Цели урока:
- Формирование представления о том:
- что произношение гласного звука ударного не расходится с его произношением, а обозначение безударных гласных может расходиться с его произношением; что безударные гласные проверяют ударением.
- Совершенствование навыка подбора слов для проверки безударных гласных.
- Развитие орфографической зоркости.
- Воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: игровое поле для минутки чистописания; индивидуальные карточки для словарной работы, для работы в парах, ножницы; изображение фруктов и овощей; иллюстрация; стакан с водой краски; шкала оценки результатов.
Ход урока
1. Орг. момент.
Звенит наш озорной звонок,
Друг другу все вы улыбнитесь.
Мы начинаем наш урок.
Все дружно на места садитесь.
Проверьте, все ль у вас в порядке?
Возьмите ручки и тетрадки.
Число сейчас запишем смело,
Начнем работать мы умело.
2. Минутка чистописания: (игровое поле).
К – М – А
О – С – Р
Ш – У – Ы
– На какие две группы можно разделить эти буквы?
– Назовите гласные буквы?
– Что можете о них сказать? (эти гласные буквы обозначают гласные звуки, бывают ударные и безударные, дают команду для согласных читаться твердо)
– Пропишите строчку этих букв (образец написания на доске).
(Затем на доске появляется схема)
– Подставьте согласные буквы на место вопросительных знаков, чтобы получились слова
(бак, сок, сук, рык)
– Что общего в этих словах? (в каждом слове 3 звука:2 согл.,1 гл. удар.)
– Есть ли расхождения в произношении и написании слов.
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжаем работу над правописанием гласных букв в словах.
4. Словарная работа (инд. карточки).
К-р-ндаш,_п-м-дор, гор-д, яг-да, д-журный
___________________________________________
М-сква, дев – чка, м-рковь, в-рона, п-тух, р-ка
– Поработайте над словами (вставить пропущенные буквы, поставить ударение)
– Есть ли расхождение в произношении и написании слов? Что мы обычно делаем, если безударные гласные на письме расходятся с их произношением?
– Можем мы проверить безударные гласные в этих словах?
Вывод: если в слове написание гласной буквы не можем проверить, то ее нужно запомнить.
– Что интересное заметили? (слово река лишнее) Почему? Какое правило вспомним?
Знаем, что опасна
Безударная гласная.
Чтобы верно написать
Под ударение ты ее поставь!
Физминутка
(для глаз: – над доской найти глазами красный круг, синий зеленый ,желтый;
– пол, потолок, дверь, окно;
– 1-2 зажмуриться, 3-4 открыть глаза)
5. Работа над предложением (иллюстрация – в написании названий изображенных предметов есть безударные гласные).
– Составьте предложение по иллюстрации.
– Чье предложение понравилось больше? Запишем это предложение (ученик у доски)
В гнезде сидят птенцы.
– Подчеркните гл. члены предложения. Что вы можете сказать об этом предложении?
Поставьте ударение в каждом слове, выделите опасные места, расставив ловушки.
– В каких словах гласные находятся в слабой позиции?
(проверка) на доске запись: гнездо – гнездятся, гнезда
сидят – сидит, сидя
птенцы – птенчик, птенцам
– Прочитайте слова. Кпроверяемому слову подберите одно проверочное из двух предложенных. Поставьте ударение. Обозначьте орфограмму.
– Каким правилом пользовались?
6. Работа в парах (карточки).
г-ра | ст-на | в-дро |
з-ма | р-са | в-сло |
р – ка | тр-ва | к-за |
– Если потребуется помощь учителя, то хлопните в ладоши (при необходимости учитель дает карточку “помогай-ку” с проверочными словами)
Взаимопроверка по парам
Физминутка (музыкальная)
7. Закрепление.
– Чтобы быть здоровыми вам необходимо делать зарядку. А еще необходимо есть овощи и фрукты. Вы заметили, что в классе развешены картинки овощей и фруктов. Сейчас каждый из вас выходит, срывает картинку, читает слово, написанное на обратной стороне и говорит проверочное, вставляя пропущенную букву.
Д-ска, пч-ла, гр-бы, г-ра, п-ля, зв-зда, в-дро, в-сло, ск-ла, вр-чи, сн-га.
– Запишите слова, которые запомнили. Обозначьте слабую позицию.
– Какое правило помогло нам в выборе гласной буквы?
8. Итог.
– У каждого из вас на парте лежит шкала успехов. Оцените свою работу на уроке и покажите товарищу. С помощью красок отразите свое настроение.
9. Д/з. текст написан на карточке и прикреплен к мягкому картону.
– На продленке подготовите задание друг для друга, выставив ловушки (обуч-ся иголочкой обозначат слабые позиции в словах).