Цели урока:
- Углубить знания о корне как значимой части слова.
- Совершенствовать умения учащихся по выделению из слова корня.
- Научить различать омонимичные корни.
- Повторить и закрепить изученные орфограммы в корне.
Оборудование:
Выставка книг: “В помощь учащимся”.
1.Лев Успенский “Слово о словах”.
2. Потиха З. А.”Школьный словарь строения слов
русского языка”.
3. Занимательные книги.
Ход урока
Слова, дружище, – это как листья на
дереве, и, чтобы
понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать,
как
растет дерево, нужно учиться.
М. Горький.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим путешествие в слово. Речь пойдет о том”строительном материале”, из которого создаются слова нашего языка. На предыдущих уроках мы говорили, что каждая часть слова несет часть его смысла, вносит свою “смыслиночку”. Все на свете состоит из чего– то: лес – из деревьев, облака – из водяных капелек. У слов есть тоже свой”строительный материал”– это всего четыре “кирпичика”.
Слово делится на части,
Ах, какое счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
У: Давайте вспомним, как они называются.
2. Повторение.
Задание: Запишите в клеточки ответы к указанным словам и сразу вспомните названия частичек слова.
1.Часть слова, стоящая после корня и образующая
новые слова.
2. Слова, состоящие из нескольких корней.
3. Часть слова, стоящая перед корнем.
4. Слова, имеющие одинаковый корень.
5. Изменяемая часть слова.
6. Главная, значимая часть слова.
У: Вспомнив все части слова, мы можем сделать разбор слова по составу. Перед разбором нужно установить “кто есть кто”: к какой части речи относится слово, является ли оно изменяемым. При разборе надо всегда обращаться со словом бережно и “вежливо”, не спеша, шаг за шагом выделяя в нем значимые части.
Задание: Разберите слова по составу. Свисток, далекий, перевозчик, барабанщик, серебряный.
3. Объяснение нового материала
.У: Мы убедились в том, что необходимо знать все четыре “кирпичика”, которые дружно строят слова, все вместе создавая наш родной язык.
Сегодня мы остановимся на самом главном “кирпичике” – корне. Постараемся углубить знания об этой важной части слова. Что же означает само слово КОРЕНЬ?
КОРЕНЬ… Что вы представляете, произнося это слово? Почему, как вы думаете, для поименования главной части слова употребляется слово КОРЕНЬ? (Ответы учеников).
У: Его употребляют в речи, когда говорят о чем– то важном, главном. “Зри в корень!” означает “Выдели главное”. “Смотреть в корень” – это не только и не столько извлечение корня, а умение вскрыть внутреннее строение слова, правильно определить и охарактеризовать все составляющие его значимые части. Корень, как вы поняли, является сердцевиной слова, его смысловым центром. От него слова “растут”, как ветви на дереве.
Слова, как деревья, ветвисты.
Слова разрослись, как деревья,
Вершины вздымая свои.
Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, тем больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево.
Наблюдение.
Задание: Выпишите из предложений слова, близкие по смыслу.
- В нашем городе есть часовой завод.
- Собирают часы в сборочном цехе.
- Дети любят носить маленькие часики.
- (Часовой, часы, часики).
У: Обозначьте общую часть (корень) этих слов.
Что называется корнем? (Общая часть близких по смыслу слов).
Чтение вывода по учебнику: “Общая часть родственных слов называется корнем”.
Уточняем: родственные слова – это слова, близкие по смыслу. Они называются также однокоренными (“один корень”). Все однокоренные слова образуют семью (гнездо) родственников.
У: А сколько бывает родственных слов? Можно ли ответить однозначно? 2, 10, 20?
В русском языке четыре тысячи пятьсот корней. Без него вообще невозможно существование слова. В корне сосредоточено ядро лексического значения слова.
От большинства корней можно образовать несколько десятков слов. Например, с корнем – чист – около 60 слов, с корнем – вод– больше 100!
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства–
Однокоренные подбери слова.
Послушайте грамматическую сказку про корень – воз.
Семья слов
Много – много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”. Посадили люди слово ВОЗ, и оно стало расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий… Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
4. Закрепление.
Задание: Составьте гнёзда однокоренных слов.
“Оденьте корень”: 1 ряд – лес– , 2 ряд – сад.
У: Родство слов иногда обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни “запрятаны”, как глубоко бывают скрыты под землёй и корни дерева. Поэтому приходится другой раз и покопаться основательно, чтобы обнаружить притаившийся корень. Определить корень можно, только выполняя ряд правил и соблюдая строгую их последовательность.
Алгоритм
Нахождения корня слова.
- Подберите родственные слова (2– 3).
- Сравните эти слова по смыслу и составу.
- Выделите корень.
- Объясните, почему эта часть является корнем слова.
Задание: Выпишите из стихотворения однокоренные слова и обозначьте корень.
Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лёд снегурки.
Задание: Произнесите несколько раз скороговорку, найдите в ней однокоренные слова.
- Перепёлка перепелёнка перепелёнывала, перепелёнывала, еле перепеленала.
- Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Задание по карточке (индивидуально): Прочитайте ряды слов. Найдите общую часть в каждом ряду, обозначьте корень.
- Двор, дворник, дворовый, придворный, дворик, дворняжка.
- Мост, мостик, мостовая, примостился, помост, мостки.
Задание: От данных существительных образуйте с помощью суффиксов однокоренные существительные с уменьшительно – ласкательным значением.
Уголь – … (уголёк); зима – … (зимушка); друг – … (дружок); петух – … (петушок).
У: Не всегда слова, имеющие одинаковый, схожий по внешнему виду корень, являются родственными. Это слова– омонимы.
ОМОНИМЫ – слова, которые звучат одинаково, но не имеют ничего общего в своём значении.
Задание: В каждом ряду зачеркните “лишнее слово”.
- Циркуль, циркач, цирк.
- Гора, гореть, загорелый.
- Рисунок, рисовый, зарисовка.
Задание – шутка: Есть ли в этом рассказе “родственники”?
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тётка– Гусеница.
Задание по карточке (индивидуально). Родственны ли слова МОХ и МОХНАТЫЙ? Определите по словарю.
Задание: Ветер сорвал с двух деревьев листья. Узнайте, с какого дерева, какие листья упали. Обратите внимание на значение корня у каждого дерева.
У: Если знаешь части слова,
То напишешь их толково!
О каких двух разделах русского языка сказано в этих строчках? (Морфемика, орфография).
Как они связаны между собой? (Зная, в какой части слова пропущена орфограмма, применяете нужное правило).
Безударная гласная в корне: Если в корне гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение.
Задание: Подберите однокоренное проверочное слово.
П …тёрка– пять, п…стух– , пл… сать – , т…нистый– , з…лёный– , д…ждливый– , скр…пучий– , с…лёный– , ш…стой– , м…довый– , з…рно– .
Задание: Подчеркните непроизносимые согласные в корне слова прилагательных, подберите однокоренные проверочные слова.
Радостное известие – … (радость); властный характер – … (властелин); известный учёный – … (известие).
Задание: Объясните правописание звонких и глухих согласных в корнях выделенных слов, замените словосочетания глаголами.
Был РАД – … (обрадовался.) Оставил СЛЕД – … (наследил).
5. Итог урока
.“Зри в корень!”– гласит афоризм Козьмы Пруткова. Это шутливое, но очень верное изречение. И если оно годится для всех случаев в жизни, когда мы хотим отыскать первопричину какого– либо явления, то особенно важно его помнить, когда нужно разобрать слово по составу. Тут уж действительно нужно зреть, то есть смотреть в корень, чтобы найти все части слова, понять его и написать без ошибок.
6. Домашнее задание
.Нарисуйте дерево с корнями – цвет, – гриб, дом – (на выбор). Подберите к нему как можно больше ростков (однокоренных слов).