Введение курса "Информационные технологии" в начальной школе

Разделы: Информатика


В нашей школе курс "Информационные технологии" изучают учащиеся 1-11 классов. Компьютерные технологии в данном случае стимулируют интерес ребят к проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и позволяют через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами, получить реальный и ощутимый результат.

За основу в начальной школе мы взяли программу "Первые шаги в мире информатики". С 1 по 4 годы обучения программа "Первые шаги в мире информатики" представляет собой глубоко методически подобранный развивающий курс, построенный на специально отобранном материале и опирающийся на следующие принципы:

  • системность;
  • гуманизация;
  • междисциплинарная интеграция;
  • дополнительная мотивация через игру.

Курс может изучаться ребятами любого начального уровня подготовки и имеет полное программно-методическое обеспечение:

  • методические рекомендации для учителя на каждый год обучения;
  • рабочие тетради для учащихся;
  • самостоятельные и контрольные работы в 2-х вариантах

Преподавание построено в соответствии с принципами валеологии "не навреди". На каждом уроке обязательно должна проводиться физкультминутка.

За компьютерами дети работают 8-10 минут (первый класс), 10-15 минут (со второго по четвертый класс).

В качестве примера приведу задание для первого класса:

В тетради:

Пример:

 

Рис. 1

1. Найди различия в рисунках двух поросят и назови, из каких геометрических фигур они состоят (рис. 1).

 

Рис. 2

2. Закрась: правый кружок красным цветом; левый кружок синим цветом; верхний кружок желтым цветом; нижний кружок зеленым цветом (рис. 2).

На компьютере:

Программа "Счет" - "Пирамидка"

Задачи программы "Счет" - "Пирамидка":

На мониторе перед ребятами появляется основание пирамидки, затем с небольшим интервалом появляются части пирамидки, на которых написаны примеры. Задача учащихся заключается в том, что они должны не пропустить того момента, когда часть пирамидки опуститься до основания. Если пример будет решен правильно, то появляется следующее задание, а если нет, есть несколько попыток исправиться, пока часть пирамиды не опустится до основания.

Изучая возможности среды "Первые шаги в мире информатики", первоклассники работают над выполнением проектных заданий по школьным темам.

Обучение осуществляется на основе дифференцированного подхода.

Задача учителя обеспечить необходимую помощь, поддержку всем учащимся, чтобы каждый работал в меру своих возможностей.

Такая организация учебного процесса способствует формированию внутренней мотивации к работе за компьютером и позволяет:

- создать условия для творческой работы учащихся;

- применить полученные на уроках знания в новых условиях;

- сформировать прочные знания и умения по информатике

Перед собой мы поставили еще один вопрос: надо ли младшим школьникам иметь хороший навык ввода символов с клавиатуры, который в среде учителей информатики считается риторическим. Гораздо больше нас, практиков, занимает вопрос - как привить этот навык, имея в распоряжении только один урок информатики в неделю, то есть 20 минут в неделю компьютерной работы.

Ввод текста с клавиатуры схож с написанием букв по многим характеристикам:

  • цель,
  • мелкая моторика,
  • внимание проговаривание слова.

Но есть и серьезные отличия:

  • снимая проблему написания буквы или иного символа, клавиатура создает проблему поиска этого символа;
  • дополнительная трудность - смена регистров,
  • без достаточного опыта сложно отличить сходные по написанию русские и английские буквы;
  • и совсем уж труднопреодолимый барьер - работа обеими руками.

На каждом занятии в самом начале мы стараемся минут 5 посвящать развитию навыков ввода текста. Начинаем с работы двух указательных пальцев, потом предлагаем пробел нажимать большим пальцем, затем для SHIFT использовать мизинец:

Можно печатать:

  • под диктовку,
  • слова из часто употребляемых букв.
  • слова с "редкими" буквами (яйцо, этаж, цапля :),
  • интересно затемнить экран (или временно выключить монитор) и написать несколько слов под диктовку, а затем проверить себя,
  • учитель произносит слово, а ученики печатают его многократно через запятую или просто пробел, пока учитель не произнесет следующее слово,
  • нравится ребятам печатать "вслепую" - предложите им слова, в которых используются всего 4 буквы - пар, папа, про, поп, пара - пусть поставят пальчики в исходную позицию, закроют глаза и введут эти слова.

Однако работать под диктовку утомительно, особенно когда учеников много и разница скорости ввода текста велика. Это составляет 3-4 минуты на первых уроках и 1 - 1,5 на последующих. И еще 2-4 минуты отводится на выполнение какого либо задания по осмысленному вводу текста. Существует ряд заданий, которые позволяют не превратить тренажер в занудное занятие.

Задания для тренировке на компьютере

- Напечатайте, пожалуйста,

  • свое полное имя, отчество и фамилию,
  • свой полный адрес,
  • имена и отчества своих родственников,
  • имена (и фамилии) одноклассников,
  • имена и отчества учителей,
  • названия школьных предметов,
  • вежливые слова,
  • имена мальчиков (или девочек).

Эти задания ориентированы на первоклассников, они полезны для знакомства со школьной жизнью и с клавишей SHIFT. Часто вместо адреса получаем ответ "дом кирпичный" или "первый от остановки", а в качестве ФИО "Митя Миронов Валерьевич".

- Напечатайте, на кого из героев сказок вы хотели бы быть похожими, за какие качества, например, храбрый, как Крошка Енот, хитрый как Мальчик-с-пальчик, ловкий, как Аладдин...

- Во что может превратиться предмет, если у него удалить какую-то часть, например, стул без спинки - табурет, чашка без ручки - пиала, подушка без перьев - мешок.

- Вспомните и запишите необычные слова, которыми сможете удивить своих одноклассников, пусть даже вы точно не знаете, что они означают, например, навигация, серпентарий, амеба :

- Расположите написанные на доске слова в алфавитном порядке и введите их в компьютер. Например, на доске задан набор слов: тина, пена, перо, перрон, песня, слон. Ученики должны напечатать их в ином порядке: пена, перо, перрон, песня, слон, тина. Тем, кто раньше других справится с этим заданием, можно предложить добавить в свои слова, не нарушая алфавитного порядка.

- Группа детей делится на "первых" и "вторых". "Первые" пишут существительные указательного рода, а "вторые" - прилагательные того же рода. Потом парами составляют словосочетания.

- Из букв записанного на доске слова составить и ввести в компьютер побольше слов, например из слова ДИСКОВОД можно получить слова диск, овод, сок, довод и т.д. Задание должно выполняться легко, ведь наша основная цель - ввод с клавиатуры.

- Если у кого-то из ребят День рождения, то можно предложить написать уменьшительно-ласкательные варианты его имени (при благоприятной обстановке в коллективе).

- Напечатайте за 3-4 минуты как много больше названий:

  • городов России,
  • стран мира,
  • названий рек,
  • имен мультипликационных героев,
  • всяких "вкусностей",
  • знаков Зодиака,
  • названий электроприборов,
  • цветов (красок),
  • названий рыб,
  • геометрических фигур,
  • четных чисел,
  • дней рождений родственников,
  • слов из четырех букв,
  • слов на букву Ц,
  • полезных ископаемых,
  • фамилий композиторов,
  • приставок русского языка,
  • слов с корнем РОС,
  • слов с суффиксом ЕНЬК,
  • слов оканчивающихся на Ф,
  • слов оканчивающихся на БОР,
  • слов - И- А,
  • слов - Е-О,

Опыт показывает, что упражнениями, в течение 3-5 минут один раз в неделю, за первые два года можно довести среднюю скорость ввода до 40 символов в минуту. Этого достаточно, чтобы не испытывать дискомфорта при работе с клавиатурой на уроках в среднем звене. Но самое замечательное, что приобретенный таким неспешным способом навык не утрачивается, а продолжает совершенствоваться на всех ступенях образования.