Использование проектной деятельности при изучении таблицы умножения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Одна  из основных задач курса математики начальной школы – формирование прочных вычислительных навыков, табличных случаев сложения и умножения. Наиболее трудная из них для учеников – таблица умножения. Без знаний её ребёнок не сможет в дальнейшем овладеть устным и письменным умножением и делением многозначных чисел. Что может сделать учитель, чтобы ребёнок с интересом изучал таблицу умножения, а также хорошо усвоил?
Ж.-О. Дэкроли считал, что интерес – отправной пункт в познании. Он подчеркивал, что необходимо воспитывать у школьников умения трудиться, проявлять активность, а не пассивность. В итоге можно сказать, что он стремился целостно реформировать  обучение, в центре которого должен стоять ребёнок. В своей экспериментальной школе в Чикаго ещё в 1895году Дж. Дьюи начинает проверять свою концепцию, направленную на развитие активности учеников в творческой деятельности, умения бороться с трудностями и успешно разрешать проблемы. [1]

Концепция модернизации российского образования на период до 2010года предъявляет новые социальные требования к системе образования и, в частности, к подготовке учащихся начальной школы, в которой закладывается фундамент для дальнейшего образования. В образовательном процессе начальной школы важно развивать у школьников интерес к учению, опираться на чувственное восприятие учебной информации, включать все органы чувств при восприятии учебного материала. Следовательно, чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Это достигается при широком использовании наглядных средств, игровых технологий, проектной деятельности на всех этапах обучения, посредством которых ученик под руководством учителя мог бы пройти «путь развития знания». Особое внимание уделяется проектной деятельности учеников. Почему? Проект – это результат выполнения индивидуальных или групповых самостоятельных творческих заданий, ведущих к получению конкретного продукта. Проектная деятельность – это одна из интегрированных моделей деятельности. Основные её этапы: 1) организационно-подготовительный;
2) технологический;
3) рефлексивный. [2]

М.М. Морозова анализирует метод проектов в контексте личностно-ориентированной педагогической парадигмы. Этот метод меняет отношение детей к учёбе, поскольку имеет личностно-ориентированную направленность, стимулирует мотивацию и интерес к работе, способствует рефлексии, развивает коммуникативные умения, гуманность, толерантность.[3] Этот метод нельзя интерпретировать в качестве отрицания классической предметной учебной системы. Он призван развивать и усиливать познавательные интересы школьников к изучаемым учебным курсам.

Все мы знаем, что ученики испытывают трудности, когда изучают таблицу умножения. Вот тогда и решила использовать метод проекта. Этому проекту дала следующее название « Тайны таблицы умножения».
Цель проекта: изучить таблицу умножения с учениками через совместную деятельность учителя и учащихся по изготовлению и применению наглядных пособий. Проект помогает учителю организовать работу по знакомству и запоминанию учащимися таблицы умножения.
Сроки проведения: с 26 октября 2008г. – 30 января 2009г.

1этап: организационно-подготовительный

- выбор темы и цели проекта;
- необходимо на уроке математики раскрыть смысл действия умножения;
- учитель делает на ватмане карту «Страна Умножения»;
- учитель делает заготовки  ключа из картона для учеников и для себя;
- каждый ученик заводит альбом «Тайны таблицы умножения»;
- для каждого ученика размножить «Радужный цветок», «Вычислительный центр» (это из педтехнологии «Строим «Город умножения», автор Петкевич Н.В.[4,5];)
- комплект цветных карандашей у каждого ученика;
- сделать рисунки с изображением героев сказок, например: три медведя, три поросёнка, Белоснежка и семь гномов, Буратино и Мальвина, волк и семеро козлят, Царевна-Лягушка, лиса, петух, Русалочка; (лист формата А-4) учитель будет использовать на уроке, когда будет знакомить с соответствующим случаем таблицы умножения или при закреплении материала;
- сделать рисунки с изображением цифр, как человечков; (лист формата А-4)
- купить лист ватмана каждому ученику;   
- учителю подобрать задачи в стихотворной форме по теме  «Таблица умножения»;
- учитель подбирает комплект карточек с разноуровневыми заданиями для учеников; 

2 этап: технологический

Проводим следующую работу:
- на уроках знакомим с каждым видом таблицы умножения  (вместе с цифрой составляем таблицу, отправляемся в путешествие в страну Умножения по карте; она вручает волшебный ключ, на нём записаны, соответствующие случаи умножения и деления; можно вместе со сказочным героем составлять также таблицу, записывать на доске и в тетради, и на экране с использованием компьютера;
- выполняем задания из учебника и рабочей тетради по УМК «Начальная школа ХХI века»;
- раскрашивает каждый ученик «Радужный цветок»

(раскрашиваем в определённый цвет каждую дугу, используем цветовую гамму радуги; даёт возможность вести наблюдение за тем, как составляем таблицу, опираясь на цифровой материал; а при решении задач на умножение и деление – на графический – полоски, путешествуя по «лепестку цветка» и дуге радуги; используется при заучивании нового материала (1урок), таблицу «Вычислительный центр» (2урок); (раскрашиваем каждый ряд в соответствии с порядком следования цветовой гаммы на «Радужном цветке», например: таблица умножения  на 2 – эта строка раскрашена в красный цвет; можем использовать при работе в парах при заучивании и проверке знаний табличных случаев умножения);
- ученик оформляет дома страницу в альбоме « Тайна таблицы умножения»
(записывает табличные случаи умножения на ключе; может нарисовать с кем учил таблицу, т.е. оформляет по своему желанию);
- выполняют задания на карточках (разноуровневые задания); 
- выполняет творческое задание на ватмане каждый ученик – пособие «Страна Умножения»;  (может стать пособием по заучиванию таблицы умножения не только ученику, но и его одноклассникам; каждый рассказывает, почему так выполнил эту работу);

3этап: рефлексивный

На этом этапе выполняем следующее:
- подводим итоги работы:
а) учитель выявляет исходный уровень формирования вычислительных умений и навыков у учеников; (проводит самостоятельную работу и контрольный устный счёт); знакомит детей и родителей с итогами работ;

Таблица 1. Итоги работ учеников

Выполнили Самостоятельная работа, в % Контрольный устный счёт, в %
Без ошибок 67 79,2
С одной ошибкой 8 4,2
С двумя ошибками 12,5 8,3
С тремя ошибками 12,5 8,3
С четырьмя ошибками - -
С пятью и более ошибками - -

б) учитель проводит анкетирование учеников и родителей, обрабатывает результаты;

Таблица 2. Результаты анкетирования учеников.

№ вопроса Вопрос Ответили «Да» Ответили «Нет»
1 Понравилось тебе принимать участие в этом проекте? 100% -
2 Хотел бы ты продолжить работу по теме нашего проекта? 100% -
3 Что тебе больше всего понравилось выполнять в проекте?

Выбор учеников

А вместе с героями составлять и учить таблицу умножения

96%

Б работать по «Радужному цветку», с «Вычислительным центром»

100%

В решать задания на карточках

96%

Г оформлять альбом «Тайны таблицы умножения» , участвовать в выставке 

100%

Д путешествовать по карте «Страна Умножения»

100%

Е выполнять пособие на ватмане «Страна Умножения»

100%

Ж Участие в празднике

100 %

Таблица 3. Результаты анкетирования родителей.

№ вопроса Вопрос Ответили «Да» Ответили «Нет»
1 Понравилось ли вашему ребёнку принимать участие в этом проекте? 100% -
2 Как выполнял работу по данному проекту ваш ребёнок?

Выбор родителей

А все делал сам

79,2%

Б почти, всё делал сам

20,8 %

В всё делали за него

-

- проводится выставка альбомов  учеников  «Тайна таблицы умножения»;
- проведение праздника «Знай таблицу умножения» (в заключительной части царица Математика дарит каждому ученику связку ключей; на каждом написана соответствующая таблица умножения);
- педагог анализирует результаты своей деятельности и создаёт условия учащимся для самоанализа и коррекции знаний;
Наглядные пособия, которые использовали в проекте «Тайны таблицы умножения», выступали средством создания информационно-предметной среды, обладали мотивационным и эмоциональным потенциалом и как следствие – интереса к знаниям. Методика работы с пособиями построена с учётом психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста и даёт возможность осуществлять многократное повторение каждого столбика таблицы умножения разными способами. В этом проекте мы опираемся на психолого-педагогическую концепцию совместной продуктивной деятельности учителя и учеников, в результате которой процесс обучения превращается в процесс «выработки» содержания знаний по учебному предмету, раскрываем скрытые механизмы познавательных задач, лежащие в основании порождения знания. [6]Упражнения в игровой и занимательной форме тоже вызывают интерес и способствуют прочному усвоению учебного материала. В основу всей работы по данному проекту заложен один из принципов обучения в школах М. Монтессори: «Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я изучаю.» 

Утверждается новая образовательная модель в начальных классах, которая освобождает от стереотипов и осуществляется на основе интегрирующего фактора обучения. Интеграция, основанная на творческом вдохновении, фантазии, положительных эмоциях делает урок живым и увлекательным.

Приложение

                 Список литературы.

  1. Чакъров Н., Атанасов Ж. Буржуазни педагогические взгляды у нас до 1944года.- София, 1964г.
  2. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании.// Школьные технологии.-1997.№1
  3.   Морозова М.М. Метод проектов как феномен образовательного процесса в современной школе// Новые ценности образования. Продуктивное обучение для всех.-2007. №2.
  4. Петкевич Н.В. Инновационная педтехнология «Строим «Город Умножения»/ Н.В.Петкевич // Начальная школа. – 1997. №1.
  5. Петкевич Н.В. Комплексы наглядных пособий как средство повышения эффективности обучения младших школьников/ Н.В. Петкевич // Начальная школа. – 2007. № 12
  6. Швырев В.С. Знание как феномен культуры актуальные проблемы философского осмысления. // Инновационное обучение: стратегия и практика – М., 1994.