Цели:
- образовательные – дать учащимся представление о существующей классификации типов профессий, познакомить их с примерами профессий по типам и выбрать профиль, который возможно в дальнейшем приведет к конкретной специальности.
- развивающие – развивать познавательный интерес к профессиональному самоопределению и профориентационной деятельности
- воспитательные – развивать способность детей к рефлексии и принятию решений в ситуации выбора
Слайд1 (Приложение 1)
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте! Нам сегодня предстоит подумать о будущем, а точнее – о будущей профессии. Мы постараемся выбрать профиль, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности.
(Нажатие левой кнопки мыши.)
Все мы, увы, не ко всем делам одинаково годны.
Проперций
И действительно, каждый из нас – особенный и
очень важно понять
Какая профессия твоя и именно твоя.
А сейчас я хотела бы вам предложить механизм, который поможет сделать выбор профиля обучения более осознанным.
В данный момент развития нашего общества нам предлагается очень много специальностей и профессий, среди которых мы можем потеряться. Чтобы этого не произошло, предлагается воспользоваться классификацией профессий.
Слайд 2, см. Приложение 1
Эта классификация разделяет все профессии на группы по предмету труда, с которым человеку приходится иметь дело на протяжении всей своей трудовой деятельности. Классификация выглядит так.
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа “человек- природа”.
(картинка)
Предмет труда для этого типа профессий – различные живые существа и организмы, условия их жизни.
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать и ремонтировать машины, механизмы, то ознакомьтесь с профессиями “человек- техника”
(картинка)
Большинство профессий этого типа связано с техническими устройствами – транспорт, приборы, аппараты и др.
Если вам нравится общаться, умеете находить общий язык с разными людьми, доброжелательны, отзывчивы, умеете сдерживать свои эмоции, способны анализировать поведение окружающих и свое, стремитесь владеть развитой речью, то ознакомьтесь с профессиями типа “человек- человек”
(картинка)
К профессиям этого типа относятся все те, где люди работают с другими людьми – обслуживают, помогают им, обучают чему-то.
Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т.п. то ознакомьтесь с профессиями типа “человек- знаковая система”
(картинка)
Различные языки, знаки, символы, цифры, формулы, таблицы, чертежи, схемы, карты, звуковые сигналы – вот с чем работают представители этих профессий.
Если вы имеете художественные способности, наблюдательны, у вас есть творческое хобби, любите создавать и проектировать новое, то ознакомьтесь с профессиями типа “человек- художественный образ”
(картинка)
Большинство профессий этого типа связано с художественным отображением действительности.
Сейчас обратите внимание на лист с таблицей “Типы профессий”. Здесь вы найдете примеры профессий по каждому из пяти типов.
А для того, чтобы вы лучше изучили данные этой таблицы, выполните задание. Назовите самую зеленую профессию и обоснуйте свой выбор. ( общительную, компьютерную, творческую, экологическую, торговую, финансовую, сельскохозяйственную, здравоохранительную, банковскую, серьезную).
Следующее задание (раздаются листочки с текстом).
Вам по группам нужно обсудить личные качества, интересы, склонности и умения, которые требуются к профессиям какого-либо типа. После обсуждения вы должны доказать, обосновать, пояснить необходимость этих психологических требований.
(обсуждение – 3 минуты)
Слайд 3
(картинка) лесник
(картинка) агроном
(картинка) кинолог
(картинка) пчеловод
(картинка) ветврач
Личные качества, интересы, склонности,
Умения, которые необходимы профессиям типа “человек- природа”. Пожалуйста, что вы можете сказать по этому поводу.
Обратите внимание на экран. Здесь отмечены названные психологические особенности.
Творческое и практическое мышление
Человек живет на девятом этаже. Каждый день, поднимаясь на лифте, он нажимает на пятый этаж, выходит и идет дальше пешком. Почему? (этот человек – ребенок или карлик; не дотягивается до нужной кнопки)
Слайд 4
(картинка) швея
(картинка) монтажник
(картинка) токарь
(картинка) шофер
(картинка) электрик
Личные качества, интересы, склонности, Умения для профессий типа “человек- техника”. Послушаем вторую группу.
Обратите внимание на экран. Здесь отмечены названные психологические особенности.
Передача информации, принятие речевого сигнала
Произнести фразу, передавая ее друг другу шепотом (говорить можно только один раз, но стараться произносить понятнее)
Чтоб не ошибиться, не надо торопиться.
Слайд 5
(картинка) тренер
(картинка) врач
(картинка) корреспондент
(картинка) продавец
(картинка) учитель
(картинка) библиотекарь
(картинка) парикмахер
Личные качества, интересы, склонности, Умения, желательные для профессий типа “человек- человек”. Послушаем третью группу.
Обратите внимание на экран. Здесь отмечены названные психологические особенности.
Внимание, переключение внимания
Начните двигать лист с рисунком вправо и влево, не переставая смотреть на рисунки. Произойдет любопытная вещь – физиономии на рисунках оживут!
Слайд 6
(картинка) программист
(картинка) телефонист
(картинка) бухгалтер- экономист
(картинка) чертежник
Личные качества, интересы, склонности,
Умения для профессий типа “человек- знаковая система”. Послушаем следующую группу.
Обратите внимание на экран. Здесь отмечены названные психологические особенности.
Координация движений
Изобразить треугольники обеими руками:
Слайд 7
(картинка) модельер
(картинка) хореограф
(картинка) фотограф
(картинка) художник
(картинка) цветовод- декоратор
(картинка) журналист
Личные качества, интересы, склонности, Умения, желательные для профессий типа “человек- художественный образ”. Послушаем последнюю группу.
Обратите внимание на экран. Здесь отмечены названные психологические особенности.
Спасибо. Мы выслушали аргументы всех групп. Теперь вы представляете себе, какие профессии относятся к разным группам.
Конечно, с этими пятью типами профессий тоже не так все просто. Некоторые профессии трудно отнести к какому-то одному типу. Например, профессия вэб-дизайнер, т.е. специалист, занимающийся созданием и разработкой оформления Интернет-сайтов.(человек-худ. образ, человек-знак, человек-техника) Но все-таки можно выделить основные типы.
Сейчас вы приступите к выбору своего профиля.
Каждый возьмите “Карту приоритетов”.
Слайд 8 (разъяснение по названиям столбцов
таблицы)
Слайд 9
Итак, для начала занесите в карту (в первую строчку) свой первоначальный выбор (тип профессии, который вы хотели бы выбрать для себя отметьте +) Пока руководствуетесь только своим желанием.
Слайд 10
Теперь приступим к обсуждению других факторов, которые также нужно учитывать при выборе профессии. Вторая строчка – выбор родителя. Этот тип профессии они считают желательным для своего ребенка (данные взяты из анкет родителей). Найдите полоску №2 и приклейте ее на соответствующее место.
Слайд 11
Слайд 12
Третья и четвертая строчки – это личные интересы по результатам диагностики вас и ваших родителей. Родители заполняли опросник так, как им хотелось бы, чтобы его заполнил сын или дочь.
Полоски №3 и №4 наклейте тоже на соответствующие места.
Слайд 13
Теперь приступим к обсуждению других факторов. Пятая строчка – это семейные традиции. Если в семье у вас есть такие традиции, то поставьте в соответствующей колонке +. Если нет, то не ставьте ничего.
Слайд 14
Шестая строчка карты – это учебная успешность. Вспомните, по каким учебным предметам вы объективно успеваете лучше, и поставьте в соответствующей колонке знак + (Приложение 2 “Таблица соответствия предметов” поможет вам)
Теперь озаглавим строку с загадочными плюсами, уже поставленными в ваши карты в седьмой строке. Как вы думаете, откуда они взялись? Их поставили ваши учителя, которые знают вас достаточно давно. Запишите – “мнение учителей” и изучите его.
Слайд 15
Слайд 16
Следующая строка – востребованность профессии.
Посмотрите, пожалуйста, на список востребованных профессий (Приложение 3).
Слайд 17
Это список самых востребованных профессий на рынке труда в нашем районе и области. Если выбранная вами профессия или профиль совпадает с какой-то профессией из списка, то вы ставите в свою карту + в соответствующую колонку в восьмой строке.
Если ваш интерес не отражен в рейтинге профессий, то строка останется пустой.
Слайд 18
Последняя строка- наличие возможностей для поступления. Может быть ваша семья уже ориентируется на поступление в какое-то учебное заведение, планирует прохождение подготовительных курсов, учебу в лицее, накапливает денежные средства или др. Та колонка, к которой относится профиль учебного заведения, получает знак +.
Слайд 19
Посчитайте все плюсы в вашей карте по вертикальным колонкам. То есть каждый тип профессии должен получить общую сумму плюсов. И если есть возможность, сделайте здесь и сейчас выбор профиля.
Выбор должен быть осознанным и продуманным. В этом случае больше шансов, что он окажется верным.
Слайд 20
Обратите внимание на цветные строки на экране. Это факторы выбора профессии. Как можно назвать первый? (личные интересы)
Второй? (семейные традиции), учебная успешность, востребованность профессии, наличие возможности для поступления.
Итак, при выборе профиля мы стараемся учесть 5 принципов выбора профессии.
Какие же принципы стали решающим в вашем выборе. Что вы можете сказать по этому поводу?
Наше занятие подошло к концу.
Слайд 20
Спасибо, что доработал до конца занятия.
Тем самым ты лишил себя оправданий типа “ничего не слышал о выборе профессий”, “еще будет время подумать” …
В мире насчитывается десятки тысяч профессий.
Какая профессия твоя и именно твоя?
Теперь, когда удалось определить предпочтительный для тебя тип профессии, можно сузить круг поиска.
А полученные результаты используй как повод для размышления.
Кому необходимо, тот может получить дополнительную консультацию.
Еще раз всем большое спасибо за работу.
До свидания.