Программа "Школа здоровья"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


I. Введение

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо

Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.

В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.

Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:

  • несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
  • перегрузка учебных программ;
  • ухудшение экологической обстановки;
  • недостаточное или несбалансированное питание;
  • стрессовые воздействия;
  • распространение нездоровых привычек.

В связи с этим необходимо организовать образовательный процесс в школе с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся, предоставить возможность для творческой деятельности и самореализации личности, необходимо включить наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность. Если все это будет учтено, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни.

В школе авторская программа «Здоровье» реализуется с 1997г. За прошедшее время нам удалось достигнуть следующих результатов:

  • число практически здоровых детей увеличилось в среднем на 9%;
  • количество детей с хроническими заболеваниями уменьшилось в среднем на 5%;
  • число детей, занимающихся в основной группе по физкультуре, возросло в среднем на 7%;
  • количество детей, посещающих специальную группу, уменьшилось в среднем на 6%.

Однако наряду с положительными результатами отмечается рост заболевания органов зрения и опорно-двигательного аппарата. Факторы, вызывающие их развитие, зачастую не зависят от образовательного процесса. Поэтому в рамках программы «Здоровье» необходимо реализовывать проекты, способствующие формированию культуры здоровья.

II. Этапы реализации Программы

Год Название этапа Содержание
2007 – 2010 г.г. Преобразующий 1. Введение Программы.
2. Накопление дидактического материала.
2011 – 2012 г.г. Обобщающий 1. Анализ и подведение итогов.
2. Корректировка Программы по результатам анализа.

III. Цели и задачи Программы

Цель Программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья.
  2. Разработка и апробация здоровьесберегающей модели образования через применение здоровьесберегающих технологий, оптимальную организацию режима работы школы, образовательную деятельность по формированию навыков здорового образа жизни.
  3. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
  4. Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.
  5. Организация рационального питания.
  6. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся 

IV. Основные направления Программы

Направления Программы Краткое содержание
1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса
  • обновление и пополнение нормативно-правовой базы школы;
  • обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;
  • нормализация учебной нагрузки, создание комфортных условий на уроках, выявление трудностей, их анализ и поиск путей преодоления;
  • организация рациональной системы питания учащихся;
  • обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;
  • разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся;
  • создание банка данных по заболеваемости обучающихся;
  • анализ самочувствия школьников;
  • формирование и организация коррекционных групп с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и зрительного анализатора;
  • анализ эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий.
2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями
  • изучение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий, проведение семинаров, конференций;
  • организация родительского всеобуча;
  • проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности.
3. Учебно-воспитательная работа
  • внедрение элективных валеологических курсов;
  • использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
  • разработка валеологической тематики классных часов;
  • организация работы спортивных секций;
  • организация работы кружкой валеологической направленности.
4. Создание здорового воспитательного пространства
  • осуществление комплексной психолого-педагогической диагностики развития детей для определения причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении;
  • диагностика психологического климата в классном коллективе;
  • профилактика социально-психологической дезадаптации;
  • оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям «группы риска» и их родителям;
  • социальный патронаж неблагополучных семей;
  • организация и проведение мероприятий по профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
5. Оздоровительно-профилактическая работа
  • профилактика и коррекция здоровья;
  • разработка комплексов упражнений лечебной гимнастики для разных групп обучающихся по показаниям врача;
  • проведение в школе праздников и вечеров здоровья;
  • проведение дней здоровья;
  • проведение спортивно-массовых мероприятий;
  • профилактические мероприятия в период каникул;
  • разработка проектов, способствующих формированию потребности следить за своим здоровьем.

V. Ожидаемые результаты:

  1. Будет сохранено физическое и психическое здоровье учащихся.
  2. Учащиеся школы будут владеть знаниями о здоровом образе жизни и осознавать ответственность за свое здоровье, видя прямую связь между своим поведением и здоровьем.
  3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
  4. Уменьшение количества детей, употребляющих табак, алкоголь, наркотики.
  5. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
  6. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
  7. Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
  8. Улучшение социально-психологической ситуации в школе.
  9. Учитель будет строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здоровьесберегающих технологий и повышение педагогической культуры.  

VI. Основные мероприятия по реализации программы «Школа здоровья»

Таблица 3

Приложения.