Цели:
- расширить информационное пространство учащихся о частях растений;
- формирование компетентности в решении экологических проблем через вовлечение их в практико-экспериментальную деятельность;
- сформировать чувство ответственности за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков.
Оборудование: карточки и схемы с заданиями для работ в группах, наглядный материал о комнатных цветах, таблички с целями урока, таблички со словами, бумажные вазы для цветов сделанные руками учащихся, книги о цветах, горшки с цветами, земля, горшки для посадки цветов, семена, инвентарь для практической работы, тетрадь для экспериментов.
Ход урока.
I. Организационный момент (эмоциональный настрой).
II. Постановка темы и целей урока.
Учитель. Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг?
Дети. Цветы.
У. А какие это цветы?
Д. Комнатные.
У. Комнатные цветы – это тема нашего урока. (На доске появляется табличка с темой урока)
У. Ребята, а если разделить наше тело на отдельные элементы, как они будут называться? Д. Части.
У. Молодцы. Теперь вы знаете первую цель нашего урока – узнать части растения. (На доске появляется табличка с целью урока)
У. Ребята, что мы решаем на уроках математики?
Д. Задачи
У. Верно. Это вторая цель урока – научиться коллективно решать экологические задачи.
(На доске появляется табличка с целью урока)
Далее выбирается жюри, вспоминают правила эрудициона, разбиваются на команды. На доске две вазы для цветов – это баллы за правильные ответы на задания.
III. Командная игра.
Первый тур «Части растений».
У. Рассмотрите рисунок и попробуйте назвать части растения? (Это новый материал, он вызывает затруднения)
У. Выполнение этого задания зависит от вашего внимания. У каждого растения имеются три основные части: корень, стебли, листья. (Учитель показывает части растений на демонстрационном материале).
У. Для чего нужны части растений? (Учащиеся сами делают вывод)
Корни служат для поглощения воды и питательных веществ из почвы. К стеблю прикрепляются листья. Он может быть длинным или укороченным. Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
У. Внимание! Напишите названия основных частей растения. (Самостоятельная работа в группах 3 минуты, затем коллективная проверка на доске с проговариванием)
Второй тур «Разгадывание ребусов».
У каждой команды по два ребуса. В течение трех минут команда должна разгадать зашифрованные растения. Ребусы составлены детьми, как домашнее задание для соперников.
Пока жюри подводит итоги, дети выступают с докладами о цветах.
4. «Разминка». (Имитация движения цветов, в конце дети тихо садятся на свои места).
Раз - два - спят цветы.
Вот раскрыли лепестки
Раз - сомкнулись, два - проснулись.
Дружно к солнцу потянулись.
А от ветра закачались,
Раз – два, три – четыре.
До земли они достали,
Раз – два – три – четыре
Засыпает пусть цветок.
А мы продолжаем наш урок.
5. Третий тур «Ботанический».
У. Перед вами два цветка и две таблички. Вспомните название и запишите в табличку, прикрепите табличку к нужному цветку.(3 минуты).
У. Расскажите, по каким признакам определили название цветка?
Слово жюри.
6. Четвертый тур «Экологическая ситуация».
У. Самая заветная современная мечта – это чистый воздух, голубые прозрачные реки, полные рыбы, тенистые леса и птичьи голоса. Человеку много надо сделать, чтобы эта мечта стала реальностью. А вы можете уже сейчас помочь воплотить эту мечту.
Перед вами экологические задачи, вы должны коллективно их обдумать и дать свое решение.
Задачи эрудициона:
1 команде: Возле школы мусорная свалка. Посоветуй, как справиться с бедой?
2 команде: Ураган сломал все зеленые насаждения вокруг школы, подумай, как изменить эту ситуацию в лучшую сторону?
Слово жюри.
7. Пятый тур «Посади цветок».
Чтение учеником стихотворения Е. Карасева.
На земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое летоОткровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли
Беззаботно топтали мы их
И безумно безжалостно рвалиВ нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось все мало, все мало
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили усталоИ не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
У. Справедливые слова. Отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, мы в результате себя же грабим! Давайте, исправим эту ошибку. Посадим комнатные цветы, обогатим нашу природу. Перед вами принадлежности для посадки цветка, попробуйте сами его посадить. (Самостоятельная работа 5 минут).
Слово жюри.
8. Шестой тур «Эксперимент».
У. Это задание на дом. Поставить в широкую банку цветок и закрыть ее. Провести наблюдение в течение месяца. Цель: узнать, где берет питание цветок?
9. Подведение итогов урока.
Слово жюри, награждение. Беседа по вопросам эрудициона с детьми:
У. Что понравилось больше всего в эрудиционе?
- что узнали нового?
- что вызвало затруднение?
- какие цели были поставлены на эрудиционе?
- как вы думаете, решили ли мы поставленные перед нами задачи?
У. Наш урок закончен. Попрощаться я хотела бы словами Б.Заходера:
Все – все – все на свете нужны!
И это все дети запомнить должны!