На современном этапе образования на первый план всё более выходят общеучебные умения и навыки. Для первоклассников это в первую очередь умение общаться, умение оценивать свои действия и действия своего товарища, умение схематизировать. Понятно, что о сформированности этих умений говорить ещё очень рано. Работа по их формированию будет продолжена и дальше в течение всего периода обучения этих детей в школе. Но первый этап по становлению данных компетентностей самый сложный и самый ответственный. Во-первых, дети должны понять, что это тоже умение (общаться, рефлектировать, схематизировать), такое же как умение читать, писать, считать и им тоже нужно учиться.
В данной работе мне хочется поделиться собственным опытом обучения первоклассников работе в группах.
Большая часть учебного времени на уроках чтения в первом классе уходит на период обучения грамоте. Почти три учебных четверти дети учатся читать и писать. Поэтому непосредственно к групповой работе на уроках чтения мы перешли с начала 4 четверти. Этому переходу предшествовала кропотливая подготовительная работа по поводу оценивания чтения всех читающих на уроке детей. На уроках чтения с детьми выработали критерии оценивания: способ чтения (по буквам, по слогам или целыми словами), правильность чтения и выразительность. Об осознанности пока в 1 классе не говорю, поскольку, этот параметр пока могу оценить только я. Договорились об условиях оценивания, которые показаны ниже в таблице.
№ | критерий оценки | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
1 | Способ чтения | целыми словами | по слогам | по буквам | буквы не называются |
2 | Правильность чтения | нет ошибок | 1-2 ошибки | 3-5 ошибок | нет ошибок |
3 | Выразительность | громко, с паузами, интонировано | не выполнено 1 условие | не выполнено 2 условия | не выполнено ни одного условия |
В первое время по этим критериям (они после выработки находятся у детей перед глазами) оцениваю сама, показываю, как это делается. Затем оценивание проводят дети (коллективно), я высказываю свою точку зрения после их мнения. Баллы, полученные в течение недели ребёнком за чтение суммируются и ребёнок, набравший определённое количество баллов получает солнышко.
Когда дети научились оценивать чтение товарища по данным критериям (а это произошло к концу обучения грамоте), я предложила им выполнять эту работу в группах. Объяснила это тем, что дома все готовятся и прочитать хочется всем, а возможности выслушать всех на уроке у нас нет, и теперь, чтобы не было обид и успели прочитать все, мы эту работу будем выполнять в группах. Выполнять эту работу в группах стала потому что работая в парах, дети оценивают друг друга не всегда правильно, перенося личное отношение на оценку. Работа в тройках тоже не пошла, потому что разгорался спор по поводу оценивания у двух проверяющих детей. Поэтому пришли к необходимости оценивать чтение одноклассника тремя детьми, чтобы большинством голосов прийти к одному решению. Естественно, что договариваться первоклассникам ещё очень сложно, поскольку они по своим возрастным особенностям эмоциональны, вспыльчивы, обидчивы. Поэтому, чтобы замотивировать детей на работу в группах, мы договорились с ними оценивать на каждом уроке работу каждой группы по критериям: как договорились (работали тихо, не ругались, уступали друг другу, слушали друг друга); все ли работали в группе; объём выполненной работы. Результаты оценивания работы группы фиксируются в отдельной таблице, а потом по окончанию учебной недели самая успешная группа награждается солнышками.
По окончанию урока во время итоговой рефлексии первоклассники оценивают себя по индивидуальным рефлексивным табличкам, в которые входят общеучебные умения, над формированием которых работаем в настоящее время.
Ниже представляю план урока чтения в 1 классе, на котором была использована групповая работа.
Урок чтения в 1 классе.
Тема: Небылицы.
Цель: создание условий для обучения работе в группах.
Оборудование: учебник по чтению, оценочные листы для каждого ученика, оценочные листы для каждой группы, листы и фломастеры для каждой группы (для схематизации), аудиозапись К.И. Чуковский "Путаница".
Ход урока
1. Орг. момент (2 минуты).
- Чему мы с вами учимся на уроках чтения? (Читать).
- А разве вы не умеете читать? (Умеем, но нужно научиться читать ещё лучше).
- А что мы с вами делаем, чтобы научиться читать ещё лучше? (Много читаем, оцениваем своё чтение, чтобы знать, что получилось, а над чем ещё надо работать).
- Вы одни читаете? (Нет, мы читаем в группах, потому что другие могут лучше оценить наше чтение, и так веселее).
- Хорошо, сейчас мы снова поработаем в группах, чтобы вы показали своим товарищам, как вы читаете, а они могли оценить ваше мастерство.
2. Чтение изученного текста в группах (10 минут).
Установка на работу в группах.
Учитель раздаёт каждому ребёнку его оценочный лист и каждой группе тоже её оценочный лист. Напоминает критерии оценки чтения.
Работа в группах.
Рефлексия работы в группах.
Учитель оценивает работу каждой группы по критериям:
- смогли договориться,
- все работали,
- выполнили всё задание (объём выполненной работы).
Дети совместно с учителем заполняют рефлексивные таблицы работы своей группы.
3. Изучение нового материала.
Прослушивание аудиозаписи сказки К.И. Чуковского "Путаница". (3 мин.)
Беседа по прослушанной сказке: (2 мин.)
- Вам понравилось произведение К.И. Чуковского? Чем?
- Как вы считаете, то, что вы слышали, могло случиться на самом деле? Почему вы так считаете?
- Такие литературные произведения, в которых описывается то, чего на самом деле быть не может, называются небылицы. Слово записывается на доске.
- Как вы думаете, почему эти литературные произведения назвали именно так? (Потому что того, о чём в них говорится, не было на самом деле).
- Вы совершенно правы, такие небылицы придумывали и другие поэты. Сейчас мы познакомимся с небылицей, которую написал известный и хорошо вам знакомый детский поэт С.Я. Маршак.
Знакомство с текстом небылицы С.Я. Маршака "Я видел".
Чтение текста небылицы учителем.
Работа над текстом небылицы. (8 мин.)
Работа в группах. Схематизация. (5 мин.)
- Да, в этом произведении много того, чего на свете быть не может. Чтобы было легче вспомнить всё то, о чём написал Самуил Яковлевич, я попрошу вас прочитать текст и сделать маленькие рисунки для каждой строчки. Затем посмотрим, что получится у каждой группы.
Представление группами своих рисунков. Обсуждение. (3 мин.)
Во время сопоставления рисунков групп особое внимание уделялось тому, что рисунки должны быть простыми. Т.Е. если разговор идёт о кошке, то не обязательно рисовать саму кошку, а достаточно нарисовать усы или любой другой значок, который потом сможет нам напомнить о кошке. Таким образом, подвожу постепенно детей к элементарным правилам схематизации.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
Заполнение индивидуальных рефлексивных табличек детьми.
Работа в группах на уроках чтения стала для детей теперь настолько привычной, что они уже без напоминания учителя перед началом урока рассаживаются в группы и со звонком начинают работать. Т.е. уже сами организовываются на работу. А что ещё нужно для учителя?
Кроме этого, данная форма работы является для моих первоклассников подготовительной для вхождения в систему ИОСО на следующий учебный год, тем более, что эта система на уроках чтения будет осуществляться по рейтинговой системе оценивания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочный лист
учени___ 1 класса __________________
№ | Критерии оценки | ||||||||
1 | Способ чтения | ||||||||
2 | Правильность | ||||||||
3 | Выразительность | ||||||||
всего | |||||||||
проверил |
Самооценка
№ | Критерии самооценки | ||||||||
1 | Слушаю, не перебивая, учителя и одноклассников. | ||||||||
2 | Принимаю участие в работе моей группы. | ||||||||
3 | Принимаю участие в работе всего класса. | ||||||||
4 | Схематизирую. | ||||||||
5 | Оцениваю одноклассников. | ||||||||
6 | Оцениваю себя. |