Цели :
- Проанализировать понятие «подвиг», что значит «сильная личность» и «слабый характер» на основе «Легенды о Данко»;
- Развивать умение работать с текстом, умение сопоставлять и анализировать, развивать речь;
- Формировать основные мировоззренческие идеи.
Ход урока:
I. Организационный момент.
К теме нашего урока я подобрала следующий эпиграф:
Отойди от зла и сотвори благо.
Библия. Псал. 36, 27
Попрошу вас подумать и в конце урока соотнести эти слова с темой.
II. На прошлом уроке я попросила вас написать небольшое сочинение-миниатюру «Поступок в моем понимании».
1. Проанализировав работы, я составила следующую карту смыслов:
Имя учащегося | его понимание |
Яна П., Снежана М., Юлия С. |
Рисковать своей жизнью ради других Никогда не делать зла другому |
2. Посмотрите на карту смыслов.
К какому выводу мы можем прийти, внимательно посмотрев на нее?
Вывод: Понимание «поступка» можно разделить на основных две группы:
Поступок
Героический (= подвиг) |
Действие повседневное, ничем не примечательное |
………………………… |
……………………………. |
3. Предлагаю обратиться к словарю С.И.Ожегова.
Познакомьтесь со значением слов, которые являются ключевыми к нашему уроку.
С.И.Ожегов. Словарь русского языка.- Москва, 2003
«Подвиг – героический самоотверженный поступок»
«Поступок – действие, совершенное кем-нибудь»
Вывод: наша точки зрения и мнение автора словаря совпадают.
4. Обращаемся к тексту легенды.
На прошлом уроке мы говорили с вами о том, что раннее творчество Алексея Максимовича Горького относится к такому направлению в литературе, как романтизм. Одним из существенных признаков этого направления является антитеза, т.е. противопоставление.
О каком же противопоставлении идет речь в тексте?
Конечно, с одной стороны это Данко, а с другой – люди, которых герой решает вывести из мрака леса.
5. В чем заключается отличие двух противоположных позиций?
Предлагаю выполнить следующую работу.
Работая с легендой, выпишите слова, словосочетания, небольшие предложения, которые характеризуют особенности этих двух противоположных «лагерей» (поведение, внешний вид, действия и пр.)
Данко | люди |
|
|
Вывод: именно такие люди, как Данко, способны на героический поступок, не жалея собственной жизни, во благо других. А люди? Способны ли они на самоотверженные действия?
6. Обратили ли вы внимание на странного человека в конце легенды? Что о нем говорит автор? Прочитайте!
«…Осторожный человек, боясь чего-то, наступил и раздавил сердце…».
А можно ли этот поступок назвать подвигом?
Ваше домашнее задание: напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Что бы могло произойти, если бы сердце так и осталось «пылать рядом с трупом Данко»?
III. Подведение итогов работы
В заключении урока давайте вернемся к его началу, к эпиграфу.
Как он соотносится с легендой? Случаен ли мой выбор?
Спасибо за работу!