Урок русского языка по теме "Учимся писать слова с двумя корнями"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • создать условия для знакомства учащихся с новым материалом;
  • познакомить с понятием “сложные слова”; со способом их образования;
  • учить учащихся составлять и записывать сложные слова;
  • развивать орфографическую зоркость; навыки грамотного письма;
  • обогащать словарный запас учащихся сложными словами;
  • формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);
  • воспитывать интерес к языку, слову;
  • продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательности).

Тип урока: открытие новых знаний и первичное закрепление.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Ориентировочно – мотивационный этап.
  3. Целеполагающий этап.
  4. Операционно–исполнительный этап.
  5. Самостоятельная работа (разноуровневая).
  6. Итог урока. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Оборудование урока:

  • учебник русского языка ч.1, С.И.Иванов, А.О.Евдокимова, М., “Вентана-Граф”,2007;
  • рабочая тетрадь №1 “Пишем грамотно”, М.,”Вентана-Граф”, 2009;
  • проекционное оборудование, компьютер;
  • презентация к уроку;
  • карточки для самостоятельной (разноуровневой) работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Стихотворение (слайд 2).

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

– А какие секреты слов вы бы хотели узнать?

(Я хотел бы узнать , почему мы называем вещи так, а не иначе. Из каких языков пришли к нам слова).

– Начинаем урок русского языка.

2. Ориентировочно-мотивационный этап.

1. В каких словах в названии букв допущена ошибка: (слайд 3)

Конец – ка, о, эн, цэ
Хлеб – хэ, эль, е, бэ
Чашка – че,а, ша, ка, а (в слове “хлеб” – буква “х” – ха)

Выявите закономерность и продолжите (слайд 4).

Хх, Ххх, Хххх, …

– Запишите число, место работы, чистописание.

2 строка – свое чистописание, которое прописано у каждого в тетради на полях.

2) Вспомните признаки однокоренных слов и подберите к слову “хлеб” однокоренные слова.

(Одинаковое значение, одинаково пишутся, но не одинаково слышатся, тогда к ним нужно подбирать однокоренные слова)слайд 5)

Вызывает ли трудность написание корня в этом слове? ( Нет.)

– Почему? (В этом слове корень ударный).

– А какая здесь орфограмма? (Парные звонкие и глухие согласные в корне).

3) Вспомните пословицы о хлебе. (слайд 6)

Чтение пословиц с экрана. Выяснение их смысла. Запись одной из них по выбору.

(Взаимопроверка чистописания) – по шкале аккуратности и старания.

Физминутка для глаз

  1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз;
  2. Горизонтальные вправо – влево;
  3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
  4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

3. Целеполагающий этап.

– Где выпекают хлеб? (На хлебозаводе)

Рассказ Лукиновой Лизы о хлебозаводе. (слайд 7)

– Что интересного в записи слова? (Два корня)

– Как можно назвать слова, в которых два корня? (А я вам подскажу.Такие слова называются сложными.)

– Какая тема урока? (Учимся писать слова с двумя корнями).

– Запишите тему урока. (Слайд 8)

– К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили заказать вывеску. Давайте ему поможем.

Хлеб … завод – проблема (слайд 9).

– Какая цель урока? Как назвать гласную, которая соединяет два корня в сложном слове? (слайд 10 – цели назвать)

4. Операционно-исполнительный этап.

1) Предлагаю поработать в группе и выяснить, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах и доказать почему.

Давайте вспомним правила работы в группе. (Слайд 11)

  1. Работать дружно, не ссориться.
  2. Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе – обсуждение прекратить.
  3. Отвечать чётко, лаконично.
  4. Члены группы могут дополнить ответ.

Учебник, с.81, упр.1.

Проверка по слайду 12. Отчёт групп.

2) Работа в парах. Составление алгоритма проверки правописания соединительной гласной в сложных словах.

Отчет пар. По вашему алгоритму можно сделать вывод. Слайды 13 и 14.

3) Первичное закрепление:

  • р.т. №1 – с. 23, упр.2. Самопроверка (слайд 15).
  • Замените словосочетания и предложения одним сложным словом. (Слайд 16)

Физминутка (водопад)

4) Вторичное закрепление. Обогащение словарного запаса учащихся. Тренировка в правописании. Наблюдение за написанием группы слов, нахождение общего корня, выяснение лексического значения корня.

Р.т. №1 – с.23, упр.1 (фронт. проверка)

5) Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания)

– Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.

– Выбрать уровень и показать соответствующий сигнал.

1 уровень – желтая полоска.

Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пек, мор…ход.

2 уровень – зеленая полоска.

Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.

3 уровень – красная полоска.

Придумать по два слова с соединительным гласными –о-, -е-. Составить и записать предложения с этими словами. (Проверяют командиры).

5. Итог урока. Рефлексия.(слайд 17)

Не хочу держать в секрете
Этот маленький секрет
Вертословы есть на свете
А без – верто – слова нет.
Ты родился вертословом?
Может зря хвалился тут?
Слова не путаешь на свете?
Знаменитый словопут.

Предлагаю свой труд на уроке оценить сложными словами: лежебока, трудолюбивый, тугодум, пустослов, целеустремленный.

– Какие новые открытия совершили?

– Каким секретом сложных слов ты поделился бы с другом?

Сегодня среди вас не было ни одного словопута. Активными вертословами были….. Им за урок – “5”.

6. Домашнее задание:

1 в – р.т. №1 – с.23, упр.4;

2 в – уч., с.81, упр.3.

Для всех – посмотрите дома в словаре, есть слова в русском языке: словопут и вертослов.

Литература

  1. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования. Педагогика , 1994. – №5.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М. Народное образование, 1998.

Презетация

Приложения