Цели урока:
- Закрепить умения и навыки сложения чисел с разными знаками.
- Развивать познавательную деятельность учащихся.
- Формировать интерес к предмету.
План урока:
- Организационный момент.
- Контроль выполнения домашнего задания (так как проверка домашней работы требует времени, тетради в конце урока ученики сдают).
- Постановка целей урока.
- Актуализация опорных знаний.
- Формирование умений и навыков учащихся.
- Самостоятельная работа.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент: 1 мин.
(Приветствие, представление гостей, проверка присутствующих, запись числа в тетрадях, запись темы урока).
II. Контроль выполнения домашнего задания: 1 мин.
(Пройти по рядам, посмотреть наличие домашнего задания в тетрадях).
III. Постановка целей урока: 1 мин.
ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЯ И НАВЫКИ СЛОЖЕНИЯ ЧИСЕЛ С РАЗНЫМИ ЗНАКАМИ.
IV. Актуализация опорных знаний. 5 мин.
Задание 1. Перед вами таблица, часть которой пуста. Найдите правило, по которому составлена таблица. По второму и третьему столбцам определите компоненты действий первого столбца и восстановите числа в пустых клетках.
(слагаемое) | 2 | -3 | 4 | (-6) | -12 |
(слагаемое) | -7 | 6 | -5 | 4 | (4) |
(сумма) | -5 | 3 | (-1) | -2 | -8 |
(Ответ: первая и вторая строки – слагаемые, третья строка – их сумма).
Задание 2. Определите, как составлена таблица. В ходе заполнения таблицы была допущена ошибка. Найдите её.
2 | -5 | -3 |
-4 | 11 | -7 |
9 | -17 | (8) |
(Ответ: первый и второй столбцы – слагаемые, третий столбец – сумма;
2+(-5)=-3
–4+11= -7
9+(-17)= -8
в нижней строке последнее число -8 должно иметь знак «минус».)
V. Формирование умений и навыков учащихся. 10 мин.
Задание 3. Выполните сложение, замените ответы соответствующими буквами и расположите их в таблице на доске. У вас на парте даны маленькие карточки с буквами. Из предложенных примеров вам надо решить те, которые к вашим буквам относятся. На учительском столе взять букву, соответствующую ответу примера, и поместить в таблицу под буквой примера, который вы решили.
М | Р | Б | А | У | П | Г | Т | Х |
2,52 | - | - | -11 | 15,75 | -14 | –9,9 | 0 |
а) - + = (Б )
б) + (-)= (Р )
в) - + = (А )
г) -3,91 + 3,91= (Х )
д) 2,77 +(-)= (М )
е) +(-)= (А )
ж) 2 + (-17)= (Г )
з) -29 + 17= (У )
и) 17 + (-1,25)= (П )
к) -2 +(-7,3)= (Т )
л) 4 +(-4)=. (А )
(На доске таблица, в которой необходимо расположить буквы соответствующие ответам примеров.)
а) | б) | в) | г) | д) | е) | ж) | з) | и) | к) | л) |
Б | Р | А | Х | М | А | Г | У | П | Т | А |
(Если в решении примеров допущена ошибка, то эти примеры разобрать на доске.)
Проверяем:
а) -+ = - + = - (-) = - = -;
б) + (-) = + (- ) = =;
в) - + = - + = - ( - )= - = - ;
г) -3,91 + 3,91 = 0 ;
д) 2,77 + (- ) = 2,77 – 0,25 = 2,52 ;
е) + (- ) = + (- )= - (- ) = - ;
ж) 2 + (- 17) = - (17- 2) = - (14- 2) = - 14;
з) - 29 + 17 = - (28 - 17) = - 11 ;
и) 17 + (- 1,25) = 17 – 1,25 = 15,75 ;
к) - 2 + (- 7,3 ) = - 2,6 + (- 7,3 )= - (2,6 + 7,3 ) = - 9,9 ;
л) 4+ (- 4) = 4 + (- 4) =-(4 - 4) = - = -.
Расположение класса и дифференцированное распределение заданий в парах и индивидуально. (Каждый ученик решает пример под своей буквой; более сильный помогает ученику послабее, проверяют правильность решения в паре.)
Фамилии и имена учащихся | б) г) |
Фамилии и имена учащихся | в) ж) |
Фамилии и имена учащихся | а) г) |
Фамилии и имена учащихся | в) з) |
Фамилии и имена учащихся | е) и) |
Фамилии и имена учащихся | з) к) |
Фамилии и имена учащихся | л) ж) |
Фамилии и имена учащихся | л) д) |
– Итак, вы угадали слово БРАХМАГУПТА. Это имя известного индийского математика, который ж Фамилии и имена учащихся ил в 7 веке. Одним из первых он начал использовать положительные и отрицательные числа. Положительные числа он называл «имущество», а отрицательные – «долги». Сумма двух имуществ – имущество.
Сумма двух долгов – долг.
VI. Самостоятельная работа. 18 мин.
А сейчас проведём с/р по вариантам:
1 вариант | 2 вариант |
|
|
Критерии оценивания самостоятельной работы при верном решении:
На «3» – № 1.
«4»:
– № 1 и № 2;
– № 1 и № 3;
– № 1 и № 4;
– № 2, № 3 и №4.
«5» – все задания.
VII. Итоги урока:
Закрыли тетради.
– Итак, мы проверили свои знания по сложению чисел. (Охарактеризовать работу каждого ученика).
Результаты с/р вы узнаете на следующем уроке.
VIII. Домашнее задание.
Домашнее задание предлагается вам в форме аукциона «Я – продавец, вы – благодарные покупатели».
Каждый из вас сам выбирает вариант домашнего задания и за правильное выполнение получает запрограммированную оценку.
Записываем номера в дневник:
Комментарий домашнего задания:
на стр 198 № 1082 – выполнить сложение дробных чисел с разными знаками;
№ 1083 – найти значение выражения;
№ 1085 – решить уравнение; (обратить внимание на то, что корень уравнения будет число, противоположное числу: –х );
на стр 199 № 1087
на стр 206 № 1120 – эти задания творческие.
№ 1122
кроме того: повторить правила из пунктов 28, 32, 33.
На «3» 1082 1083 1085 (а, в, д) 1087 (а) |
На «4» 1082 1083 1085 (а, в, д) 1120 |
На «5» 1082 1083 1085 (а, в, д) 1122 |
Урок окончен, сдайте тетради, можете быть свободными.
Список литературы:
- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Мнемозина, Москва, 2002.
- Г.И. Григорьева. Математика. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика. 6 класс. В двух частях. ИТД Корифей, 2006.