Интернет-проект на уроке немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


С каждым годом интернет занимает всё более прочные позиции в системе отечественного образования. Сегодня трудно найти преподавателя, который не использует возможности интернета для самообразования, поиска и отбора материала, предназначенного для изучения, участия в online-курсах и проектах, переписки с зарубежными коллегами. Однако всё чаще интернет становится не просто вспомогательным средством для подготовки преподавателя к занятиям, а эффективным средством обучения на уроке.

В качестве интернет-технологий наибольшей популярностью со стороны преподавателя в образовательной среде пользуются поиск информации в сети, создание рабочих листов для урока с помощью интернет-ресурсов, разработка материалов урока, создание интернет-проекта. Студентам же предлагается самостоятельное изучение некоторых тем урока, обсуждение дискуссионных вопросов посредством электронной почты, дистанционное изучение темы курса под руководством преподавателя, знакомство с литературой, историей и культурой страны изучаемого языка, получение справочной информации, участие в интернет-проекте.

Остановимся на технологии использования интернет-проекта в обучении иностранному языку. Как справедливо отмечает Е.С. Полат, метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности [2]. Интернет-проект, таким образом, предполагает комплексную работу над иностранным языком с помощью интернет-ресурсов.

Рассмотрим конкретный пример интернет-проекта по теме “20 лет падения Берлинской стены” в обучении немецкому языку.

Организационный этап работы над проектом включает в себя постановку целей, планирование речевой деятельности на уроке, создание рабочих листов с объяснением последовательности работы и разработку критериев оценки результатов проекта. Наш проект предназначен будущим педагогам, поэтому в качестве практической цели выступает развитие методической компетентности студентов в области проектирования элементов урока. Это означает, что перед студентами стоит задача не просто собрать и обобщить сведения по предложенной теме, но и создать на их основе продукт, который может быть использован в школьной практике или самостоятельной обучающей деятельности. Таким продуктом может являться презентация в Power Point, ориентированная на школьников старших классов, изучающих немецкий язык в качестве основного в школе. Сопутствующими целями проекта являются развитие монологической и диалогической речи в процессе реализации проекта и воспитание профессиональных ценностей будущих учителей немецкого языка. В рабочих листах отражена последовательность деятельности студентов на уроке (пример рабочего листа см. ниже). Это поиск информации в интернете по одной из подтем: Stunde Null, Berliner Blockade, Mauerbau, Mauerfall, адаптация информации для школьников, копирование обработанного текстового материала в один из слайдов макета презентации в Power Point, подбор в интернете картинки к тексту, вставка её в слайд презентации, выбор в интернете мероприятия, посвящённого падению Берлинской стены. Студенты работают в парах или мини-группах, слайд каждой группы складывается в одну общую презентацию, которая и становится продуктом реализации проекта. В качестве основных критериев оценки такого продукта выступают соответствие плана содержания (текстовый материал) и плана выражения (лексико-грамматические конструкции) продукта потребностям школьников, эргономичность наглядного материала и грамотность презентации результатов своей деятельности.

Этап реализации проекта предполагает деятельность студентов по поиску, обработке и презентации материала в соответствии с указаниями рабочего листа. Для составления одного из слайдов общей презентации в каждой подгруппе обсуждается отбор информации, пути её адаптации для школьников, технические аспекты обработки текстового и иллюстративного материала. Таким образом, работа каждой пары или мини-группы становится частью одного общего продукта – презентации.

И наконец, последний этап работы над интернет-проектом составляет оценка проектной деятельности с опорой на разработанные критерии и самоанализ студентов. Каждый слайд рассматривается с точки зрения соответствия его уровню владения языком старших школьников, аккуратности исполнения и грамотности предъявления материала.

В качестве примера прилагаем конспект урока.

Internet-Projekt

20 Jahre Mauerfall

Sprachniveau B1 / B2

Ziel des Projektes Entwicklung der methodischen Kompetenz der Studenten im Gestalten des Unterrichts

Stundenverlauf

Phase

Aktivitaeten / Strategien / Kommentar

Sozial-formen der Arbeit

Material / Medien

Begruessung

Gegenseitige Begruessung.

Fragen an die St.: Wie geht es?

Wie meinen Sie, warum sind wir heute im Computerraum?

L. sammelt Vermutungen.

L-St

Plenum

 
Einstieg ins Thema

Die St. sehen sich den Videoclip mit der Rede der Fr. Angela Merkel anlaesslich des 20-jaehrigen Jubilaeum des Mauerfalls an

http://www.spiegel.de/video/video-1030836.html

und bestimmen das Thema der Rede und die Aktualitaet.

Plenum

Videoclip,

Projektor

Zielsetzung

Die St. bestimmen die Ziele der Projektarbeit nach 6 Stufen der kognitiven Arbeit, z.B.

  1. Wissen
  2. Vokabeln zum Thema „Geschichte Deutschlands in den Nachkriegsjahren“

  3. Verstehen
  4. Die Stelle des Themas im Schulprogramm

  5. Koennen
  6. Elektronische Ressourcen benutzen und sie dem Schulunterricht anpassen

  7. Analysieren
  8. Den gewaehlten Text– und Illustrationsstoff

  9. Gestalten
  10. Praesentation zum Thema fuer die Schueler

  11. Bewerten

Das fertige Produkt

Plenum

Projektor / Tafel
Aktualisie-rung der Kenntnisse zum Thema.

Aufgabe 1.

Die St. ordnen das Ereignis mit dem Jahr (und wenn moeglich mit dem Bild) zu.

Stunde Null

Berliner Blockade und Luftbruecke

Mauerbau

Fall der Mauer

20 Jahre Mauerfall

2009
1961
1989
1948
1945

Kontrolle der Aufgabe erfolgt nach der Projektarbeit und Praesentation.

St1, St2, St3 …

Tafel / interaktive Tafel
Kriterien der Auswertung des Projektes

Die St. machen sich mit den Kriterien der Bewertung des Projektes bekannt:

1-5 Punkte

Die Praesentation ist nicht vorbereitet, es wird zum Thema wenig gesprochen.

6-10 Punkte

Die Praesentation ist schuelerorientiert, aber Sprachniveau, Inhalt oder Ergonomie sind nicht beruecksichtigt;

Die Sprache enthaelt einige lexikalisch-grammatische Fehler;

Bei der Paararbeit wird russisch und deutsch gesprochen.

11-15 Punkte

Die Praesentation ist schuelerorientiert;

Die Sprache enthaelt sehr wenige lexikalisch-grammatische Fehler;

Bei der Paararbeit wird nur deutsch gesprochen.

L

Tafel / Projektor
Paarbildung und Erklaerung der Aufgabe

Die St. bilden Paare und gehen an die Computer.

Sie waehlen die Arbeitsblaetter zu den Unterthemen (Stunde Null, Berliner Blockade, Mauerbau, Mauerfall, 20 Jahre Mauerfall) mit der Beschreibung der Arbeit. Beispiel siehe unten.

Der L. erklaert die Aufgabe.

L

Computer,

Arbeits-blaetter

Projektarbeit

Die St. lesen die Arbeitsblaetter durch und machen Schritt fuer Schritt die Aufgabe:

  • besuchen die angegebene Internet-Seite,
  • suchen einen passenden Text,
  • bearbeiten den Text,
  • kopieren ihn in die Folie des Praesentationsentwurfs,
  • besuchen eine andere Internet-Seite und waehlen ein passendes Bild,
  • fuegen das Bild in die Folie ein,
  • bereiten eine muendliche Antwort zu einem der Unterthemen.

Paararbeit

Computer,

Internet,

Arbeits-blaetter

Praesentation

Die St. praesentieren ihre Folie, erzaehlen ueber das gewaehlte Ereignis und beantworten die Fragen der Kollegen / Mitschueler.

St1, St2, St3 …

St-St1

St-St2

Folien der Praesenta-tion,

Projektor

Kontrolle der Aufgabe 1.

Die St. Pruefen die Richtigkeit der Aufgabe 1 (Aktualisierung der Kenntnisse zum Thema),

korrigieren die Antworten, wenn noenig.

Plenum

Tafel / interaktive Tafel
Selbst-auswertung

Die St. bewerten ihre Arbeit nach den Fragen:

  1. Kann ich meine Praesentation im Schulpraktikum benutzen / einsetzen?
  2. Welche Aufgaben / Arbeitsformen fielen mir schwer? Welche Probleme musste ich bewaeltigen?
  3. Wie gut kann ich Computer, Internet, Power Point benutzen?
  4. Ist meine deutsche Sprache durch das Projekt besser geworden?
  • Welche Aspekte: Lexik, Grammatik, Phonetik?
  • Welche Sprachfaehigkeiten: Sprechen, Lesen, Schreiben, Hoerverstehen?
  1. Welche Hausaufgabe wuerde ich meinen Schuelern nach dem Projekt aufgeben?
  2. Was wuerde ich nach dem Projekt weiter erarbeiten, um das Thema in der Schule gut praesentieren zu koennen?

Individuell

Fragen an der Folie,

Projektor

Auswertung der Stunde

Die St. entscheiden, ob die Ziele der Stunde erreicht sind.

Plenum

Projektor / Tafel
Schlussphase

Dankbarkeit fuer die Arbeit.

Abschied.

L

 

Ниже приводим пример одного из рабочих листов.

20 Jahre Mauerfall in Berlin

Deutschland in den Nachkriegsjahren bis zum Mauerfall (1945-1989)

Gruppe 1

Aufgaben:

  1. Gehen Sie auf die Webseite
  2. http://www.werner-welt.de/index.php?option=com_content&task=view&id=63&Itemid=82

  3. Finden Sie die wichtigsten Infos ueber die Stunde Null:
    • Was bedeutet der Begriff „Stunde Null“?
    • Welche Zeitperiode gehoert dazu?
    • Was bedeutete die Stunde Null politisch und wirtschaftlich fuer die Deutschen?
  1. Oeffnen Sie die Datei „20 Jahre Mauerfall Praesentation“ und schreiben Sie eine kurze Zusammenfassung zum Thema in die Folie 2 (in den rechten Rahmen). Speichern Sie die Datei.
  2. Auf der Webseite http://images.google.de/images?hl=ru&source=hp&q=stunde+null+1945&um=1&ie=UTF-8&ei=AJQnS86jOceh4Qan252wDQ&sa=X&oi=image_result_group&ct=title&resnum=4&ved=0CCYQsAQwAw
  3. finden Sie auch Fotos zum Thema. Waehlen Sie ein Bild und kopieren Sie es in Ihre Datei in die Folie 2 (in den linken Rahmen). Speichern Sie die Datei wieder.

  4. Ihr Text und Bild werden allen Teilnehmern gezeigt. Sprechen Sie ueber die Stunde Null anhand Ihres Bildes.

Как показал самоанализ студентов, результатом такого интернет-проекта стало не только создание презентации по теме – готового продукта деятельности, который может быть использован ими на школьной практике или в самостоятельной профессиональной деятельности. Участники проекта отметили, что повысили свою методическую компетентность, научившись обрабатывать тексты из интернета для обучения школьников, и планировать проектную деятельность на уроке. В процессе реализации проекта студенты расширили свой словарный запас и знания по истории страны изучаемого языка, а также научились более уверенно использовать возможности электронных ресурсов и ресурсов интернета. Формы работы и использование интернета на уроке повысили интерес студентов к изучению немецкого языка вообще и конкретной темы в частности, а готовый продукт определил значимость проделанной работы.

Положительная сторона работы над интернет-проектом заключается также в гибкости условий для его реализации. Работа может быть как индивидуальной, так и парной или групповой. При отсутствии необходимых условий в учебном заведении (компьютерный класс, подключение к интернету, мультимедийный проектор), проект может быть выполнен дома, а его презентация проходить в учебной аудитории, быть разосланной по электронной почте или помещённой на своей страничке в интернете.

Работа над подобными интернет-проектами также способствует формированию коммуникативной, лингвострановедческой и межкультурной компетенции студентов. Осуществляя поисковое чтение, обсуждая материал презентации в мини-группах, обрабатывая и предъявляя материал коллегам, студенты развивают умения в чтении, письменной и устной речи. Сталкиваясь с историческими реалиями, студенты повышают свою лингвострановедческую компетентность. Знакомясь с историей Германии и актуальностью современных тенденций в культуре для восприятия их носителями языка и представителями иных культур, студенты повышают уровень своей межкультурной компетенции.

Использование интернет-технологий, таким образом, способствует развитию профессиональной компетентности будущих педагогов и повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

Литература:

1. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2001. – №2. – С. 14-20; №3 – С. 5-12.
2. Полат Е.С. Метод проектов на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – №2. – С. 3-11; №3. – С. 3-9.
3. Gruner M., Hassert T. Computerunterstutzter Unterricht / Computer im Unterricht. – Goethe Institut, 1991.