Тип урока: изучение нового материала.
Вид организации учебной деятельности: проблемно-поисковая.
Формы организации работы: групповая и фронтальная.
Оборудование: 2 ПК, проектор, доска, настенная физическая карта Антарктиды, набор плакатов “Животный мир Антарктиды”, CD-диски из серии С-1 “География -7”, “География 6-10” презентация к уроку, распечатанные тексты заданий для групп и тексты для фронтальной работы в классе, атласы по географии для 7 класса.
Цель урока:
- Изучить природу и историю открытия Антарктиды
- Сформировать чувство гордости за великие достижения первооткрывателей;
- Закрепить навыки характеристики природы материков по различным источникам информации
Ход урока
Речь учителя: “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. (Включается фото на презентации. И сопровождает речь до слайда с темой урока).
Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели... Такова Антарктида — материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны”.
Так написал в 1947 г. американский исследователь Антарктиды Ричард Бэрд.
Как вы догадались, тема нашего урока – “Антарктида”. Откройте тетради, запишите тему урока
Цель нашего урока: попытаться пройти путем первооткрывателей южного полюса и познакомиться с особенностями природы Антарктиды.
Честь открыть шестой континент выпала русским мореплавателям. Два имени навсегда вписаны в историю географических открытий: Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.
Включается диск С1. 6-10-й класс, слайд с маршрутами путешественников.
Они на двух хорошо оборудованных шлюпах “Восток” и “Мирный” 16 июля 1819 г. отправились в плавание. Цель формулировалась кратко: открытия “в возможной близости Антарктического полюса Инструкция была написана “высоким штилем”, но никто не знал, как ее удастся реализовать на деле. Однако удача сопутствовала “Востоку” и “Мирному”.
Уже виднелись на горизонте бесконечные ледяные
просторы; вдоль их кромки корабли продолжали
путь с запада на восток. 27 января 1820 г. они
пересекли Южный полярный круг и на следующий
день подошли вплотную к ледяному барьеру
Антарктического материка. Лазарев со своего
корабля наблюдал “матерый (т. е. очень мощный,
сплошной) лед чрезвычайной высоты”, и
“простирался оный так далеко, как могло только
достигнуть зрение”. Этот лед и был частью
ледяного щита Антарктиды. А 28 января 1820 г. вошло в
историю как дата открытия Антарктического
материка. Еще два раза (2 и 17 февраля) “Восток” и
“Мирный” близко подходили к берегам Антарктиды.
Через год, 28 января 1821 г в безоблачную, солнечную
погоду экипажи кораблей наблюдали гористый
берег, простиравшийся к югу за пределы
видимости.
Теперь уже не осталось никаких сомнений: Антарктида — не просто гигантский ледяной массив, не “материк льда”, как называл его в своем отчете Беллинсгаузен, а настоящий “земной” материк.
Плавание российских кораблей продолжалось 751 день, и протяженность его составила почти 100 тыс. км (столько же получится, если два с четвертью раза обогнуть Землю по экватору). 29 новых островов были нанесены на карту. Так началась летопись изучения и освоения Антарктиды, в которую вписаны имена исследователей из многих стран.
Итак, кто является первооткрывателем Антарктиды? Запишите в тетради их имена, названия кораблей и дату открытия.
Наиболее загадочным местом на Земле долгое время оставался южный полюс.
Трагичные и героические страницы в историю открытия южного полюса земли вписали две экспедиции, Амундсена и Скотта. Чтобы реально представлять себе все трудности, с которыми они столкнулись, давайте организуем свою, виртуальную экспедицию.
Для этого нам потребуются
Картографы (2 человека)
Климатологи (2 человека)
Геологи(2 человека)
Биологи(2 человека)”
Группы рассаживаются в соответствии с указаниями учителя, климатологи и биологи к компьютерам, остальные на указанные парты (картографы вблизи настенной карты) и получают карточки с заданиями на 10 мин.
Речь учителя: “Среди множества экспедиций в Антарктиду особое место занимают экспедиции к южному полюсу Амундсена и Скотта. Обе экспедиции вышли с ледового берега моря Росса летом 1911 года почти одновременно. Однако Амундсен достиг полюса на неделю раньше, а экспедиция Скотта не только опоздала на неделю, но и погибла на обратном пути от истощения и холода.
Внимание, задание! У вас на партах лежат тексты с описанием этих экспедиций. Подчеркните в тексте те факты, которые, по вашему мнению, привели к успеху экспедицию Скотта и к смерти – экспедицию Амундсена.(8 мин.)”
Подведем итоги. Каждой группе наших исследователей предоставляется не больше 3 мин. на предъявление результатов. (Выступают группы, при выступлении картогафы работают с настенной картой, геологи и климатологи пользуются диском С-1 6-10, биологи диском С-1 для 7 класса)
Итак, с какими трудностями встретится любая антарктическая экспедиция?(Расстояние, лед, холод, отсутствие пищи, удаленность возможной помощи)(20 мин.)
Оценивание работы групп.
Речь учителя: “Экспедиции Скотта и Амундсена в полной мере столкнулись со всеми этими трудностями. Какие факты привели к смерти экспедиции Скотта?
Какие факты позволили Амундсену успешно покорить полюс и вернуться без потерь?” (7 мин.)
(Разбор результатов сопровождается оставшимися слайдами презентации.)
Домашнее задание: представьте себе, что вы шли вместе с экспедицией Амундсена к южному полюсу. Напишите об этом рассказ. За него вы получите 2 оценки по географии за содержание и за правильность изложения по РИКО.
Оценивание фронтальной работы.
Тексты для фронтальной работы.
Вариант 1. Роберт Скотт
В 1909 году англичанин Роберт Скотт объявляет о намерении покорить южный полюс, его главным конкурентом становился норвежец Амундсен.
У Амундсена – 120 собак. У Скотта – три мототягача, 19 низкорослых, но выносливых маньчжурских лошадок и 35 ездовых собак. Но один тягач затонул при разгрузке, а осенью и зимой погибли по разным причинам девять лошадей и десяток собак. План экспедиции сложился давно. Весь путь до полюса и обратно составлял около трех тысяч километров. Скотт рассчитывал затратить на него около 145 суток. Мототягачи должны были доставить грузы для склада на широту 80°. Предполагалось, что лошади и собаки смогут дальше довезти большую часть необходимых грузов.
В путь он выступил 2 ноября 1911 года. Капитану Скотту нелегко управлять своим "беспорядочным флотом". Сильные лошади работают с неполной отдачей, на несколько часов меньше, чем слабые. Собачьи упряжки за пару часов легко пробегают те 10 миль, которые лошади преодолевают за день. Бывшая моторная партия, дотащив свой груз до указанной в инструкции широты 80°, шесть дней вынуждена ждать подхода основной группы и новых указаний. Невосполнимая потеря времени! 21 ноября все три группы наконец соединились. Моторные сани пришлось бросить, пони перебили за 83-й параллелью, когда вышел весь корм. Вскоре были отправлены обратно собачьи упряжки, и англичане сами тащили тяжело нагруженные сани. За 85° Скотт приказал вернуться четверым участникам экспедиции, а вскоре еще троим. Путь к полюсу продолжили пятеро.
Когда до полюса было всего несколько километров, Скотт занес в дневник следующую запись: "...разглядели черную точку впереди... [оказавшуюся] черным флагом, привязанным к полозу от саней. Тут же поблизости были видны остатки лагеря... Норвежцы нас опередили. Они первыми достигли полюса. Ужасное разочарование!"
Англичане сфотографировали и зарисовали палатку, у полюса водрузили английский флаг, сфотографировались и пустились в обратный путь. "Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей".
Впереди обратный путь, полторы тысячи километров. У Отса постоянно зябнут ноги. Уилсон мучается с глазами – снежная слепота. Эванс еще по дороге к полюсу сильно порезал руку при переделке саней, вдобавок у него обморожены пальцы рук и нос. Кончилось антарктическое лето. Надвигается зима. Мороз достигает 30-40 градусов. При низких температурах снег, как песок... Последняя запись: "Четверг, 29 марта. С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм. Каждый день мы были готовы идти (до склада всего 11 миль), но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-то надеяться. Выдержим до конца. Мы, понятно, все слабеем, и конец не может быть далек. Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать". Ниже подпись. "Р. Скотт"...
Восемь месяцев спустя специальная спасательная партия нашла полузасыпанную снегом палатку, нашла их тела.
В своей предсмертной записке "Послание обществу" Роберт Скотт говорит: "Причины катастрофы не вызваны недостатками организации, но невезением в тех рискованных предприятиях, которые пришлось предпринимать".
Вариант 2. Руаль Амундсен
К концу XIX в. на географической карте Земли оставалось совсем немного мест, где еще не ступала нога человека. Белые пятна неведения лежали только в северной и южной полярных областях. Это были наиболее трудные места для проникновения в них человека, они ждали самых дерзких, наиболее удачливых исследователей. Одним из таких людей был норвежец Руаль Амундсен.
Он решил первым водрузить норвежский флаг в самой южной точке Земли. О своих намерениях Амундсен сообщил письмом Роберту Скотту, руководителю британской экспедиции, направлявшейся в Антарктику с той же целью.
В январе 1911 г. норвежцы построили свою базу в
Китовой бухте (залив в шельфовом леднике Росса).
Там возвели вместительный дом, складские
помещения, убежище для собак. . Это место было
тщательно выбрано Амундсеном из-за своего
расположения, на 60 миль ближе к Полюсу, чем база
Скотта на мысе Эванс. В течение февраля и марта
мужчины разместили семь складов по маршруту,
который предстояло проделать. Чрезвычайно
практичный, Амундсен решил помечать путь вяленой
рыбой, которая могла служить и пищей в случае
необходимости. 19 октября экспедиция началась.
Руаль Амундсен, вместе с четырьмя компаньонами,
четырьмя санями, с запряженными 13 собаками в
каждые, вышел из лагеря. Поначалу путь казался
удивительно легким. Временами можно было даже
стать на полозья и спокойно ехать, за собаками.
Все разом переменилось, когда они достигли
ледника с его бездонными расщелинами и
бесконечными гребнями. Чтобы преодолеть эти
препятствия им пришлось проявить максимум силы и
храбрости. Но с этим препятствием позади, пять
человек быстро приближались к финальной точке
маршрута. С томительным нетерпением они
подходили к Южному Полюсу. Естественному
волнению, что Скотт мог опередить их,
противопоставлялась уверенность в том, что такое
быстрое продвижение гарантирует им победу. И вот,
14 декабря, Полюс был достигнут.
Продуманность и тщательность проработки всех
деталей похода, а также неукоснительное
исполнение намеченного плана неизменно поражают
всех. На весь поход (около 3000 км) Амундсен отводил
100 дней, затрачено было 99!
...А полюсная партия капитана Р. Скотта, достигнув заветной точки через месяц после норвежцев, на обратном пути погибла в полном составе, не выдержав жестоких условий. Эта трагедия взволновала весь мир и сильно омрачила успех Амундсена.
Карточки с заданиями для групп
Задание картографам.
- Пользуясь картами атласа и планом в учебнике на стр. 311 составить устную характеристику Географического положения Антарктиды. Крайние точки их координаты называть не надо (подумайте, почему).
- Рассказать ГП Антарктиды классу, пользуясь настенной картой.
- Выполнить на компьютере практическое задание №1 и показать результаты классу.
Задание геологам.
- Пользуясь текстом учебника на стр.195-197, картами атласа, подготовить рассказ о ледниках Антарктиды и ее подледном рельефе.
- Рассказать о рельефе Антарктиды классу, пользуясь настенной картой.
Задание климатологам.
- Пользуясь текстом учебника на стр.197-198, картами атласа, подготовить рассказ о климате Антарктиды, используя в качестве иллюстраций слайды 1-5 (“Климат, органический мир Антарктиды”).
- Рассказать классу, пользуясь слайдами, о температурном режиме, полюсе холода и ветрах Антарктиды.
Задание биологам.
- Пользуясь текстом учебника на стр.198-199, настенной картиной, подготовить рассказ о климате Антарктиды, используя в качестве иллюстраций слайды 16-27(“Климат, органический мир Антарктиды”).
- Рассказать классу, пользуясь слайдами о животном мире Антарктиды и причинах его бедности.
Используемая литература
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Арктика и Антарктика. М, 2000.
- Атлас и комплект контурных карт “Роскартография”.
- CD– диск “Образовательная коллекция” География 6-10.
- CD– диск География-7.
- Ресурсы Интернета: http://100top.ru/encyclopedia/, http://yo-media.narod.ru/bios/putesh/amundsen/amundsen.htm.