Контроль в коммуникативно-направленном обучении

Разделы: Иностранные языки


Свою статью я хотела бы начать со слов Ю.А. Конаржевского: «Систематизирующим фактором любого урока является организация познавательной деятельности учащихся, которая возможна только на основе сформированных мотивов, она включает в себя такие процессы, как работа мышления и воображения, ведущие к пониманию новых фактов и связей, к нахождению новых приёмов и способов действия. Именно развитие мышления и воображения определяет интеллектуальный уровень учеников, их переход от одной ступени умственного развития к другой». Каждое поколение людей сталкивается со своими проблемами, опасностями, рисками. В начале XXI века среди глобальных проблем современного мира ученые называют демографический взрыв, истощение ресурсов, социальные и национальные конфликты, глобальный экологический кризис, ядерную опасность, экономические проблемы и др. но, может быть, самая большая опасность нынешнего столетия исходит от кризиса компетентности человека. В обществе уже осознана ключевая роль знания иностранных языков в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны. Главной ценностью образования становится развитие в ученике потребности и возможностей выйти за пределы изучаемого, способности самореализации творческого потенциала, направленности на самосовершенствование, саморазвитие и самообразование в течение всей жизни. Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача педагога. Контроль имеет большое значение для деятельности преподавателя иностранного языка, т.к. предоставляет ему возможность наблюдать, анализировать, объективно оценивать и корректировать ход учебной работы, что способствует организации гибкого управления учебным процессом. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями. Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей и методистов, так как в нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения

Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса. Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции. Функции контроля – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно-сопоставительные действия контролирующего.

Таблица 1. Функции контроля 

Функции контроля Действия учителя Ожидаемый результат от учеников
1. Обучающая функция контроля. - передаёт знания в процессе объяснения или показа;
- формирует навыки неоднократным подкреплением (выполнение ряда тренировочных упражнений).
- действия учителя способствуют формированию навыков и развитию умений учащихся в постановке проблемных задач, поиску, побуждению к выражению своего мнения, оценки.
В своих рецептивных учебных действиях учитель не имеет возможности ни передавать учащимся знаний, ни оценивать его действия. Передать учащимся знания и оценить его действия он сможет после того, как контроль закончится.
2. Воспитывающая функция контроля. - стремится приучить учащихся к систематической работе;
- стремится воздействовать на их психологические особенности (развивать память, волю…)
- проявление самоуверенности
3. Контрольно-корректирующая функция. - получает информацию об уровне обученности учащихся на данном отрезке времени;
- исправляет ошибки учеников;
- объясняет и показывает правильные речевые действия.
- недопущение подобных ошибок в дальнейшей работе
На основе информации, которую получил учитель во время этого контроля, можно определить уровень подготовки учеников, изменить приёмы и методы обучения, продумать дифференцированные задания для сильных и слабоуспевающих учеников.
4. Стимулирующая (или оценочная) функция контроля. - стимулирует учебные действия учащихся;
- создаёт условия для развития мотивом их учебной деятельности.
- понимают важность удельного веса самостоятельной рабо-ты на уроке и развитию своих речевых способностей в сфере иноязычного общения
Общеизвестно, что наличие или ожидание контроля (контрольная работа, зачёт, экзамен) стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности.

Вывод: Малочисленность функций контроля ни в коем случае не должна принижать его значения в обучении. Более того, если учитывать, что организация обучения и мотивация в обучении представляют собой фундамент и движущую силу обучения иностранным языкам, то станет ясно, какая важная роль отводится функциям контроля.

Таблица 2. Виды контроля

Виды контроля Чему способствуют Положительные моменты
1. Устная форма контроля.
Цель: проверить умения и навыки устной речи.
- способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся. - занимает меньше времени, чем письменная проверка
Отрицательные моменты устной формы контроля:
- ошибки при устном ответе труднее квалифицировать и анализировать, так как при устном ответе учащиеся часто говорят предложение, затем тут же его исправляют, не заканчивают одно предложение и начинают другое и т. д.;
- на их речь влияет выражение лица учителя или товарищей. (Они часто начинают исправлять предложение, которое было с самого начала правильно построено, лишь по той причине, что кто-либо из товарищей покачал головой или учитель нахмурился, хотя эти действия относились не к отвечающему, а к кому-нибудь из класса , и т.д.).
2. Письменная форма контроля.
Цель:
контроль умений и навыков письменно излагать свои мысли, переводить статьи.
- эффективнее развивает логическое мышление;
- приучает к большей точности в ответах.
- этой формой опроса можно охватить одновременно всех учащихся;
-гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, чем устные ответы;
- ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать.
Отрицательные моменты письменной формы контроля:
-письменный контроль не может быть использован для проверки всех навыков и умений;
- невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме;
- невозможно проконтролировать произношение учащихся и темп их речи;
- нельзя судить о том, насколько автоматизировано учащиеся пользуются речевыми единицами, как свободно они заполняют их соответствующей лексикой.
3. Фронтальная форма контроля.
Цель:
контроль усвоения языкового материала
- способствует активизации деятельности каждого ученика - регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени;
- держит в напряжении весь коллектив.
При фронтальной форме опроса ученики знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся учителем на уроке.
Отрицательные моменты фронтальной формы контроля:
- невозможно проверить умения учащихся в монологической и диалогической устной речи;
- обращённый одновременно ко всему классу вопрос, предполагает только короткий, часто фрагментарный ответ каждого отдельного ученика, не всегда достаточный для получения оценки в виде балла.
4. Индивидуальный контроль.
Цель:
выявление умений учащихся решать коммуникативные задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности.
- созданию условий, мотивирующих выражение своих мыслей, и объективизацию индивидуального уровня понимания авторской мысли. - ответ каждого ученика сопровождается обязательным комментарием учителя, касающимся в первую очередь содержательной стороны речи.
Отрицательные моменты индивидуального контроля:
- недостатком индивидуального контроля является вынужденная пассивность класса в течение значительной части урока;
- в процессе индивидуального контроля происходит общение «преподаватель –ученик» и оно имеет место только в учебных условиях;
- при этом роли партнёров фиксированы и неравноправны, отсутствует свобода общения, что приводят к скованности, ошибкобоязни, снижению мотивации.
5. Комбинированный контроль.
Цель:
организовать работу класса так, чтобы, проверяя умения одного или пары учащихся, привлечь к активному участию в уроке всех остальных учеников.
- способствует формированию и развитию всех компонентов коммуникативной компетенции: речевых навыков и умений, сформированных на основе языковых знаний и умений, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний. - в ходе этого контроля происходит опрос всего класса (группы) за определённый промежуток времени.
6. Текущий контроль.
Цель:
- способствует реализации требования «учить-учиться»;
- создаёт атмосферу, наиболее благоприятную для общения.
-ставит учащихся в положение истинных субъектов учения;
- этот вид контроля образует мост к самоконтролю.
7. Тематический контроль.
Цель:
контроль уровня развития умений и навыков по теме.
- способствует выявлению информационных связей между отдельными понятиями темы. - ученики наглядно видят уровень усвоения большого по объёму лексического и грамматического материала по изученной теме, а также сформированность своих навыков и умений.
8. Итоговыйконтроль.
Цель:
- способствует формированию уверенности учащихся в своих силах;
- контроль способствует также повышению общей культуры умственной деятельности учащихся.
- помогает учащимся выявить уровень

При проведении контроля нужно всегда помнить, что:

  • контроль должен носить регулярный характер;
  • контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени, поэтому в каждом отдельном случае он не должен занимать много времени;
  • объём контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения или неусвоения можно было судить, приобрели ли ученики необходимые навыки и умения;
  • при проведении контроля следует всегда отталкиваться от конкретных задач урока.

Оценка результатов.

Этот сложный аспект контроля требует от преподавателя объективности и педагогического мастерства. Оценка даёт качественную характеристику наблюдаемого хода учебного процесса: преподавателю она необходима в методических целях, учащимся – в учебных. Оценку хода учебной работы учащихся преподаватель формулирует или в оценочных суждениях, или в баллах (отметка). Важным требованием к оценке результатов учебной работы является её объективность. Чтобы у учащихся не появились сомнения в справедливости полученной отметки, её следует мотивировать.

Использованная литература:

  1. Ф.М. Рабинович. Контроль на уроках иностранного языка. ИЯШ. М., 1987. №1.
  2. Р.К. Миньяр-Белоручев. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам. Иностранный язык в школе. М., 1984. №6.
  3. А.Ю. Горчев. Объекты, уровни и приёмы контроля. ИЯШ. М., 1984. №6.
  4. З.И. Клычникова. Психологические основы обучения чтению на иностранном языке. М., 1983.
  5. И.Л. Бим. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1974.
  6. Н.В. Елухин, Е.В. Тихомирова. Контроль устного неофициального общения на иностранном языке. Иностранный язык в школе. М., 1998. №2.