Обоснование проекта.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.
Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.
Каково положение в нашей школе было до начала реализации проекта?
№ п/п | 2003-2004 | 2004-2005 | 2005-2006 | |
1. | Состоящие в ПДН | 2 | 0 | 4 |
2. | Состоящие на ВШК | 15 | 9 | 10 |
3. | Количество преступлений | 1 | 0 | 1 |
4. | Количество правонарушений | 2 | 2 | 3 |
5. | Количество семей, находящихся на ВШК | 17 | 16 | 16 |
На основании данных показателей можно сделать вывод: увеличивается количество детей, стоящих на учете в ПДН и количество правонарушений. Чаще всего на учете в ПДН оказываются дети, ранее не стоявшие на учете ВШК, что явилось индикатором несогласованности в работе школы и милиции. Для решения данной проблемы был разработан проект по организации профилактической работы правонарушений среди несовершеннолетних «У семи нянек дитя под присмотром».
Цель – организация эффективного сотрудничества школы и всех структур и подразделений для создания комплексной системы мер по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Задачи:
Образовательные
- активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по вопросам правопорядка;
Воспитательные
- повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в образовательных учреждениях через их взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних при районных ОВД;
- привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в учебном заведении;
- повышение самосознания обучающихся через разнообразные формы;
Социальные
- развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» во внеурочное и в каникулярное время;
- усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему;
- обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
Целевая аудитория:
- Обучающиеся школы.
- Дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации
- Семьи, в которых проживают дети
- Педагогические работники.
Среди конкретных причин возникновения отклонений в поведении наибольшее значение имеют проблемы в семье ребенка: неблагополучие, разлад в семье, педагогическая некомпетентность родителей, брань при взаимодействии с членами семьи, наказание по пустякам, алкоголизм родителей, даже сам факт принадлежности к неблагополучной семье. Перенесение основных усилий по работе с семьей в школу не может исправить сложившуюся картину, особенно на фоне снижения общего социально-экономического и социокультурного уровня развития общества. Целесообразно было бы объединение усилий не только школы, но и медицинских, общественных и специальных органов для работы с семьей. Центром такого объединения стала МОУ Ивановская СОШ, которая может предоставить условия, необходимые для повышения эффективности воспитательно-профилактической работы:
- Подготовленность педагогических работников;
- Психолого-педагогическая компетентность родителей;
- Нормативно-правовое обеспечение;
- Наличие психолога в образовательном учреждении;
- Методическое обеспечение;
- Связь с комиссиями по делам несовершеннолетних различного уровня;
- Наличие детской организации «Государство Ивановское» по работе с детьми и подростками;
Исполнители и партнеры проекта:
- Гриднева Т.Г., директор школы – руководитель проекта, осуществляет общее руководство проектом, разрабатывает стратегические подходы, ключевые идеи проекта. Консультирует участников проекта.
- Дабочкина Н.В. – член рабочей группы. Организует тематические мероприятия: обучающие семинары, консультации, занятия с детьми.
- Скрипкина О.А. – член рабочей группы. Принимает участие в разработке содержания и организации этапов проекта. Осуществляет техническую поддержку проекта. Организует работу с родителями и детьми.
Проект был реализован при поддержке партнеров, заинтересованных в решении поставленных задач: школьным инспектором, сотрудниками милиции, медицинскими работниками и инспекторами Комисии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) администрации Сампурского района, КДН и ЗП сельсоветов.
Система работы школы по профилактике правонарушений обучающихся. (Приложение 1).
Механизм реализации проекта. (Приложение 2).
Сроки реализации проекта: 2006-2008 гг.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- создание рабочей группы;
- мозговой штурм.
Основной этап: реализация плана совместной работы.
Итоговый этап:
- подведение итогов работы;
- определение дальнейших перспектив.
Прогнозируемые результаты: снижение количества детей с дивиантным поведением.
В основе педагогической цели, реализуемой по отношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Фактически, когда говорим о воспитании ребенка, то предполагается, что необходимо создание условий для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. Воспитание трудных детей подразумевает включение следующих компонентов:
- Целенаправленной работы по нравственному просвещению (это уроки психологии, курс «Культура эмоций», нравственные беседы, индивидуальные консультации);
- актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между обучающимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель – ученик, учитель – родители учеников, повседневный стиль и «тон» работы школы);
- введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявления личности воспитанников;
- оптимального соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учётом пола обучающихся.
В работе с родителями необходимо стремиться раскрыть уникальность и неповторимость личности ребенка, выделить его индивидуально-психологические особенности, подчеркнуть «сильные» стороны его личности, обратить внимание на «слабые» стороны и наметить пути их компенсации.
Групповые формы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремится получить поддержку и одобрение в группе: родительские собрания для обсуждения актуальных проблем, получения советов; деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области общения с детьми.
Беседы с родителями помогают найти правильный подход к ребенку – ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причины такого поведения.
В целом работа с обучающимися и их родителями строится согласно плану (приложение 3).
Критериями оценки эффективности реализации проекта служат следующие показатели:
1. Семьи, находящиеся в социально-опасном положении
2. Количество детей, стоящих на контроле
Существует несколько факторов, которые могут помешать успешной реализации проекта – это нежелание родителей и детей сотрудничать с педагогами и сотрудниками различных ведомств, негативное отношение некоторых родителей к школе и правоохранительным органам. С целью минимизации данных рисков необходимо строить работу на добровольно-доверительных отношениях с постоянной поддержкой положительных тенденций.
Для тиражирования результатов проекта использовались следующие механизмы:
- отражение результатов деятельности на сайте школы;
- выступления на районных семинарах для руководителей школ с целью распространения опыта;
- выступление психолога на научно-практическом семинаре «Профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательной среде».