I. Введение
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
- несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
- перегрузка учебных программ;
- ухудшение экологической обстановки;
- недостаточное или несбалансированное питание;
- стрессовые воздействия;
- распространение нездоровых привычек.
В связи с этим необходимо организовать образовательный процесс в школе с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся, предоставить возможность для творческой деятельности и самореализации личности, необходимо включить наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность. Если все это будет учтено, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни.
В школе авторская программа «Здоровье» реализуется с 1997г. За прошедшее время нам удалось достигнуть следующих результатов:
- число практически здоровых детей увеличилось в среднем на 9%;
- количество детей с хроническими заболеваниями уменьшилось в среднем на 5%;
- число детей, занимающихся в основной группе по физкультуре, возросло в среднем на 7%;
- количество детей, посещающих специальную группу, уменьшилось в среднем на 6%.
Однако наряду с положительными результатами отмечается рост заболевания органов зрения и опорно-двигательного аппарата. Факторы, вызывающие их развитие, зачастую не зависят от образовательного процесса. Поэтому в рамках программы «Здоровье» необходимо реализовывать проекты, способствующие формированию культуры здоровья.
II. Этапы реализации Программы
Год | Название этапа | Содержание |
2007 – 2010 г.г. | Преобразующий | 1. Введение Программы. 2. Накопление дидактического материала. |
2011 – 2012 г.г. | Обобщающий | 1. Анализ и подведение итогов. 2. Корректировка Программы по результатам анализа. |
III. Цели и задачи Программы
Цель Программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья.
- Разработка и апробация здоровьесберегающей модели образования через применение здоровьесберегающих технологий, оптимальную организацию режима работы школы, образовательную деятельность по формированию навыков здорового образа жизни.
- Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
- Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
- Организация рационального питания.
- Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся
IV. Основные направления Программы
Направления Программы | Краткое содержание |
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса |
|
2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями |
|
3. Учебно-воспитательная работа |
|
4. Создание здорового воспитательного пространства |
|
5. Оздоровительно-профилактическая работа |
|
V. Ожидаемые результаты:
- Будет сохранено физическое и психическое здоровье учащихся.
- Учащиеся школы будут владеть знаниями о здоровом образе жизни и осознавать ответственность за свое здоровье, видя прямую связь между своим поведением и здоровьем.
- Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
- Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики.
- Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
- Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
- Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
- Улучшение социально-психологической ситуации в школе.
- Учитель будет строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здоровьесберегающих технологий и повышение педагогической культуры.