Цель урока: Обобщение и закрепление учебного материала по творчеству Бородина.
Задачи:
1) образовательные:
– знакомство с музыкой, наполненной могучей
исполинской силой.
– закреплять знание музыкальных терминов
2) развивающие:
– развивать творческое воображение ребят,
попробовать “увидеть” эту музыку “внутри
себя”.
– развивать способность ребят работать в группе
3) воспитательные:
– воспитывать интерес к творчеству Бородина
– воспитывать желание знакомиться с
дополнительной музыкальной литературой.
Оборудование: магнитофон, проигрыватель, баян, карточки, репродукция картины Васнецова “Три богатыря”, карточки со скрипичным ключом – для награждения за правильный ответ.
ХОД УРОКА
1. Муз. приветствие. Распевка.
Тот, кто музыки не знает, очень многое теряет
А кто песен не поёт, то не весело живёт.
Учитель:
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве Бородина и прослушаем “Богатырскую симфонию”.Это его вторая симфония.
Запишите тему урока.
Но прежде я хочу вспомнить всё то о чем мы говорили на прошлом уроке.
(6 человек работает по карточкам с индивидуальными заданиями на усмотрение учителя, а класс отвечает на вопросы учителя.)
Итак, что вы помните о Бородине?
- Сколько профессий было у композитора Бородина? – За ответы раздаются
- В какую организацию музыкантов он входил? Карточки с ключом
- Кто был организатором “Могучей кучки”?
- Основная цель композиторов “Могучей кучки”?
- Что еще создали члены “Могучей кучки”?
- Кто считается композитором-оперником? (Р-К)
- А сколько опер написал Бородин?
- Кто подсказал ему сюжет оперы “Князь Игорь”?
Ребята, мы познакомились с музыкой Бородина еще в I четверти, когда слушали его Квартет. Давайте вспомним эту музыку.
Прослушивание Квартета Бородина.
(Иллюстрация)
Что такое квартет в музыке?
А теперь давайте вспомним, какие инструменты звучали в квартете композитора. Выберите из картинок, находящихся на доске нужные нам инструменты.Дети убирают ненужные карточки, оставляя 2 скрипки , альт, виолончель.
Показ иллюстраций струнных. (Из альбома “Симфонический оркестр”)
Новая тема:
“Богатырская тема” с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино, театре. Это оттого, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. (“Иван Сусанин” Глинки, “Князь Игорь” Бородина, “Война и мир”, “Александр Невский” Прокофьева.
Вторая симфония Бородина так и называется “Богатырская Симфония”
Вслушиваясь в эту муз. видишь перед собой людей могучих и вольных, таких , как витязи на картине Васнецова.
Широкое, раздольное начало 2 части напоминает о раздолье заволжских степей. Когда-то там были юрты кочевников. Порой на горизонте проносились тучи всадников на взмыленных конях. Степные просторы всегда манили русских богатырей.
Мелодия 1 ч. Симфонии, есть главная мелодия. В музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди– богатыри. Мужественно, сурово, мощно звучит в низком регистре у струнных главная тема, вызывая представления о неодолимой, “великанской” силе легендарных героев.
Это ощущение не исчезает, несмотря на 2 мелодию, более плавную и лирическую.
Она широкая, светлая, мажорная. Проникнута русскими песенно-напевными интонациями. Вторая тема как бы вводит слушателей в “место действия”. Мягко звучат виолончели.(Как бы описание природы)
Прослушивание фрагмента. Отделить 1 и 2 темы поднятием руки.
Охарактеризовать музыку одним словом.
(Учитель на доске …Печальная, трагическая, осенняя)
А сейчас вам предстоит выполнить сложное задание. Интересно узнать какими вы стали слушателями за 5 лет. Сейчас вы напишете анализ к прослушанной муз.
Постарайтесь рассказать об этом произведении, так, чтобы человек, который не знает его, мог бы составить о нем представление.
(Дети в тетрадях пишут анализ музыки, звучащей в классе. 5-10 предложений)
Зачитывают анализ.(2-4 человека)
Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством. (живописью, скульптурой). Хотя связь эта проявляется совсем по –другому. Стихи можно спеть, её содержание выразить стихами и ли прозой.
Связь музыки с изобразительным искусством иная:
У человека есть не только внутренний слух– способность услышать “мысленно”, “внутри себя” то, что на самом деле не звучит, но и “внутреннее”зрение– способность увидеть “внутри себя”, чего на самом деле нет в этот момент перед глазами.
Я хочу вам показать хорошо знакомую вам картину Васнецова “Три богатыря”.
Изображая на картине героев русских былин– Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича художник воплотил идею величия и могущества рус. Народа. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в позах и фигурах. Необъятные дали раскинулись за спиной богатырей.
Что же общего между музыкой 1 ч. симфонии Бородина и картиной Васнецова? Что роднит 2 этих произведения?
В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях. И описание природы, без которой искусство задохнулось бы.
Кабалевский сказал: “Для поэта, композитора, художника и для каждого из нас нет природы без человека.”
Сейчас мы попробуем пропеть с вами главную мелодию симфонии, чтобы она осталась в нашей памяти
Дети стоя пропевают мелодию главной темы симфонии.
А теперь немного отдохнем и послушаем муз.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА
1. “Жаворонок” Глинки
2.Вокализ Рахманинов
3.Вальс Чайковского из балета "Спящая
красавица”
Учитель:
Заканчивая сегодня разговор о А.П. Бородине я не устаю восхищаться этим человеком. Сколько доброты и энергии нес в себе этот человек. Своих детей у него не было и он взял на воспитание 3 девочек. Много смешных историй происходило с ним.
Послушайте сообщения ребят:
1 ребенок:
Иногда счастливые музыкальные мысли приходили к нему неожиданно, во время заседания или во время химического опыта. Бородин спешно записывал их на первом клочке бумаги. А чтобы они не стерлись, он придумал способ их закрепления: покрывал их яичным белком или желатином, а потом как белье развешивал на веревке для просушки. Было смешно и трогательно глядеть на этого большого ученого. По-ребячески гордившегося своим нехитрым изобретением.
2 ребенок:
Однажды известный рус. композитор Бородин возвращался с товарищем после вечера, где он и его друзья пели и музицировали. В этот поздний час на улице было очень темно, но товарищей это не смущало, они хорошо знали дорогу и шли, оживленно беседуя.
Вдруг спутник Бородина остановился в большом недоумении. Бородин, который только что шагал рядом с ним,– исчез. Ну как сквозь землю провалился.
И впрямь через несколько секунд из-под земли послышались звуки флейты. Что же оказалось? Бородин, действительно провалился в открытый люк подвала. Испугавшись за флейту, которую нес с собой Бородин, едва очнувшись от падения, стал тут же проверять – не поврежден ли дорогой ему инструмент.
Итак, подводя итог всему услышанному сегодня я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы:
- Какие чувства, настроения вызвала эта музыка?
- Как называется это музыкальное произведение? Сколько тем мы прослушали?
- Если бы ты был композитор– какое бы ты дал название?
- Главная мысль?
- Какими средствами автор достиг этого?
Может ли муз перенести нас в другую эпоху?
Только что мы были в классе и вот…
Грамзапись “Погоня” из к\ф “Неуловимые…”
Эта песня переносит нас в совсем другое время. Гражданская война, свои герои. Но ребята с удовольствием смотрят приключения “неуловимых” и поют песню “Погоня”
Давайте мы продолжим разучивание песни.
Распевка-скороговорка “Бык-тупогуб ”
Разучивание песни “Погоня”
Работа над дикцией в припеве.
Исполнение песен по желанию уч-ся.
Итог урока. Выставление оценок.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Портреты композитора Бородина (можно использовать в работе по желанию)