Цели урока:
- создать условия для знакомства учащихся с новым материалом;
- познакомить с понятием “сложные слова”; со способом их образования;
- учить учащихся составлять и записывать сложные слова;
- развивать орфографическую зоркость; навыки грамотного письма;
- обогащать словарный запас учащихся сложными словами;
- формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);
- воспитывать интерес к языку, слову;
- продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательности).
Тип урока: открытие новых знаний и первичное закрепление.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Ориентировочно – мотивационный этап.
- Целеполагающий этап.
- Операционно–исполнительный этап.
- Самостоятельная работа (разноуровневая).
- Итог урока. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Оборудование урока:
- учебник русского языка ч.1, С.И.Иванов, А.О.Евдокимова, М., “Вентана-Граф”,2007;
- рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно”, М.,”Вентана-Граф”, 2009;
- проекционное оборудование, компьютер;
- презентация к уроку;
- карточки для самостоятельной (разноуровневой) работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Стихотворение (слайд 2).
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
– А какие секреты слов вы бы хотели узнать?
(Я хотел бы узнать , почему мы называем вещи так, а не иначе. Из каких языков пришли к нам слова).
– Начинаем урок русского языка.
2. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. В каких словах в названии букв допущена ошибка: (слайд 3)
Конец – ка, о, эн, цэ
Хлеб – хэ, эль, е, бэ
Чашка – че,а, ша, ка, а (в слове “хлеб” – буква “х” – ха)
Выявите закономерность и продолжите (слайд 4).
Хх, Ххх, Хххх, …
– Запишите число, место работы, чистописание.
2 строка – свое чистописание, которое прописано у каждого в тетради на полях.
2) Вспомните признаки однокоренных слов и подберите к слову “хлеб” однокоренные слова.
(Одинаковое значение, одинаково пишутся, но не одинаково слышатся, тогда к ним нужно подбирать однокоренные слова)слайд 5)
Вызывает ли трудность написание корня в этом слове? ( Нет.)
– Почему? (В этом слове корень ударный).
– А какая здесь орфограмма? (Парные звонкие и глухие согласные в корне).
3) Вспомните пословицы о хлебе. (слайд 6)
Чтение пословиц с экрана. Выяснение их смысла. Запись одной из них по выбору.
(Взаимопроверка чистописания) – по шкале аккуратности и старания.
Физминутка для глаз
- Вертикальные движения глаз вверх – вниз;
- Горизонтальные вправо – влево;
- Вращение глазами по часовой стрелке и против;
- Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
3. Целеполагающий этап.
– Где выпекают хлеб? (На хлебозаводе)
Рассказ Лукиновой Лизы о хлебозаводе. (слайд 7)
– Что интересного в записи слова? (Два корня)
– Как можно назвать слова, в которых два корня? (А я вам подскажу.Такие слова называются сложными.)
– Какая тема урока? (Учимся писать слова с двумя корнями).
– Запишите тему урока. (Слайд 8)
– К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили заказать вывеску. Давайте ему поможем.
Хлеб … завод – проблема (слайд 9).
– Какая цель урока? Как назвать гласную, которая соединяет два корня в сложном слове? (слайд 10 – цели назвать)
4. Операционно-исполнительный этап.
1) Предлагаю поработать в группе и выяснить, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах и доказать почему.
Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 11)
- Работать дружно, не ссориться.
- Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе – обсуждение прекратить.
- Отвечать чётко, лаконично.
- Члены группы могут дополнить ответ.
Учебник, с.81, упр.1.
Проверка по слайду 12. Отчёт групп.
2) Работа в парах. Составление алгоритма проверки правописания соединительной гласной в сложных словах.
Отчет пар. По вашему алгоритму можно сделать вывод. Слайды 13 и 14.
3) Первичное закрепление:
- р.т. №1 – с. 23, упр.2. Самопроверка (слайд 15).
- Замените словосочетания и предложения одним сложным словом. (Слайд 16)
Физминутка (водопад)
4) Вторичное закрепление. Обогащение словарного запаса учащихся. Тренировка в правописании. Наблюдение за написанием группы слов, нахождение общего корня, выяснение лексического значения корня.
Р.т. №1 – с.23, упр.1 (фронт. проверка)
5) Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания)
– Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
– Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал.
1 уровень – желтая полоска.
Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пек, мор…ход.
2 уровень – зеленая полоска.
Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.
3 уровень – красная полоска.
Придумать по два слова с соединительным гласными –о-, -е-. Составить и записать предложения с этими словами. (Проверяют командиры).
5. Итог урока. Рефлексия.(слайд 17)
Не хочу держать в секрете
Этот маленький секрет
Вертословы есть на свете
А без – верто – слова нет.
Ты родился вертословом?
Может зря хвалился тут?
Слова не путаешь на свете?
Знаменитый словопут.
Предлагаю свой труд на уроке оценить сложными словами: лежебока, трудолюбивый, тугодум, пустослов, целеустремленный.
– Какие новые открытия совершили?
– Каким секретом сложных слов ты поделился бы с другом?
Сегодня среди вас не было ни одного словопута. Активными вертословами были….. Им за урок – “5”.
6. Домашнее задание:
1 в – р.т. №1 – с.23, упр.4;
2 в – уч., с.81, упр.3.
Для всех – посмотрите дома в словаре, есть слова в русском языке: словопут и вертослов.
Литература
- Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. Педагогика , 1994. – №5.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. Народное образование, 1998.