Цели урока:
- Сформировать у учащихся представления о лесной зоне.
- Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным лесом, широколиственным лесом;
- Познакомить с растительным и животным миром зоны лесов.
- Развивать познавательную деятельность детей, умение работать с картой, дополнительной литературой.
- Воспитывать умение работать в группах
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь к учебнику, карта природных зон, иллюстрации с изображением частей лесной зоны, запись голосов птиц, кассета «В лесу», презентация «В лесной зоне», карточки- помогайки, карточки с названиями растений, животных.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока.
Звучит запись «В лесу».
На фоне музыки читаю:
Здравствуй лес! Дремучий лес,
Полный сказочных чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Что в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
С. Погореловский
В этом стихотворении спрятаны: тема и цели нашей научной экспедиции?
Как вы думаете, в какую природную зону мы отправимся?
Что мы будем изучать?
(Запись на доске «Леса России»).
II. Повторение. Проверка знаний учащихся.
по какой природной зоне путешествовали на прошлом уроке. Покажите на карте зону тундры.
о каких особенностях тундры узнали.
тест «Тундра» индивидуально. Проверка. Оценка.
-
Зона тундры расположена:
Севернее арктических пустынь;
Южнее арктических пустынь. -
Тундра расположена
а) на равнинах
б) на возвышенностях
в) в горах -
В тундре:
Ярко выражены все времена года, одинаковые по продолжительности;
Длинная суровая зима и жаркое лето;
Длинная суровая зима и короткое прохладное лето. -
Главное занятие населения тундры:
а) Рыболовство;
б) Оленеводство;
в) Земледелие. -
Растения тундры:
Высокие с мощными корнями и широкими листьями;
Низкорослые со стелющимися стеблями и мелкими листьями. -
К тундровым растениям относятся:
Верблюжья колючка, саксаул, кактус;
Кедр, осина, пальма;
Карликовая ива, мох-ягель, черника. -
В тундре обитают:
Тюлени, моржи, киты;
Песцы, лемминги, волки;
Верблюды, лошади, коровы. -
Укажи верную цепь питания:
Растения→лемминги→полярная сова;
комары→полярные куропатки→песцы;
растения→кречеты→волки. -
Тундровый заповедник расположен:
На полуострове Ямал;
На полуострове Таймыр;
На Кольском полуострове.
III. Работа над новой темой.
А) Найдите на карте природную зону лесов. Что можете рассказать глядя на карту. Работа в парах по учебнику стр. 77 Карточка «помогайка» (на каждую парту).
Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
В каком тепловом поясе она расположена? Что характерно для этого пояса?
Какая земная поверхность в лесной зоне?
Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади
КАРТА. Лесная зона тянется от западных границ нашей страны нам восток. На карте зелёным цветом. Она находится южнее зоны тундры. Зона лесов занимает больше половины территории России. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены 4 времени года: холодная зима, теплое лето. Зона лесов расположена на Восточно-Европейской равнине, Западно-сибирской равнине, Среднесибирском плоскогорье. В лесной зоне 3 части: самая большая – тайга- хвойные леса (тёмно-зелёным цветом), ещё есть смешанные леса (тоже зелёный, но светлее), широколиственные леса (светло-зелёный цвет) Но это не значит, что вся территория покрыта сплошными лесами, здесь много водоемов, лугов. К югу от тундры солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи поэтому приносят больше тепла. В результате в лесной зоне лето более теплое и длиннее, чем в тундре, зима короче и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений. Почвы в лесной зоне богаче питательными веществами, чем в тундре.
Теперь вы понимаете куда отправляется наша экспедиция.
А как вы думаете какие растения будут расти в тундре? Об этом нам расскажет первая группа ботаников (ботаника- наука о растения)
ФИ ...
А что растёт в смешанных лесах и широколиственных лесах расскажет вторая группа ботаников
ФИ ...
Вам помогут учебники стр.98-103, книга «От земли до неба», дополнительный материал, который вы готовили к уроку, карточки – «помогайки»
Что называют тайгой?
Природные условия тайги;
Что общего у всех растений тайги?
Какие растения растут в тайге?
Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация
Северная часть лесной зоны покрыта хвойными лесами – тайгой. В тайге растут сосны, ели, пихта, лиственница, кедры. Они менее требовательны к теплу.
Еловые леса мало пропускают света на поверхность земли, поэтому в лесах обычно царит полумрак, сырость. К таким условиям приспособились маленькие кустарнички – брусника, черника.
В еловом лесе растут хрупкие, нежные травы, которые не выносят яркого света. Это кислица, (ее листочки кислые на вкус), майник, седмичник. Эти травы цветут белыми цветками. Благодаря белой окраске цветков их лучше замечают в тенистом лесу насекомые- опылители. Зеленым ярким ковром покрывают почву мхи. В тайге хлодостойкие растения.
Расположение смешанных и широколиственных лесов;
Природные условия этих лесов;
Что объединяет растения этих лесов?
Какие растения растут в этих лесах.
Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация.
Смешанные леса растут южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. В смешанном лесу другие условия: светлее, суше и почва плодороднее. Поэтому и растения здесь разнообразнее. Много кустарников: орешник, бересклет, жимолость. Много и трав: сныть, копытень, зеленчук, медуница и другие. И мхов гораздо меньше- слой опавших листьев мешает им расти. Южнее расположены широколиственные леса, которые образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими листьями. Они теплолюбивые растения.
А третья группа зоологов (наука о животных) расскажут нам о животном мире лесной зоны.
ФИ ...
Им поможет учебник стр. 100-101, книги, дополнительный материал, карточка-«помогайка»
Птицы тайги, что их объединяет;
Животные тайги, что их объединяет;
Животный мир этих лесов (краткий рассказ о животных и птицах).
Иллюстрирование ответов учащихся. Презентация.
Животный мир лесной полосы очень разнообразен. Из птиц встречаются растительноядные – сойка, снегирь клест; насекомоядные – синица, дятел, кукушка; хищные- ястреб, сова.
Из млекопитающих травоядные – белка, заяц, мышь, лось; хищные – волк, лиса, рысь, куница; насекомоядные – крот; всеядные – кабан, медведь. Много насекомых: жук- короед, тля, гусеницы, муравьи.
В лесах кроме зверей, птиц, насекомых живут и земноводные: лягушки, жабы; пресмыкающиеся: ящерицы, уж, гадюка. А в Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.
– Какие же условия благоприятствуют жизни в лесу такого разнообразия животных?
– В лесах благоприятные условия для жизни животных:
- достаточно корма
- нетрудно спрятаться, построить гнездо или нору
- густой подшерсток, плотное оперенье
- подкожный жир помогает переносить сильные зимние морозы
IV. Физминутка
Выступление детей, которое сопровождается презентацией.
V. Закрепление изученного.
Какие части выделим в лесной зоне?
Составление схемы (презентация)
Перечислите в каждый столбик по 2-3 названия деревьев, представителей лесов.
Используя учебник (стр. 100-101) запишите цепь питания характерную для леса (растения-заяц-рысь; растения – мышь-соболь;
Презентация «Голоса в лесу»
Д/з стр. 98-105, п.т. 31-33. Дополнительный материал по выбору.
Ученые посчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 га леса. Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов. Об этом пойдет речь на следующем уроке. А пока подумайте, какую роль играет лес в жизни людей.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь”.