Проект организации системы работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "У семи нянек дитя под присмотром"

Разделы: Социальная педагогика


Обоснование проекта.

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Каково положение в нашей школе было до начала реализации проекта?

№ п/п   2003-2004 2004-2005 2005-2006
1. Состоящие в ПДН 2 0 4
2. Состоящие на ВШК 15 9 10
3. Количество преступлений 1 0 1
4. Количество правонарушений 2 2 3
5. Количество семей, находящихся на ВШК 17 16 16

На основании данных показателей можно сделать вывод: увеличивается количество детей, стоящих на учете в ПДН и количество правонарушений. Чаще всего на учете в ПДН оказываются дети, ранее не стоявшие на учете ВШК, что явилось индикатором несогласованности в работе школы и милиции. Для решения данной проблемы был разработан проект по организации профилактической работы правонарушений среди несовершеннолетних «У семи нянек дитя под присмотром».

Цель – организация эффективного сотрудничества школы и всех структур и подразделений для создания комплексной системы мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Задачи:

Образовательные

  • активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка;

Воспитательные

  • повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в образовательных учреждениях через их взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних при районных ОВД;
  • привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в учебном заведении;
  • повышение самосознания обучающихся через разнообразные формы;

Социальные

  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» во внеурочное и в каникулярное время;
  • усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему;
  • обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

Целевая аудитория:

  • Обучающиеся школы.
  • Дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
  • Семьи, в которых проживают дети
  • Педагогические работники.

Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в семье ребенка: неблагополучие, разлад в семье, педагогическая некомпетентность родителей, брань при взаимодействии с членами семьи, наказание по пустякам, алкоголизм родителей, даже сам факт принадлежности к неблагополучной семье. Перенесение основных усилий по работе с семьей в школу не может исправить сложившуюся картину, особенно на фоне снижения общего социально-экономического и социокультурного уровня развития общества. Целесообразно было бы объединение усилий не только школы, но и медицинских, общественных и специальных органов для работы с семьей. Центром такого объединения стала МОУ Ивановская СОШ, которая может предоставить условия, необходимые для повышения эффективности воспитательно-профилактической работы:

  • Подготовленность педагогических работников;
  • Психолого-педагогическая компетентность родителей;
  • Нормативно-правовое обеспечение;
  • Наличие психолога в образовательном учреждении;
  • Методическое обеспечение;
  • Связь с комиссиями по делам несовершеннолетних различного уровня;
  • Наличие детской организации «Государство Ивановское» по работе с детьми и подростками;

Исполнители и партнеры проекта:

  • Гриднева Т.Г., директор школы – руководитель проекта, осуществляет общее руководство проектом, разрабатывает стратегические подходы, ключевые идеи проекта. Консультирует участников проекта.
  • Дабочкина Н.В. – член рабочей группы. Организует тематические мероприятия: обучающие семинары, консультации, занятия с детьми.
  • Скрипкина О.А. – член рабочей группы. Принимает участие в разработке содержания и организации этапов проекта. Осуществляет техническую поддержку проекта. Организует работу с родителями и детьми.

Проект был реализован при поддержке партнеров, заинтересованных в решении поставленных задач: школьным инспектором, сотрудниками милиции, медицинскими работниками и инспекторами Комисии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) администрации Сампурского района, КДН и ЗП сельсоветов.

Система работы школы по профилактике правонарушений обучающихся. (Приложение 1).

Механизм реализации проекта. (Приложение 2).

Сроки реализации проекта: 2006-2008 гг.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • создание рабочей группы;
  • мозговой штурм.

Основной этап: реализация плана совместной работы.

Итоговый этап:

  • подведение итогов работы;
  • определение дальнейших перспектив.

Прогнозируемые результаты: снижение количества детей с дивиантным поведением.

В основе педагогической цели, реализуемой по отношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Фактически, когда говорим о воспитании ребенка, то предполагается, что необходимо создание условий для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. Воспитание трудных детей подразумевает включение следующих компонентов:

  • Целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки психологии, курс «Культура эмоций», нравственные беседы, индивидуальные консультации);
  • актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между обучающимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель – ученик, учитель – родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);
  • введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявления личности воспитанников;
  • оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учётом пола обучающихся.

В работе с родителями необходимо стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны его личности, обратить внимание на «слабые» стороны и наметить пути их компенсации.

Групповые формы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремится получить поддержку и одобрение в группе: родительские собрания для обсуждения актуальных проблем, получения советов; деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области общения с детьми.

Беседы с родителями помогают найти правильный подход к ребенку – ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причины такого поведения.

В целом работа с обучающимися и их родителями строится согласно плану (приложение 3).

Критериями оценки эффективности реализации проекта служат следующие показатели:

1. Семьи, находящиеся в социально-опасном положении

2. Количество детей, стоящих на контроле

Существует несколько факторов, которые могут помешать успешной реализации проекта – это нежелание родителей и детей сотрудничать с педагогами и сотрудниками различных ведомств, негативное отношение некоторых родителей к школе и правоохранительным органам. С целью минимизации данных рисков необходимо строить работу на добровольно-доверительных отношениях с постоянной поддержкой положительных тенденций.

Для тиражирования результатов проекта использовались следующие механизмы:

  • отражение результатов деятельности на сайте школы;
  • выступления на районных семинарах для руководителей школ с целью распространения опыта;
  • выступление психолога на научно-практическом семинаре «Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательной среде».

Презентация.