В нашей школе курс "Информационные технологии" изучают учащиеся 1-11 классов. Компьютерные технологии в данном случае стимулируют интерес ребят к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и позволяют через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами, получить реальный и ощутимый результат.
За основу в начальной школе мы взяли программу "Первые шаги в мире информатики". С 1 по 4 годы обучения программа "Первые шаги в мире информатики" представляет собой глубоко методически подобранный развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:
- системность;
- гуманизация;
- междисциплинарная интеграция;
- дополнительная мотивация через игру.
Курс может изучаться ребятами любого начального уровня подготовки и имеет полное программно-методическое обеспечение:
- методические рекомендации для учителя на каждый год обучения;
- рабочие тетради для учащихся;
- самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах
Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии "не навреди". На каждом уроке обязательно должна проводиться физкультминутка.
За компьютерами дети работают 8-10 минут (первый класс), 10-15 минут (со второго по четвертый класс).
В качестве примера приведу задание для первого класса:
В тетради:
Пример:
Рис. 1
1. Найди различия в рисунках двух поросят и назови, из каких геометрических фигур они состоят (рис. 1).
Рис. 2
2. Закрась: правый кружок красным цветом; левый кружок синим цветом; верхний кружок желтым цветом; нижний кружок зеленым цветом (рис. 2).
На компьютере:
Программа "Счет" - "Пирамидка"
Задачи программы "Счет" - "Пирамидка":
На мониторе перед ребятами появляется основание пирамидки, затем с небольшим интервалом появляются части пирамидки, на которых написаны примеры. Задача учащихся заключается в том, что они должны не пропустить того момента, когда часть пирамидки опуститься до основания. Если пример будет решен правильно, то появляется следующее задание, а если нет, есть несколько попыток исправиться, пока часть пирамиды не опустится до основания.
Изучая возможности среды "Первые шаги в мире информатики", первоклассники работают над выполнением проектных заданий по школьным темам.
Обучение осуществляется на основе дифференцированного подхода.
Задача учителя обеспечить необходимую помощь, поддержку всем учащимся, чтобы каждый работал в меру своих возможностей.
Такая организация учебного процесса способствует формированию внутренней мотивации к работе за компьютером и позволяет:
- создать условия для творческой работы учащихся;
- применить полученные на уроках знания в новых условиях;
- сформировать прочные знания и умения по информатике
Перед собой мы поставили еще один вопрос: надо ли младшим школьникам иметь хороший навык ввода символов с клавиатуры, который в среде учителей информатики считается риторическим. Гораздо больше нас, практиков, занимает вопрос - как привить этот навык, имея в распоряжении только один урок информатики в неделю, то есть 20 минут в неделю компьютерной работы.
Ввод текста с клавиатуры схож с написанием букв по многим характеристикам:
- цель,
- мелкая моторика,
- внимание проговаривание слова.
Но есть и серьезные отличия:
- снимая проблему написания буквы или иного символа, клавиатура создает проблему поиска этого символа;
- дополнительная трудность - смена регистров,
- без достаточного опыта сложно отличить сходные по написанию русские и английские буквы;
- и совсем уж труднопреодолимый барьер - работа обеими руками.
На каждом занятии в самом начале мы стараемся минут 5 посвящать развитию навыков ввода текста. Начинаем с работы двух указательных пальцев, потом предлагаем пробел нажимать большим пальцем, затем для SHIFT использовать мизинец:
Можно печатать:
- под диктовку,
- слова из часто употребляемых букв.
- слова с "редкими" буквами (яйцо, этаж, цапля :),
- интересно затемнить экран (или временно выключить монитор) и написать несколько слов под диктовку, а затем проверить себя,
- учитель произносит слово, а ученики печатают его многократно через запятую или просто пробел, пока учитель не произнесет следующее слово,
- нравится ребятам печатать "вслепую" - предложите им слова, в которых используются всего 4 буквы - пар, папа, про, поп, пара - пусть поставят пальчики в исходную позицию, закроют глаза и введут эти слова.
Однако работать под диктовку утомительно, особенно когда учеников много и разница скорости ввода текста велика. Это составляет 3-4 минуты на первых уроках и 1 - 1,5 на последующих. И еще 2-4 минуты отводится на выполнение какого либо задания по осмысленному вводу текста. Существует ряд заданий, которые позволяют не превратить тренажер в занудное занятие.
Задания для тренировке на компьютере
- Напечатайте, пожалуйста,
- свое полное имя, отчество и фамилию,
- свой полный адрес,
- имена и отчества своих родственников,
- имена (и фамилии) одноклассников,
- имена и отчества учителей,
- названия школьных предметов,
- вежливые слова,
- имена мальчиков (или девочек).
Эти задания ориентированы на первоклассников, они полезны для знакомства со школьной жизнью и с клавишей SHIFT. Часто вместо адреса получаем ответ "дом кирпичный" или "первый от остановки", а в качестве ФИО "Митя Миронов Валерьевич".
- Напечатайте, на кого из героев сказок вы хотели бы быть похожими, за какие качества, например, храбрый, как Крошка Енот, хитрый как Мальчик-с-пальчик, ловкий, как Аладдин...
- Во что может превратиться предмет, если у него удалить какую-то часть, например, стул без спинки - табурет, чашка без ручки - пиала, подушка без перьев - мешок.
- Вспомните и запишите необычные слова, которыми сможете удивить своих одноклассников, пусть даже вы точно не знаете, что они означают, например, навигация, серпентарий, амеба :
- Расположите написанные на доске слова в алфавитном порядке и введите их в компьютер. Например, на доске задан набор слов: тина, пена, перо, перрон, песня, слон. Ученики должны напечатать их в ином порядке: пена, перо, перрон, песня, слон, тина. Тем, кто раньше других справится с этим заданием, можно предложить добавить в свои слова, не нарушая алфавитного порядка.
- Группа детей делится на "первых" и "вторых". "Первые" пишут существительные указательного рода, а "вторые" - прилагательные того же рода. Потом парами составляют словосочетания.
- Из букв записанного на доске слова составить и ввести в компьютер побольше слов, например из слова ДИСКОВОД можно получить слова диск, овод, сок, довод и т.д. Задание должно выполняться легко, ведь наша основная цель - ввод с клавиатуры.
- Если у кого-то из ребят День рождения, то можно предложить написать уменьшительно-ласкательные варианты его имени (при благоприятной обстановке в коллективе).
- Напечатайте за 3-4 минуты как много больше названий:
- городов России,
- стран мира,
- названий рек,
- имен мультипликационных героев,
- всяких "вкусностей",
- знаков Зодиака,
- названий электроприборов,
- цветов (красок),
- названий рыб,
- геометрических фигур,
- четных чисел,
- дней рождений родственников,
- слов из четырех букв,
- слов на букву Ц,
- полезных ископаемых,
- фамилий композиторов,
- приставок русского языка,
- слов с корнем РОС,
- слов с суффиксом ЕНЬК,
- слов оканчивающихся на Ф,
- слов оканчивающихся на БОР,
- слов - И- А,
- слов - Е-О,
Опыт показывает, что упражнениями, в течение 3-5 минут один раз в неделю, за первые два года можно довести среднюю скорость ввода до 40 символов в минуту. Этого достаточно, чтобы не испытывать дискомфорта при работе с клавиатурой на уроках в среднем звене. Но самое замечательное, что приобретенный таким неспешным способом навык не утрачивается, а продолжает совершенствоваться на всех ступенях образования.