Организация групповой работы на уроках чтения в 1-м классе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


На современном этапе образования на первый план всё более выходят общеучебные умения и навыки. Для первоклассников это в первую очередь умение общаться, умение оценивать свои действия и действия своего товарища, умение схематизировать. Понятно, что о сформированности этих умений говорить ещё очень рано. Работа по их формированию будет продолжена и дальше в течение всего периода обучения этих детей в школе. Но первый этап по становлению данных компетентностей самый сложный и самый ответственный. Во-первых, дети должны понять, что это тоже умение (общаться, рефлектировать, схематизировать), такое же как умение читать, писать, считать и им тоже нужно учиться.

В данной работе мне хочется поделиться собственным опытом обучения первоклассников работе в группах.

Большая часть учебного времени на уроках чтения в первом классе уходит на период обучения грамоте. Почти три учебных четверти дети учатся читать и писать. Поэтому непосредственно к групповой работе на уроках чтения мы перешли с начала 4 четверти. Этому переходу предшествовала кропотливая подготовительная работа по поводу оценивания чтения всех читающих на уроке детей. На уроках чтения с детьми выработали критерии оценивания: способ чтения (по буквам, по слогам или целыми словами), правильность чтения и выразительность. Об осознанности пока в 1 классе не говорю, поскольку, этот параметр пока могу оценить только я. Договорились об условиях оценивания, которые показаны ниже в таблице.

критерий оценки 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
1 Способ чтения целыми словами по слогам по буквам буквы не называются
2 Правильность чтения нет ошибок 1-2 ошибки 3-5 ошибок нет ошибок
3 Выразительность громко, с паузами, интонировано не выполнено 1 условие не выполнено 2 условия не выполнено ни одного условия

В первое время по этим критериям (они после выработки находятся у детей перед глазами) оцениваю сама, показываю, как это делается. Затем оценивание проводят дети (коллективно), я высказываю свою точку зрения после их мнения. Баллы, полученные в течение недели ребёнком за чтение суммируются и ребёнок, набравший определённое количество баллов получает солнышко.

Когда дети научились оценивать чтение товарища по данным критериям (а это произошло к концу обучения грамоте), я предложила им выполнять эту работу в группах. Объяснила это тем, что дома все готовятся и прочитать хочется всем, а возможности выслушать всех на уроке у нас нет, и теперь, чтобы не было обид и успели прочитать все, мы эту работу будем выполнять в группах. Выполнять эту работу в группах стала потому что работая в парах, дети оценивают друг друга не всегда правильно, перенося личное отношение на оценку. Работа в тройках тоже не пошла, потому что разгорался спор по поводу оценивания у двух проверяющих детей. Поэтому пришли к необходимости оценивать чтение одноклассника тремя детьми, чтобы большинством голосов прийти к одному решению. Естественно, что договариваться первоклассникам ещё очень сложно, поскольку они по своим возрастным особенностям эмоциональны, вспыльчивы, обидчивы. Поэтому, чтобы замотивировать детей на работу в группах, мы договорились с ними оценивать на каждом уроке работу каждой группы по критериям: как договорились (работали тихо, не ругались, уступали друг другу, слушали друг друга); все ли работали в группе; объём выполненной работы. Результаты оценивания работы группы фиксируются в отдельной таблице, а потом по окончанию учебной недели самая успешная группа награждается солнышками.

По окончанию урока во время итоговой рефлексии первоклассники оценивают себя по индивидуальным рефлексивным табличкам, в которые входят общеучебные умения, над формированием которых работаем в настоящее время.

Ниже представляю план урока чтения в 1 классе, на котором была использована групповая работа.

Урок чтения в 1 классе.

Тема: Небылицы.

Цель: создание условий для обучения работе в группах.

Оборудование: учебник по чтению, оценочные листы для каждого ученика, оценочные листы для каждой группы, листы и фломастеры для каждой группы (для схематизации), аудиозапись К.И. Чуковский "Путаница".

Ход урока

1. Орг. момент (2 минуты).

- Чему мы с вами учимся на уроках чтения? (Читать).

- А разве вы не умеете читать? (Умеем, но нужно научиться читать ещё лучше).

- А что мы с вами делаем, чтобы научиться читать ещё лучше? (Много читаем, оцениваем своё чтение, чтобы знать, что получилось, а над чем ещё надо работать).

- Вы одни читаете? (Нет, мы читаем в группах, потому что другие могут лучше оценить наше чтение, и так веселее).

- Хорошо, сейчас мы снова поработаем в группах, чтобы вы показали своим товарищам, как вы читаете, а они могли оценить ваше мастерство.

2. Чтение изученного текста в группах (10 минут).

Установка на работу в группах.

Учитель раздаёт каждому ребёнку его оценочный лист и каждой группе тоже её оценочный лист. Напоминает критерии оценки чтения.

Работа в группах.

Рефлексия работы в группах.

Учитель оценивает работу каждой группы по критериям:

- смогли договориться,

- все работали,

- выполнили всё задание (объём выполненной работы).

Дети совместно с учителем заполняют рефлексивные таблицы работы своей группы.

3. Изучение нового материала.

Прослушивание аудиозаписи сказки К.И. Чуковского "Путаница". (3 мин.)

Беседа по прослушанной сказке: (2 мин.)

- Вам понравилось произведение К.И. Чуковского? Чем?

- Как вы считаете, то, что вы слышали, могло случиться на самом деле? Почему вы так считаете?

- Такие литературные произведения, в которых описывается то, чего на самом деле быть не может, называются небылицы. Слово записывается на доске.

- Как вы думаете, почему эти литературные произведения назвали именно так? (Потому что того, о чём в них говорится, не было на самом деле).

- Вы совершенно правы, такие небылицы придумывали и другие поэты. Сейчас мы познакомимся с небылицей, которую написал известный и хорошо вам знакомый детский поэт С.Я. Маршак.

Знакомство с текстом небылицы С.Я. Маршака "Я видел".

Чтение текста небылицы учителем.

Работа над текстом небылицы. (8 мин.)

Работа в группах. Схематизация. (5 мин.)

- Да, в этом произведении много того, чего на свете быть не может. Чтобы было легче вспомнить всё то, о чём написал Самуил Яковлевич, я попрошу вас прочитать текст и сделать маленькие рисунки для каждой строчки. Затем посмотрим, что получится у каждой группы.

Представление группами своих рисунков. Обсуждение. (3 мин.)

Во время сопоставления рисунков групп особое внимание уделялось тому, что рисунки должны быть простыми. Т.Е. если разговор идёт о кошке, то не обязательно рисовать саму кошку, а достаточно нарисовать усы или любой другой значок, который потом сможет нам напомнить о кошке. Таким образом, подвожу постепенно детей к элементарным правилам схематизации.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

Заполнение индивидуальных рефлексивных табличек детьми.

Работа в группах на уроках чтения стала для детей теперь настолько привычной, что они уже без напоминания учителя перед началом урока рассаживаются в группы и со звонком начинают работать. Т.е. уже сами организовываются на работу. А что ещё нужно для учителя?

Кроме этого, данная форма работы является для моих первоклассников подготовительной для вхождения в систему ИОСО на следующий учебный год, тем более, что эта система на уроках чтения будет осуществляться по рейтинговой системе оценивания.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценочный лист

учени___ 1 класса __________________

Критерии оценки                
1 Способ чтения                
2 Правильность                
3 Выразительность                
  всего                
  проверил                

Самооценка

Критерии самооценки                
1 Слушаю, не перебивая, учителя и одноклассников.                
2 Принимаю участие в работе моей группы.                
3 Принимаю участие в работе всего класса.                
4 Схематизирую.                
5 Оцениваю одноклассников.                
6 Оцениваю себя.