Правописание безударных гласных в слове (2-й класс). Школа России

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Формирование представления о том:
  • что произношение гласного звука ударного не расходится с его произношением, а обозначение безударных гласных может расходиться с его произношением; что безударные гласные проверяют ударением.
  • Совершенствование навыка подбора слов для проверки безударных гласных.
  • Развитие орфографической зоркости.
  • Воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: игровое поле для минутки чистописания; индивидуальные карточки для словарной работы, для работы в парах, ножницы; изображение фруктов и овощей; иллюстрация; стакан с водой краски; шкала оценки результатов.

Ход урока

1. Орг. момент.

Звенит наш озорной звонок,
Друг другу все вы улыбнитесь.
Мы начинаем наш урок.
Все дружно на места садитесь.
Проверьте, все ль у вас в порядке?
Возьмите ручки и тетрадки.
Число сейчас запишем смело,
Начнем работать мы умело.

2. Минутка чистописания: (игровое поле).

К – М – А

О – С – Р

Ш – У – Ы

– На какие две группы можно разделить эти буквы?

– Назовите гласные буквы?

– Что можете о них сказать? (эти гласные буквы обозначают гласные звуки, бывают ударные и безударные, дают команду для согласных читаться твердо)

– Пропишите строчку этих букв (образец написания на доске).

(Затем на доске появляется схема)

– Подставьте согласные буквы на место вопросительных знаков, чтобы получились слова

(бак, сок, сук, рык)

– Что общего в этих словах? (в каждом слове 3 звука:2 согл.,1 гл. удар.)

– Есть ли расхождения в произношении и написании слов.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над правописанием гласных букв в словах.

4. Словарная работа (инд. карточки).

К-р-ндаш,_п-м-дор, гор-д, яг-да, д-журный
___________________________________________
М-сква, дев – чка, м-рковь, в-рона, п-тух, р-ка

– Поработайте над словами (вставить пропущенные буквы, поставить ударение)

– Есть ли расхождение в произношении и написании слов? Что мы обычно делаем, если безударные гласные на письме расходятся с их произношением?

– Можем мы проверить безударные гласные в этих словах?

Вывод: если в слове написание гласной буквы не можем проверить, то ее нужно запомнить.

– Что интересное заметили? (слово река лишнее) Почему? Какое правило вспомним?

Знаем, что опасна
Безударная гласная.
Чтобы верно написать
Под ударение ты ее поставь!

Физминутка

(для глаз: – над доской найти глазами красный круг, синий зеленый ,желтый;

– пол, потолок, дверь, окно;

– 1-2 зажмуриться, 3-4 открыть глаза)

5. Работа над предложением (иллюстрация – в написании названий изображенных предметов есть безударные гласные).

– Составьте предложение по иллюстрации.

– Чье предложение понравилось больше? Запишем это предложение (ученик у доски)

В гнезде сидят птенцы.

– Подчеркните гл. члены предложения. Что вы можете сказать об этом предложении?

Поставьте ударение в каждом слове, выделите опасные места, расставив ловушки.

– В каких словах гласные находятся в слабой позиции?

(проверка) на доске запись: гнездо – гнездятся, гнезда

сидят – сидит, сидя
птенцы – птенчик, птенцам

– Прочитайте слова. Кпроверяемому слову подберите одно проверочное из двух предложенных. Поставьте ударение. Обозначьте орфограмму.

– Каким правилом пользовались?

6. Работа в парах (карточки).

г-ра ст-на в-дро
з-ма р-са в-сло
р – ка тр-ва к-за

– Если потребуется помощь учителя, то хлопните в ладоши (при необходимости учитель дает карточку “помогай-ку” с проверочными словами)

Взаимопроверка по парам

Физминутка (музыкальная)

7. Закрепление.

– Чтобы быть здоровыми вам необходимо делать зарядку. А еще необходимо есть овощи и фрукты. Вы заметили, что в классе развешены картинки овощей и фруктов. Сейчас каждый из вас выходит, срывает картинку, читает слово, написанное на обратной стороне и говорит проверочное, вставляя пропущенную букву.

Д-ска, пч-ла, гр-бы, г-ра, п-ля, зв-зда, в-дро, в-сло, ск-ла, вр-чи, сн-га.

– Запишите слова, которые запомнили. Обозначьте слабую позицию.

– Какое правило помогло нам в выборе гласной буквы?

8. Итог.

– У каждого из вас на парте лежит шкала успехов. Оцените свою работу на уроке и покажите товарищу. С помощью красок отразите свое настроение.

9. Д/з. текст написан на карточке и прикреплен к мягкому картону.

– На продленке подготовите задание друг для друга, выставив ловушки (обуч-ся иголочкой обозначат слабые позиции в словах).