Свою статью я хотела бы начать со слов Ю.А. Конаржевского: «Систематизирующим фактором любого урока является организация познавательной деятельности учащихся, которая возможна только на основе сформированных мотивов, она включает в себя такие процессы, как работа мышления и воображения, ведущие к пониманию новых фактов и связей, к нахождению новых приёмов и способов действия. Именно развитие мышления и воображения определяет интеллектуальный уровень учеников, их переход от одной ступени умственного развития к другой». Каждое поколение людей сталкивается со своими проблемами, опасностями, рисками. В начале XXI века среди глобальных проблем современного мира ученые называют демографический взрыв, истощение ресурсов, социальные и национальные конфликты, глобальный экологический кризис, ядерную опасность, экономические проблемы и др. но, может быть, самая большая опасность нынешнего столетия исходит от кризиса компетентности человека. В обществе уже осознана ключевая роль знания иностранных языков в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны. Главной ценностью образования становится развитие в ученике потребности и возможностей выйти за пределы изучаемого, способности самореализации творческого потенциала, направленности на самосовершенствование, саморазвитие и самообразование в течение всей жизни. Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача педагога. Контроль имеет большое значение для деятельности преподавателя иностранного языка, т.к. предоставляет ему возможность наблюдать, анализировать, объективно оценивать и корректировать ход учебной работы, что способствует организации гибкого управления учебным процессом. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями. Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей и методистов, так как в нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения
Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса. Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции. Функции контроля – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно-сопоставительные действия контролирующего.
Таблица 1. Функции контроля
Функции контроля | Действия учителя | Ожидаемый результат от учеников |
1. Обучающая функция контроля. | - передаёт знания в процессе объяснения или показа; - формирует навыки неоднократным подкреплением (выполнение ряда тренировочных упражнений). |
- действия учителя способствуют формированию навыков и развитию умений учащихся в постановке проблемных задач, поиску, побуждению к выражению своего мнения, оценки. |
В своих рецептивных учебных действиях учитель не имеет возможности ни передавать учащимся знаний, ни оценивать его действия. Передать учащимся знания и оценить его действия он сможет после того, как контроль закончится. | ||
2. Воспитывающая функция контроля. | - стремится приучить учащихся к систематической работе; - стремится воздействовать на их психологические особенности (развивать память, волю…) |
- проявление самоуверенности |
3. Контрольно-корректирующая функция. | - получает информацию об уровне обученности учащихся на данном отрезке времени; - исправляет ошибки учеников; - объясняет и показывает правильные речевые действия. |
- недопущение подобных ошибок в дальнейшей работе |
На основе информации, которую получил учитель во время этого контроля, можно определить уровень подготовки учеников, изменить приёмы и методы обучения, продумать дифференцированные задания для сильных и слабоуспевающих учеников. | ||
4. Стимулирующая (или оценочная) функция контроля. | - стимулирует учебные действия учащихся; - создаёт условия для развития мотивом их учебной деятельности. |
- понимают важность удельного веса самостоятельной рабо-ты на уроке и развитию своих речевых способностей в сфере иноязычного общения |
Общеизвестно, что наличие или ожидание контроля (контрольная работа, зачёт, экзамен) стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. |
Вывод: Малочисленность функций контроля ни в коем случае не должна принижать его значения в обучении. Более того, если учитывать, что организация обучения и мотивация в обучении представляют собой фундамент и движущую силу обучения иностранным языкам, то станет ясно, какая важная роль отводится функциям контроля.
Таблица 2. Виды контроля
Виды контроля | Чему способствуют | Положительные моменты | ||
1. Устная форма контроля. Цель: проверить умения и навыки устной речи. |
- способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся. | - занимает меньше времени, чем письменная проверка | ||
Отрицательные моменты устной формы контроля: - ошибки при устном ответе труднее квалифицировать и анализировать, так как при устном ответе учащиеся часто говорят предложение, затем тут же его исправляют, не заканчивают одно предложение и начинают другое и т. д.; - на их речь влияет выражение лица учителя или товарищей. (Они часто начинают исправлять предложение, которое было с самого начала правильно построено, лишь по той причине, что кто-либо из товарищей покачал головой или учитель нахмурился, хотя эти действия относились не к отвечающему, а к кому-нибудь из класса , и т.д.). |
||||
2. Письменная форма контроля. Цель: контроль умений и навыков письменно излагать свои мысли, переводить статьи. |
- эффективнее развивает логическое мышление; - приучает к большей точности в ответах. |
- этой формой опроса можно охватить одновременно всех учащихся; -гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, чем устные ответы; - ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать. |
||
Отрицательные моменты письменной формы контроля: -письменный контроль не может быть использован для проверки всех навыков и умений; - невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме; - невозможно проконтролировать произношение учащихся и темп их речи; - нельзя судить о том, насколько автоматизировано учащиеся пользуются речевыми единицами, как свободно они заполняют их соответствующей лексикой. |
||||
3. Фронтальная форма контроля. Цель: контроль усвоения языкового материала |
- способствует активизации деятельности каждого ученика | - регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени; - держит в напряжении весь коллектив. |
||
При фронтальной форме опроса ученики знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся учителем на уроке. | ||||
Отрицательные моменты фронтальной формы контроля: - невозможно проверить умения учащихся в монологической и диалогической устной речи; - обращённый одновременно ко всему классу вопрос, предполагает только короткий, часто фрагментарный ответ каждого отдельного ученика, не всегда достаточный для получения оценки в виде балла. |
||||
4. Индивидуальный контроль. Цель: выявление умений учащихся решать коммуникативные задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности. |
- созданию условий, мотивирующих выражение своих мыслей, и объективизацию индивидуального уровня понимания авторской мысли. | - ответ каждого ученика сопровождается обязательным комментарием учителя, касающимся в первую очередь содержательной стороны речи. | ||
Отрицательные моменты индивидуального контроля: - недостатком индивидуального контроля является вынужденная пассивность класса в течение значительной части урока; - в процессе индивидуального контроля происходит общение «преподаватель –ученик» и оно имеет место только в учебных условиях; - при этом роли партнёров фиксированы и неравноправны, отсутствует свобода общения, что приводят к скованности, ошибкобоязни, снижению мотивации. |
||||
5. Комбинированный контроль. Цель: организовать работу класса так, чтобы, проверяя умения одного или пары учащихся, привлечь к активному участию в уроке всех остальных учеников. |
- способствует формированию и развитию всех компонентов коммуникативной компетенции: речевых навыков и умений, сформированных на основе языковых знаний и умений, а также лингвострановедческих и страноведческих знаний. | - в ходе этого контроля происходит опрос всего класса (группы) за определённый промежуток времени. | ||
6. Текущий контроль. Цель: |
- способствует реализации требования «учить-учиться»; - создаёт атмосферу, наиболее благоприятную для общения. |
-ставит учащихся в положение истинных субъектов учения; - этот вид контроля образует мост к самоконтролю. |
||
7. Тематический контроль. Цель: контроль уровня развития умений и навыков по теме. |
- способствует выявлению информационных связей между отдельными понятиями темы. | - ученики наглядно видят уровень усвоения большого по объёму лексического и грамматического материала по изученной теме, а также сформированность своих навыков и умений. | ||
8. Итоговыйконтроль. Цель: |
- способствует формированию уверенности учащихся в своих силах; - контроль способствует также повышению общей культуры умственной деятельности учащихся. |
- помогает учащимся выявить уровень |
При проведении контроля нужно всегда помнить, что:
- контроль должен носить регулярный характер;
- контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени, поэтому в каждом отдельном случае он не должен занимать много времени;
- объём контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения или неусвоения можно было судить, приобрели ли ученики необходимые навыки и умения;
- при проведении контроля следует всегда отталкиваться от конкретных задач урока.
Оценка результатов.
Этот сложный аспект контроля требует от преподавателя объективности и педагогического мастерства. Оценка даёт качественную характеристику наблюдаемого хода учебного процесса: преподавателю она необходима в методических целях, учащимся – в учебных. Оценку хода учебной работы учащихся преподаватель формулирует или в оценочных суждениях, или в баллах (отметка). Важным требованием к оценке результатов учебной работы является её объективность. Чтобы у учащихся не появились сомнения в справедливости полученной отметки, её следует мотивировать.
Использованная литература:
- Ф.М. Рабинович. Контроль на уроках иностранного языка. ИЯШ. М., 1987. №1.
- Р.К. Миньяр-Белоручев. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам. Иностранный язык в школе. М., 1984. №6.
- А.Ю. Горчев. Объекты, уровни и приёмы контроля. ИЯШ. М., 1984. №6.
- З.И. Клычникова. Психологические основы обучения чтению на иностранном языке. М., 1983.
- И.Л. Бим. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1974.
- Н.В. Елухин, Е.В. Тихомирова. Контроль устного неофициального общения на иностранном языке. Иностранный язык в школе. М., 1998. №2.