорошо знать, что они собой представляют, каковы особенности учащихся различного возраста, каковы закономерности их роста и развития. Ведь в школу приходят дети семи лет, а выходят юноши и девушки семнадцати лет.
− Как вы считаете, какие предметы нужно изучить для того, чтобы хорошо знать эти особенности и с какими предметами вообще необходимо будет познакомиться в процессе обучения?
− Итак, давайте посмотрим и запишем с какими предметами в первую очередь знакомится будущий педагог и что вам предстояло бы изучить, если бы вы решили избрать данную профессию (Слайд 6):
- В процессе подготовки все будущие учителя должны овладеть тремя блоками дисциплин − общекультурными, медико-биологическими, психолого-педагогическим и специальными. Первые три блока общие для всех специальностей и четвертый – это различие подготовки в зависимости от выбранной специальности, для математиков это математика, для филологов это русский язык и литература и др.
Ш. Формирование практических навыков
а) работа в тетрадях
- А, достаточно ли одних знаний для успешной деятельности?
- Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?
- Какими качествами должен обладать педагог?
- Ниже я приведу список положительных и отрицательных качеств, которыми может обладать педагог. Ваша задача, определить, какие относятся к положительным, а какие к отрицательным качествам.
- Разделите лист на две колонки.
Мнительность, равнодушие, порядочность, нерешительность, доброта, вспыльчивость, самокритичность, злопамятность, трудолюбие, беспечность, эгоизм, тактичность, мстительность, толерантность, отзывчивость, высокомерие, бескорыстие, любовь к детям, тактичность, безалаберность. (Слайд 7)
- Давайте проверим. (Слайд 8)
- Посмотрите, у вас на столах, лежат листочки, внимательно подумайте и запишите на них те качества личности, которые присутствуют в вас.
- А теперь подойдите по одному к доске и наклейте эти листочки рядом с именами тех, у которых вы можете найти эти качества личности.
- Посмотрите, каких качеств в вас видят другие больше, положительных или отрицательных? Каких качеств вы видите в себе больше положительных или отрицательных?
− Учителю необходимо распознать своих учеников, изучить их особенности, определить их возможности и перспективы развития, разобраться в их поступках, конфликтах, отношениях с другими, оценить верно, и непредвзято их достижения, личностный рост и многое другое.
- Сейчас, я вам предлагаю примерить на себя роль учителя и разобраться в некоторых педагогических ситуациях, которые довольно таки часто приходится решать учителю. Выберите из приведенных вариантов решения те, которые вы считаете оптимальными.
Задача 1.
Возвращаясь вечером домой, учительница встречает на улице своих учеников-старшеклассников, распивающих спиртное. Что делать?
а) не обращая внимания, пройти мимо; поговорить об этом можно после и в другом месте.
б) подойти, сурово отчитать учеников и потребовать выбросить недопитую бутылку в урну.
в) решительно подойти и забрать бутылку; вернуть ее родителям мальчиков, приглашенным в школу.
г) срочно вызвать (по телефону) к месту происшествия кого-нибудь из родителей учащихся.
д) сообщить о случившемся классному руководителю мальчиков, а тот сам решит, что предпринять.
е) в ближайшее время организовать для ребят интересную беседу о вреде курения и алкоголя, пригласив врача-нарколога.
Задача 2.
Родители просят классного руководителя помочь: ребенок, при всем внешнем благополучии, замкнут, отстранен, никогда ничего не говорит родителям о себе, своих друзьях, школьных проблемах. Как повлиять на ситуацию?
а) объяснить родителям, что это — их внутрисемейная проблема и решить ее должны они сами.
б) посоветовать родителям проявлять больше внимания и тепла к своему ребенку, чаще общаться с ним, а не нарочито "лезть в душу".
в) тут же пригласить ребенка и в присутствии родителей серьезно с ним побеседовать
г) провести родительское собрание, посвященное обмену опытом семейного воспитания и проблемам общения "отцов и детей".
Задача 3.
В классе есть ребенок — "слабак", как называют его одноклассники, которые не упускают случая поиздеваться над физически и психологически слабым мальчиком. Как учителю помочь такому ребенку?
а) в такой ситуации помочь может только профессионал — психолог, без него — увы! — не обойтись!
б) такого слабого ребенка следует ограждать от сильных и злых, а последним не давать спуску!
в) прежде всего, необходимо найти хоть одну сильную сторону такого ребенка и именно с этой стороны хоть раз показать его детям.
г) превратить "слабака" в сильного вряд ли удастся; не лучше ли втолковать детям, что его — слабого и беспомощного — нужно любить и защищать?
IV. Подведение итогов урока.
а) рефлексия
- Посмотрите, на доске записан ряд высказываний, попробуйте их продолжить у себя в тетрадях. (Слайд 9)
сегодня я узнал…
я приобрел…
я научился…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я попробую…
теперь я могу…
мне захотелось…
было интересно …
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
я почувствовал, что…
урок дал мне для жизни…
- Сегодня на уроке, я стремилась вам показать, как много требований предъявляется к учителю, как много зависит от него. Готовы ли вы к этому?
Литература
- Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность. Учебное пособие. – Елец, 2005.
- Роботова А.С. Профессия - учитель. М., 2005.
- Бодина Е., Ашеулова К., Педагогические ситуации./Воспитание школьников 1998, №5/