При подготовке использованы материалы мультимедийного диска «От Кремля до Рейхстага»
(звучит «Довоенный вальс») – слайд 1 приложения
Учитель:
Мы живём в мире, строим планы, ставим перед собой цели и стремимся к ним. Но вдруг вспыхивает пожар войны. И все наши надежды превращаются в пепел. И приходится начинать сначала, залечивать раны и строить новую жизнь.
Мальчикам, играющим в войну,
Я в больших ладонях протяну
Два десятка взятых наугад
Оловянных маленьких солдат.
Ты смотри внимательней, дружок, –
Тот без рук, а этот вот без ног.
Третий чёрный, зубы лишь как мел,
Видно в танке заживо сгорел.
На четвёртом – ордена как щит,
Он в Берлине в мае был убит.
А вот этот на густой заре
В сорок третьем утонул в Днепре.
У шестого на глазах слеза –
Сорок лет как вышибло глаза.
Горсть солдат ребятам протяну –
Не играйте, мальчики, в войну.
(Слайд 2 приложения с фрагментом документального фильма)
Ученик: Великая Отечественная война… Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по фильмам, книгам да ещё воспоминаниям, немногочисленным, к сожалению, на сегодняшний день, фронтовиков и тружеников тыла, мы можем представить, какой ценой завоёвана Победа. И эту нечеловечески трудную работу выполняли наряду с мужчинами женщины и дети, шагнувшие из-за школьной парты в зарево войны, в грохот канонад.
(Слайд 3 приложения с фрагментом документального фильма)
Учитель: (на фоне слайдов 4-5 приложения)
Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. Четыре года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.
Был отступленья путь солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок…
Людские души обжигало горе,
Плыл не в заре, а в зареве восток.
Ученик:
Нет,…
Не до седин
Не до славы
Я век свой хотел бы продлить,
Мне б только до той вон канавы
Полмига, полшага прожить;
Прижаться к земле,
И в лазури
Июльского ясного дня
Увидеть оскал амбразуры
И острые вспышки огня
Мне б только
Вот эту гранату,
Злорадно поставив на взвод,
Всадить её,
Врезать, как надо,
В четырежды проклятый дзот,
Чтоб стало в нём пусто и тихо,
Чтоб только осел он в траву!
Прожить бы мне эти полмига,…
А там я – сто лет проживу!
А. Шубин
Учитель: В таком напряжении сил, на священной земле где «снег замешан был землёй, золой и свежей кровью, начиналась победа, которая привела нашу армию в мае 1945 года в Берлин.
Но до Победы было ещё много дней… много смертей.
За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более трёх с половиной миллионов юношей и девушек были награждены орденами и медалями.
Ученик:
Вышел мальчик из дому
В летний день, в первый зной.
К миру необжитому
Повернулся спиной.
Улыбнулся разлуке,
На платформу шагнул,
К пыльным поручням руки,
Как слепой протянул.
Невысокого роста
И в кости неширок,
Никакого геройства
Совершить он не смог.
Но с другими со всеми,
Не окрепший ещё,
Под тяжёлое время
Он подставил плечо:
Под приклад автомата,
Расщеплённый в бою,
Под бревно для наката,
Под Отчизну свою.
Был он тихий и слабый,
Но Москва без него
Ничего не смогла бы,
Не смогла ничего.
А. Межиров «Защитник Москвы»
Учитель: Трагическое время чеканило характеры вчерашних школьников решительно и жестоко. Прямо из школы они шагнули в бессмертие.
Ученик:
Когда в штабной блиндаж враги ввели Смирнова,
Увидев смерть в лицо, пройдя сквозь боль и гнев,
Он не взглянул на них, не проронил ни слова,
Он даже не стонал, почти окаменев.
Мальчишкой видел он не раз закалку стали,
И твёрдый нрав он перенял у ней.
Чем злее палачи сейчас его пытали,
Тем становился он упрямей и сильней.
С сухим от жажды ртом, превозмогая муки,
Он словно видел свет в предсмертной темноте,
Тогда они ему вонзили гвозди в руки.
И с хохотом, глумясь, распяли на кресте.
Но покарал врагов жестоко и сурово
Наш праведный металл, огонь смертельный наш.
И молодой боец, похожий на Смирнова,
С гранатой ворвался в разрушенный блиндаж.
Бойцы-фронтовики – друзья его и братья –
Сапёры, снайперы, связисты и стелки
Прошли по одному у страшного распятья,
Не вытирая слёз и стиснув кулаки.
(М. Матусовский «Бессмертный подвиг»)
Учитель: На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они вспоминали дом, мать, любимую, писали.
(Фото приложения слайдов 6-7 под звуки песни М. Блантера «В лесу прифронтовом»).
А в далёком посёлке солдата ждала любимая девушка.
Ученик (на фоне песни Н. Богословского «Тёмная ночь» читает стихотворение – слайд 8):
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди;
Жди, когда снега метут;
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь.
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди – и с ними заодно
Выпить не спеши…
К. Симонов
Учитель: Женщины-солдатки: матери, сёстры, жёны, любимые… Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа… Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка.
Из рассказа Дормидонтовой Галины Васильевны:
В 1941 году Галине Васильевне было четырнадцать лет. Училась и жила в д. Раменье. В деревне средней школы не было, только четырёхлетка. Немцы шли с Калинина через лес: ехали на лошадях, легковые машины оставляли в сугробах. К местным жителям относились весьма неплохо: спали на соломе и даже подкармливали местных ребятишек: наливали по два половника супа. Правда … приходилось расчищать дорогу для немцев и собирать и хоронить мёртвых. Отец Галины Васильевны сумел до прихода немцев спрятать в снег ульи, в болото согнать скотину и спрятать там. Из девяноста домов деревни осталось всего пять, остальные сгорели. В соседней деревне Дьяково после кровопролитных боёв из сорока шести домов не осталось ни одного. Лишь после войны благодарные потомки на месте захоронения воинов водрузили памятник павшим в боях при освобождении деревни Дьяково.
После ухода немцев всю картошку, которую удалось спрятать, честно разделили на пятнадцать семей, живших в одном доме. На каждую семью приходилось всего по два метра площади. Жили очень голодно: хлеб пекли из сушёной картошки, чай пили со свеклой. И не было ничего вкуснее того «лакомства»: чая с сушёной свеклой. Очень помогла спасенная скотина: и пропитание давала, и работать помогала: на ней и пахали, и бороновали, и сено ворошили. Кроме того, пахали и на себе: кто-то впрягался в плуг, кто-то помогал сзади. Но при этом никто не унывал – работали в радость, восстанавливали разрушенное, да и веселиться не забывали. После ночи усердной работы по скирдованию устраивал танцы, пели песни. У Галины Васильевны было два брата. Старший погиб в 1942 году под Ржевом, второго брата взяли в истребительный полк, где он служил после войны.
(Слайд 9 приложения с фрагментом документального фильма)
Учитель: А многие девушки воевали рядом с мужчинами (слайды 10-17 приложения).
Ученица:
Как разглядеть за днями след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след…
На батарее были сплошь – девчонки.
А старшей было восемнадцать лет.
Лихая чёлка над прищуром хитрым,
Бравурное презрение к войне…
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые. С крестами на броне…
И старшая, действительно старея,
Как от кошмара заслонясь рукой,
Скомандовала тонко: «Батарея-а-а!
Ой, мамочка! Ой, родная!.. Огонь! –
И – залп!.. И тут они заголосили,
Девчоночки, запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль России
В девчоночках этих вдруг отозвалась!...
Кружилось небо – снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач висел над полем боя,
Он был слышней разрывов – этот плач!
Ему – протяжному – земля внимала,
Остановясь на смертном рубеже.
– Ой, мамочка!..
– Ой, страшно мне!..
– Ой, мама!.. -
И снова: – Батарея-а-а!.. –
… И уже пред ними, посреди земного шара,
Левее безымянного бугра
Горели неправдоподобно жарко
Четыре чёрных танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
Бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали и стреляли,
Размазывая слёзы по щекам.
И падали. И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
И честь свою (в буквальном смысле слова).
И Родину. И маму. И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность венчального стола.
Неслышанное: «Ты моя – навеки!..»
Несказанное: «Я тебя ждала...!
…И ласточку. И дождик над Арбатом.
И ощущенье полной тишины…
Пришло к ним это после. В сорок пятом.
Конечно к тем, кто сам пришёл с войны.
(Р. Рожденственский «Баллада о зенитчицах»)
Учитель: И всё-таки долгожданный день пришёл. 9 мая 1945 года – День Победы, день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глазах: 20 миллионов жизней стоила эта победа. (Звучит песня Д. Тухманова «День Победа» слайд 18 приложения).
Учитель:
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранатой лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сияние –
Ты послушай святую минуту молчанья.
(Минута молчания).
Ученик:
Отец! Расскажи мне о прошлой войне.
Прости, что прошу тебя снова и снова,
Я знаю по ранней твоей седине,
Как было безжалостно там и сурово.
Отец, расскажи мне о друге своём.
Мы с ним уже больше не встретимся в мае.
Я помню, как в праздник Вы пели вдвоём
Военные песни притихнувшей маме.
Отец! Я их знаю давно наизусть.
Те песни, что были твоею судьбой.
И если тебе в подголоски гожусь,
Давай мы споём эти песни с тобой!
Учитель:
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшими в тишину, –
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
(Ю. Поляков «Ответ фронтовику»)
(Звучит песня «Хотят ли русские войны» слайд 19 приложения)
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс.
… Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слёз.