Урок окружающего мира в 1-м классе "Одомашнивание животных. Домашние животные и их предки"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить обучающихся с тем, как происходило одомашнивание животных; расширить знания обучающихся о диких и домашних животных.

Оборудование: картинки диких и домашних животных, пиктограммы.

I. Актуализация опорных знаний.

1.- Отгадайте загадки (выставляются картинки отгаданных животных).

Молоко пьет
Песенки поет,
Чисто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка.)

Хвост крючком,
Нос торчком.
(Свинья.)

Зимой спит –
Летом улья ворошит.
(Медведь.)

Хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки  я грызу.
(Белка.)

По долам, по горам
Ходит шуба и кафтан.
(Овца.)

Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины?
И построили плотину.
(Бобры.)

Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц.)

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка
Кто же это? …
(мышка)

- Распределите животных в 2 группы (домашние и дикие, хищные и растительноядные. Всеядных животных относим к группе хищников)
- Мышка – дикое и домашнее животное? (Коллизия). Почему?
- Каких животных мы называем дикими? Каких – домашними?
- Почему они получили такое название? ( Дикие животные – животные, живущие в дикой природе и сами добывающие себе корм. Домашние животные  живут у человека. Человек заботится о них, а они приносят ему пользу).
(Мышь – дикое животное, о нем человек не заботится, она не приносит человеку пользу).
- Как вы думаете, всегда ли было так, что рядом с человеком жили животные?

II. Новая тема.

1. (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску пиктограммы - карточки со следующими изображениями: хижины, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, охотники, кабан, поросята, козлята)
          Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
Во главе родовой общины стоял старейшина.
Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он луч­ше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и расте­ниях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к не­му группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.
Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Якак ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно: зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!»
Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине гри­бы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы бо­леть».
Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной на­блюдательностью и цепкой памятью не только давал советы.
Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем.
Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая лаем о приближении других хищников.

КАК ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ НАШЛИ ДРУГА.

Раз первобытные дети
Пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце
Глядело на них с небес.

И встретили дети в чаще
Неведомого зверька,
Какого ещё ни разу
Не видывали пока.

Сказал первобытный папа:
«Что ж, поиграйте с ним.
Когда он станет побольше,
Мы вместе его съедим».

Ночь. Первобытные люди
Спят первобытным сном.
А первобытные волки
Крадутся во мраке ночном.

Беда первобытным людям,
Во сне беззащитным таким.
Как часто звериное брюхо
Могилою делалось им!

Но, злых людоедов почуяв,
Залаял отважный зверёк,
И этим людей первобытных
От гибели он уберёг.

С папой ходить на охоту
Он начал, когда подрос.
Так другом стал человеку
Веселый и верный пёс.

       Собака стала первым домашним животным, она помогала че­ловеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у лю­дей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поро­сят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Посте­пенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так дикие животные стали домашними. Так возникло скотоводство.

2. Самостоятельное чтение текста на с. 19 (Учебник Н.Я. Дмитриева. Окружающий мир. 1 класс).
- Прочитайте текст и скажите: Загнав животных в загон, что заметили люди?

3. Сравнение домашних животных и их предков по иллюстрации на с. 20.
(На доске картинки современных домашних животных)

  • Соедините линией домашнее животное и его предка.
  • Они одинаковые или чем-то отличаются? Чем?
  • Для каких целей используют этих животных?

Корова - дает молоко (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, йогурт, сгущенка), мясо, жир. Кожа - одежда  (куртки, пальто), сумки, обувь, ремни. Копыта и рога - клей, желатин (в мармелад).
Конь - тягловая сила, езда верхом. Мясо, молоко (кумыс). Шкура- кожа (ремни, сумки, упряжь).
Овцы - мясо (баранина), молоко (сыр, брынза), шерсть (ткани для пальто, костюмов), варежки, носки. Шкура с шерстью – полушубки, дубленки. Шкурки ягнят - каракуль (шапки, воротники, шубки).
Козы - мясо, молоко, кожа.
Свиньи - мясо, жир, сало. Щетина (сапожные щетки). Кожа – обувь.
Кролики - мясо, шкурки - шапки, шубки.
Гуси - мясо, пух (подушки, перины), жир.
Утки - яйца, пух, мясо.
Куры - яйца, пух, мясо.
Кошка - мышелов, друг.
Собака - сторож, пограничник, пожарник (спасает детей), милиционер (поиск преступника), сапер (ищет мины), таможенник ищет наркотики), пастух, охотник, ездовые собаки. Собака – друг человека.

III. Рефлексия.

  • С какой целью человек одомашнил диких животных?
  • Как он это сделал?

IV. Домашнее задание: приготовьтесь рассказать на следующем уроке о своем домашнем животном (внешность, повадки).

Приложение