Роль игры в обучении детей 4–7 лет навыкам танцевального искусства

Разделы: Общепедагогические технологии


Веселые игры - это наше детство. Они в разных формах сопровождают человека на пути его исторического развития — от глубокой древности до современности. Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и играх.

Когда-то игра была не просто развлечением, а скорее учебой, направлением. Игра развивает способности человека, сообразительность, наблюдательность, ловкость, все то, что потребуется ему в быту.

И хотя человек на протяжении всей своей жизни остается верен «игре», все же само слово «игра» неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством. По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка. В этом возрасте она не только развлечение. Игра ценна для малыша еще и потому, что развивает его интеллектуально, физически, психически и, конечно, эстетически.

Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства.

В искусстве танца игра, по мнению И. Хейзинга, присутствует в еще большей мере. «…О каком бы народе или эпохе не шла речь, - пишет он, - Всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и совершенных форм игры».

Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце, с другой - в сольном танце. Одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение.

Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому, на мой взгляд, наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта для самого ребенка. При этом и сам педагог стремится получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой самонастрой взрослого способствует эмоциональному «зарождению», установлению теплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Да и самому ребенку легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции. Психика малыша, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его, практически, невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что это ему нра­вится. Кроме того, игра – источник радостных эмоций, одно из лучших средств научить ребенка общаться со взрослыми и другими детьми. Игры способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов и помогают ребенку перейти к более высокой степени развития.

К сожалению, играми часто пренебрегают, ошибочно считая, что они лишь развлекают детей и развивают в них соперничество. Но надо помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 4-7 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, в хореографической студии «Импульс» в младших группах предлагается максимально использовать игру. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании и обучении детей. Хорошо подобранные игры, яркая музыка, оригинальные двигательные упражнения помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, к которым дошкольники и дети начальной школы еще не привыкли. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками и сюрпризными моментами усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи. Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал, что вам очень интересно выполнять с ним вместе различные забавные движения. Упражнения должны восприниматься им как занятная игра, иначе у вас мало что получится. Особенно это касается малышей.

С момента рождения ребенок стремится к движению. Младенцы и дети постарше познают мир, ползая, лазая, бегая. Использование простых, но разнообразных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился свободно владеть своим телом, чтобы его движения стали красивыми, легкими и уверенными, что в дальнейшем поможет при постановке танца. Физическая активность не только развивает у ребенка ловкость, быстроту, гибкость, но и улучшает его внимание, память, расширяет представление ребенка об окружающем мире.

Идя от простого к сложному, в начале работы с дошкольниками большое внимание уделяется освоению образно-игровых движений. С помощью таких упражнений дети учатся выражать образ в разном эмоциональном состоянии (веселья, грусти…), изображать в танцевальном шаге повадки различных животных. А также этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений (бег, прыжки, ходьба и пр.). Например, такие упражнения как «Зайчик», «Белочка», «Мячик», тренируют умение легко прыгать на двух ногах; «Лисичка», «Кошечка» - это «мягкая», пружинящая ходьба, «Ходит балерина» - ходьба на полупальцах; «Мячик покатился», «Бегут цыплята» - бег; «Мишка» - ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, ходьба на четвереньках; лежа на спине, обхватив руками ноги, согнутые в коленях – кататься с боку на бок; «Собачка» - ходьба на четвереньках, бег; «Кошечка» - стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (развитие гибкости), «умывается», ходит на полупальцах, «пролезает под забором» и т. д.

Эти движения могут предлагаться без музыки в игре или при обыгрывании стихотворений, а также в композициях.

Если все занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений, то отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве пауз для отдыха, для релаксации.

Подвижные игры и игры, в которых импровизация движений детьми происходит в кругу, по очереди могут рассматриваться как своеобразные психологические тренинги. В них создается ситуация, когда каждому ребенку уделяется внимание всего коллектива. Оказавшись в центре внимания, ребенок становится ведущим и демонстрирует свой вариант пластического решения музыкального образа. Любые предложенные им действия должны приниматься остальными без обсуждения и в точности повторятся всеми (например, игра «Зеркало», «Затейники», «Игра со стульчиками»). В подвижных играх ребенок, которого «ловят», догоняют по ходу игры, испытывает микростресс (например, игра «Кошки мышки»). Такого рода игры-тренинги вырабатывают важные социальные навыки: умение действовать в рамках правил, умение быть ведущим и ведомым, умение не растеряться, оказавшись в центре внимания, и выполнить должным образом игровую роль.

Изучение психологами межличностных отношений детей показало, что в детском коллективе есть так называемые «звезды», «принебрегаемые» и «изолированные». Причины такого разделения бывают разными вследствие неполноценного социального развития ребенка. Дети с высокой популярностью, «звезды», могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. «Принебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчужденными, эгоцентричными.

Чтобы снять эти барьеры и искусственные ярлыки, создать для всех равные условия общения на занятиях педагогом используются игры со сменой партнеров. Дети с заниженной самооценкой в таких играх чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же как все (например, игра «Давайте поздороваемся»).

Комплексы игровых упражнений могут включаться в различные части занятия: могут составлять разминку или даже все занятие целиком. Для детей дошкольного возраста такие комплексы целесообразно объединять сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения. Хорошо использовать на занятии комплексы, в которые входят различные вариации одного движения: ходьбы, наклонов, поворотов, прыжков; а также комплексы, содержащие чередование двух движений: например, прыжки и ходьба и т.п.

На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. Игра используется как метод обучения развития и воспитания. Роль игр на 2,3 и 4 годах обучение видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей детей и хореографической подготовки.

Педагогу необходимо помнить, что условием творчества детей в любых его проявлениях является свобода выбора и отсутствие авторитарного давления со стороны взрослого. Поэтому игры, по мнению А. И. Бурениной связаны со следующими правилами:

  • в игре принимают участие все присутствующие, включая педагога, на равных условиях;
  • ребенок, оказавшийся в роли ведущего, имеет право (оговоренное заранее) передать эту роль следующему, как только она начнет его тяготить;
  • отсутствует отрицательное оценивание творческих действий детей, создается ситуация поощрения и успеха.

Интересные задания развивают воображение и учат детей лучше понимать друг друга даже без слов. Занятия совершенствуют, «шлифуют» координацию движений ребенка, крупную моторику, помогают поддерживать здоровыми тело и дух. Это также является отличным способом сбросить лишнюю энергию очень активным детям. В процессе занятий у ребенка появляется уверенность в себе и своих силах, что позволяет ему более успешно справляться со стрессами и перенапряжением.

«Человеком можно стать, только играя», утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.