Преподавание в начальной школе "Эколого-биологический эрудицион с элементами практики и эксперемента по окружающему миру. Комнатные растения"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширить информационное пространство учащихся о частях растений;
  • формирование компетентности в решении экологических проблем через вовлечение их в практико-экспериментальную деятельность;
  • сформировать чувство ответственности за собственное поведение, образ собственных мыслей и поступков.

Оборудование: карточки и схемы с заданиями для работ в группах, наглядный материал о комнатных цветах, таблички с целями урока, таблички со словами, бумажные вазы для цветов сделанные руками учащихся, книги о цветах, горшки с цветами, земля, горшки для посадки цветов, семена, инвентарь для практической работы, тетрадь для экспериментов.

Ход урока.

I. Организационный момент (эмоциональный настрой).

II. Постановка темы и целей урока.

Учитель. Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг?

Дети. Цветы.

У. А какие это цветы?

Д. Комнатные.

У. Комнатные цветы – это тема нашего урока. (На доске появляется табличка с темой урока)

У. Ребята, а если разделить наше тело на отдельные элементы, как они будут называться? Д. Части.

У. Молодцы. Теперь вы знаете первую цель нашего урока – узнать части растения. (На доске появляется табличка с целью урока)

У. Ребята, что мы решаем на уроках математики?

Д. Задачи

У. Верно. Это вторая цель урока – научиться коллективно решать экологические задачи.

(На доске появляется табличка с целью урока)

Далее выбирается жюри, вспоминают правила эрудициона, разбиваются на команды. На доске две вазы для цветов – это баллы за правильные ответы на задания.

III. Командная игра.

Первый тур «Части растений».

У. Рассмотрите рисунок и попробуйте назвать части растения? (Это новый материал, он вызывает затруднения)

У. Выполнение этого задания зависит от вашего внимания. У каждого растения имеются три основные части: корень, стебли, листья. (Учитель показывает части растений на демонстрационном материале).

У. Для чего нужны части растений? (Учащиеся сами делают вывод)

Корни служат для поглощения воды и питательных веществ из почвы. К стеблю прикрепляются листья. Он может быть длинным или укороченным. Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

У. Внимание! Напишите названия основных частей растения. (Самостоятельная работа в группах 3 минуты, затем коллективная проверка на доске с проговариванием)

Второй тур «Разгадывание ребусов».

У каждой команды по два ребуса. В течение трех минут команда должна разгадать зашифрованные растения. Ребусы составлены детьми, как домашнее задание для соперников.

Пока жюри подводит итоги, дети выступают с докладами о цветах.

4. «Разминка». (Имитация движения цветов, в конце дети тихо садятся на свои места).

Раз - два - спят цветы.
Вот раскрыли лепестки
Раз - сомкнулись, два - проснулись.
Дружно к солнцу потянулись.
А от ветра закачались,
Раз – два, три – четыре.
До земли они достали,
Раз – два – три – четыре
Засыпает пусть цветок.
А мы продолжаем наш урок.

5. Третий тур «Ботанический».

У. Перед вами два цветка и две таблички. Вспомните название и запишите в табличку, прикрепите табличку к нужному цветку.(3 минуты).

У. Расскажите, по каким признакам определили название цветка?

Слово жюри.

6. Четвертый тур «Экологическая ситуация».

У. Самая заветная современная мечта – это чистый воздух, голубые прозрачные реки, полные рыбы, тенистые леса и птичьи голоса. Человеку много надо сделать, чтобы эта мечта стала реальностью. А вы можете уже сейчас помочь воплотить эту мечту.

Перед вами экологические задачи, вы должны коллективно их обдумать и дать свое решение.

Задачи эрудициона:

1 команде: Возле школы мусорная свалка. Посоветуй, как справиться с бедой?

2 команде: Ураган сломал все зеленые насаждения вокруг школы, подумай, как изменить эту ситуацию в лучшую сторону?

Слово жюри.

7. Пятый тур «Посади цветок».

Чтение учеником стихотворения Е. Карасева.

На земле исчезают цветы
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето

Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли
Беззаботно топтали мы их
И безумно безжалостно рвали

В нас молчало безумное «стой!»
Нам казалось все мало, все мало
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало

И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.

У. Справедливые слова. Отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, мы в результате себя же грабим! Давайте, исправим эту ошибку. Посадим комнатные цветы, обогатим нашу природу. Перед вами принадлежности для посадки цветка, попробуйте сами его посадить. (Самостоятельная работа 5 минут).

Слово жюри.

8. Шестой тур «Эксперимент».

У. Это задание на дом. Поставить в широкую банку цветок и закрыть ее. Провести наблюдение в течение месяца. Цель: узнать, где берет питание цветок?

9. Подведение итогов урока.

Слово жюри, награждение. Беседа по вопросам эрудициона с детьми:

У. Что понравилось больше всего в эрудиционе?

  • что узнали нового?
  • что вызвало затруднение?
  • какие цели были поставлены на эрудиционе?
  • как вы думаете, решили ли мы поставленные перед нами задачи?

У. Наш урок закончен. Попрощаться я хотела бы словами Б.Заходера:

Все – все – все на свете нужны!
И это все дети запомнить должны!