Цель урока:
- выяснить, насколько учащиеся усвоили теоретический материал по теме «Синтаксис и пунктуация»;
- выявить основные навыки синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложения, словосочетания; умение выделять грамматическую основу предложения, обозначать второстепенные члены предложения, находить вводные слова, обращения, однородные члены предложения;
- определить уровень подготовки учащихся в результате изучения синтаксиса и пунктуации.
Оформление кабинета: готовятся два стенда: на одном развешиваются рисунки учащихся, посвященные теме «Синтаксис и пунктуация» (см. Приложение 1); на другом стенде представлены творческие работы детей – сказки на эту же тему, придуманные самостоятельно (см. Приложение 2).
Необходимо еще перед уроком класс разделить на три команды, выбрать капитана каждой команды.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Представление команд, представление жюри (в составе жюри могут быть старшеклассники, родители учащихся и учителя русского языка и литературы).
Вступительное слово.
Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» в виде игры. Наша игра состоит из нескольких конкурсов: теоретического, где мы проверим ваши теоретические знания по изученной теме; конкурсов «Самый синтаксический» и «Самый пунктуационный», где проверим ваши навыки разбора предложения и постановки знаков препинания; конкурсов «Отгадай кроссворд» и «Сложи пословицу», которые помогут выяснить, насколько вы сообразительны; и, наконец, творческого конкурса «А ну-ка, сочини!», раскрывающего ваши способности в сочинении собственных текстов.
Конкурс теоретический.
Каждой команде предлагается ответить на 11 вопросов, при этом учитывается правильность ответа и время, которое затратила команда на ответы.
(Жюри ставит по одному баллу за правильный ответ + 3 балла команде, ответившей за короткое время, 2 балла и 1 балл соответственно другим).
Вопросы команде 1
- Главный член предложения, обозначающий действие предмета.
- Как называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета.
- Как называется второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия.
- Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания.
- Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
- Раздел науки в языке, в котором изучаются словосочетание и предложение.
- Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже?
- Как называется словосочетание, в котором главное слово выражено именем существительным, прилагательным, числительным?
- Главный член предложения, обозначающий предмет речи.
- Какими знаками препинания разделяются между собой однородные члены предложения?
- Какой знак препинания ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов?
Вопросы команде 2
- Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
- Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и зависит в предложении от члена предложения, выраженного именем существительным.
- Второстепенный член предложения, который зависит чаще всего от сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей.
- Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого и отвечает на вопросы когда? Где? Откуда? Зачем? И т.д.
- Назовите члены предложения, составляющие грамматическую основу предложения.
- Как называется словосочетание, в котором главное слово выражено глаголом?
- Как называется словосочетание, в котором ни одно из слов не зависит от другого?
- Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова?
- Как называются предложения по цели высказывания, в которых содержится вопрос?
- Какой знак препинания ставится, если обобщающее слово стоит впереди однородных членов?
- Как называются слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает свое отношение к высказыванию?
Вопросы команде 3
- Как называется слово, которое объединяет однородные члены предложения по смыслу и грамматически?
- Как выделяются на письме обращения?
- Как на письме выделяются вводные слова?
- Как называются предложения по цели высказывания, в которых содержится информация о событии?
- Как называется словосочетание, в котором одно слово грамматически и по смыслу подчиняется другому?
- Как называются предложения по цели высказывания, в которых содержится приказ, просьба, совет?
- Как называются предложения, которые выделяются при произношении повышенной интонацией?
- Каким знаком препинания отделяются простые предложения в составе сложного?
- Как называется сложное предложение, в составе которого находятся равноправные простые предложения, соединенные союзами И, А, НО?
- Как называется сложное предложение, где одно простое предложение по смыслу подчиняется другому?
- Как называются предложения, где нет второстепенных членов?
Далее отсаживаются по два члена от каждой команды: один отгадывает кроссворд (см. конкурс «Отгадай кроссворд»), другой складывает пословицу (см. конкурс «Сложи пословицу»). Тем временем оставшиеся члены команды придумывают предложение-схему для команды-соперницы. Побеждает команда, быстрее всех справившаяся с заданием.
Задание для 1 команды. Придумать предложение с обращением, составить его схему и предложить команде сопернице.
Задание для 2 команды. Придумать предложение с однородными определениями, составить его схему и предложить команде сопернице.
Задание для 3 команды. Придумать предложение с вводными словами, составить его схему и предложить команде сопернице.
Конкурс «Отгадай кроссворд»
По одному участнику команды отсаживаются и отгадывают кроссворд. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее заполнит кроссворд. (5 баллов).
По горизонтали: 1. Раздел науки о языке, где изучаются словосочетания и предложения. 2. Знак препинания, соединяющий однородные члены предложения. 3. Второстепенный член предложения, обозначает место, время, причину действия. 4. Слово (или сочетание слов), обозначающее того, к кому обращаются с речью. 9. Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей.
По вертикали: 1. Главный член предложения, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? 5. Знак препинания, стоящий в конце повествовательных предложений. 6. Главный член предложения, обозначающий предмет речи. 7. Знак препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены существительным в именительном падеже. 8. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, отвечающий на вопрос какой? какие? 10. Слова, при помощи которых говорящий или пишущий выражает свое отношение к высказыванию. 11. Раздел науки о языке, где изучается постановка знаков препинания.
Конкурс «Сложи пословицу»
Необходимо собрать пословицу, произвести синтаксический разбор полученного предложения. (5 баллов).
По | ря | док |
вре | мя | бе |
ре | жет |
Слу | хом | зем |
ля | пол | нит |
ся |
Я | зык | до |
Ки | е | ва |
до | ве | дет |
Далее проводится конкурсов капитанов «Самый синтаксический». Капитаны работают у доски, команда в это время составляет предложение по предложенному описанию. Производят его разбор.
Конкурс капитанов «Самый синтаксический
(10 баллов)
Задание для команды 1.
Расставить знаки препинания, произвести полный синтаксический и пунктуационный разборы предложения. Выписать и разобрать два любых словосочетания. Укажите группу-подлежащего.
В нашем красивом городе конечно же есть всё улицы площади мосты перекрестки.
Задание для команды 2.
Расставить знаки препинания, произвести полный синтаксический и пунктуационный разборы предложения. Выписать и разобрать два любых словосочетания. Укажите группу-сказуемого.
В начале года мы разумеется повторяли части речи существительное прилагательное глагол наречие.
Задание для команды 3.
Расставить знаки препинания, произвести полный синтаксический и пунктуационный разборы предложения. Выписать и разобрать два любых словосочетания. Чем осложнена одна из частей этого предложения?
Но ко всему привыкает человек и Герасим привык наконец к городскому житью.
Задание для команды 1. (5 баллов)
Составьте предложение:
- из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
- из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
- добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
- из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).
- Разберите полученное предложение, составьте схему, характеристику.
Задание для команды 2. (5 баллов)
Составьте предложение:
- Из предложения Стеной стоят желтые колосья пшеницы взять определение, выраженное именем прилагательным, согласовав его с существительным красками;
- Из предложения Разукрасит мороз зимой окна взять глагол, поставить его в форму прошедшего времени женского рода единственного числа;
- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение, употребить слово в именительном падеже, единственном числе;
- Добавить подлежащее из предложения Деревья покрылись первым снегом, употребив его в винительном падеже множественного числа;
- Из предложения Осень щедро одаривает леса краской взять дополнение, выраженное существительным в винительном падеже единственном числе, поставить его в предложном падеже единственном числе с нужным предлогом, употребив в качестве обстоятельства места.
Полученное предложение записать, произвести его синтаксический разбор (составить схему, характеристику).
Задание для команды 3. (5 баллов)
Составьте предложение:
- Из предложения Поздней осенью птицы улетают на юг взять существительное, обозначающее обстоятельство времени, употребить его в именительном падеже единственного числа;
- Из предложения Мороз разрумянил щеки взять сказуемое, употребить глагол без приставки в 3-м лице единственного числа настоящего времени;
- Из предложения Кисти винограда свисали до земли взять подлежащее, употребить это слово как дополнение;
- Из предложения Рябины украшают наши леса взять существительное, выступающее в роли подлежащего, сделать его дополнением, употребив в родительном падеже.
Полученное предложение записать и разобрать синтаксически (составить схему, характеристику).
В следующем конкурсе каждому члену команды дается карточка с записанными предложениями. Необходимо расставить знаки препинания, составить схему выделенного предложения для объяснения знаков препинания.
Конкурс «Самый пунктуационный».
Каждая работа оценивается во столько баллов, сколько правильных ответов + правильно составленная схема выделенного предложения.
Побеждает команда, которая быстрее всех и правильнее всех расставит знаки препинания.
Задание для 1 члена команды
Расставьте знаки препинания, составьте схемы выделенных предложений.
- Солнце теперь встает рано ложится поздно и усердно светит людям на земле.
- Цветик научи меня сочинять стихи.
- Книга наш советчик и друг.
- В саду у сторожа росли цветы гвоздики лилии тюльпаны.
- Я слышал как посапывает во сне кот.
- В русских наших лесах пожалуй не дерева мощнее и красивее зеленого дуба.
Задание для 2 члена команды
Расставьте знаки препинания, составьте схемы выделенных предложений.
- В клетках воробьев разумеется не держат.
- Он почувствовал что сын схватил его за руку.
- В зоопарке живут разные звери тигры львы слоны обезьяны.
- Цветик становись на бочку и читай свои стихи.
- Девочка сняла серебряные башмачки смахнула с них пыль и спрятала в сумку.
- Хорошая книга просто праздник.
Задание для 3 члена команды
Расставьте знаки препинания, составьте схемы выделенных предложений.
- Ты Пилюлькин все трудишься?
- Конь вышел вытянул голову и заржал.
- Хорошие книги любят все взрослые старики дети.
- Алая заря скрылась за моря и за горы солнышко ушло.
- Во-первых все мы пешеходы.
- Птицы наши друзья.
Задание для 4 члена команды
Расставьте знаки препинания, составьте схемы выделенных предложений.
- Андерсен великий датский сказочник.
- Мы увидели что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.
- Умная книга научит тебя многому доброте честности справедливости.
- Подул легкий ветерок с тихим шорохом пробежал по всему саду.
- Вылезайте муравьи после зимней стужи!
- Вероятно мы закончим оформление выставки к среде.
Задание для 5 члена команды
Расставьте знаки препинания, составьте схемы выделенных предложений.
- Не трещите морозы в заповедном бору.
- Муравьи санитары леса.
- Свежий ветер пахнет мятой васильками лебедой.
- Вдруг раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы.
- По-моему дорожные знаки очень нужны.
- Мы изучали произведения устного народного творчества сказки загадки пословицы.
Задание для 6 члена команды
Расставьте знаки препинания, составьте схемы выделенных предложений.
- В сказках обычно действуют злые силы Баба Яга Кощей Бессмертный Змей Горыныч.
- Всю зиму прожила ласточка а Дюймовочка ухаживала за ней.
- Ты конечно опять опоздал в школу!
- Солнце выглянуло из-за туч мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
- Язык богатство народа.
- А какие пословицы знаете вы ребята?
Задание для 7 члена команды
Расставьте знаки препинания, составьте схемы выделенных предложений.
- Редкие капли повисали на траве и в них отражалось солнце.
- Широко известны пословицы о труде книгах пользе знаний.
- Завтра кажется можно будет заняться школьной библиотекой.
- Отпусти ты старче меня в море.
- По краям дороги стоят деревья березы липы сосны.
- Сказочник это автор сказок.
Заключительный конкурс «А ну-ка, сочини!»
По схемам предложений команд-соперниц сочинить свое предложение, записать его. Выписать из него два словосочетания, произвести их разбор. (5 баллов).
В конце мероприятия перед подведением итогов обращаем внимание учащихся на сказки и рисунки, выполненные ими, выбираем лучший рисунок и лучшую сказку, учитывая мнения и ребят, и жюри.