В специальных (коррекционных) классах значение уроков чтения очень велико. Именно через художественные произведения мы воздействуем на души наших учеников, учим их различать добро и зло, дружбу и предательство. Основным материалом для уроков служит рассказ. Но помимо этого, школьники знакомятся с другими литературными жанрами, в том числе и с басней. Специфика этого жанра предполагает определенную методическую работу, учитывая сложность языка и не всегда понятный детям смысл содержания текста. От мастерства учителя зависит сделать знакомство с басней интересным и познавательным.
Предлагаю вашему вниманию урок чтения в 4 классе, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями.
Цель: Познакомить детей с творчеством И.А.Крылова. Дать понятие жанра «басня».
Задачи:
- Показать своеобразие литературного жанра: язык, художественные средства – аллегория, мораль).
- Учить анализировать поступки героев.
- Развивать связную устную речь, обогащать словарь.
- Воспитывать внимательного читателя.
Оборудование: портрет Крылова И.А., иллюстрации к басне, таблицы со словарными словами, атрибуты для инсценирования басни, выставка книг.
Ход урока
I. Оргмомент.
Есть волшебные слова,
Скажешь – сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
Приветствие учителя.
Чтение стихотворения учеником:
Хорошая книга привыкла к почтению.
И тот получает пятёрку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать,
И книжки, как старших, привык почитать.
Я. Козловский.
А вы любите читать? Какие книжки вы любите читать? Для чего человеку надо читать? Каких авторов детских книг вы знаете?
II. Сообщение темы урока, постановка цели и задач.
Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством еще одного автора. Он не пишет сказки, рассказы. Он – баснописец, пишет басни. Догадались, о ком идет речь? Это – Крылов Иван Андреевич.
Скажите, что такое басня? (короткий рассказ в стихах)
А какую басню Крылова вы знаете?
Кто-нибудь помнит ее наизусть?
(Чтение учеником басни)
А сейчас я предлагаю вам на несколько минут вернуться в лето. Чем оно хорошо? (тепло, красивые цветы, насекомые). Смотрите, смотрите! Над цветами порхает очень красивое насекомое с большими крыльями. Оно перелетает с цветка на цветок, а вот присело на травинку. Кто это? Вы, наверное, все видели стрекозу? (помещается картинка)
Чем она занята летом? (порхает, садится на листочки, ловит маленьких мошек, отдыхает на травке и т.д.)
Какая она? (веселая, красивая, резвая – таблички с этими словами помещаются на доску)
Живет там же и другое насекомое. Не такое красивое, но очень трудолюбивое. Целыми днями он что-то носит. Кто это?
А чем летом занят муравей? (картинка) (трудится, строит дом, заботится о потомстве и пр.)
Какой он? (трудолюбивый, заботливый – таблички с этими словами помещаются на доску)
А могут они стать героями басни? Может, кто-нибудь читал эту басню и знает, как она называется?
Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Стрекоза и Муравей». Будем читать ее, учиться оценивать поступки героев, инсценировать.
III. Артикуляционная гимнастика.
На уроке чтения мы будем много говорить и читать, поэтому наше дыхание и язычок должны хорошо работать и не уставать.
1) Посмотрите на доску: летят воздушные шары. В них спряталась буква Ш. Найдите её.
Упражнение: «надуем воздушный шар».
(встали в круг, взялись за руки, вдох через нос, выдох через рот)
2) Дыхательная гимнастика.
3) Гимнастика для мышц языка: «Лошадка», «Маляр», «Грибок».
IV. Словарная работа:
В тексте встретятся слова и выражения, которые сейчас не употребляются в речи или вам неизвестны.
Попрыгунья
Как зима катит в глаза
Помертвело чисто поле
Нет уж дней тех светлых боле
Нужда, голод настаёт
Злой тоской удручена
V. Работа с текстом:
1) Чтение басни учителем.
О чем рассказывается в басне?
Назовите героев басни?
Чем была занята все лето Стрекоза?
А чем был занят Муравей?
О чем попросила Муравья Стрекоза?
Что ответил Муравей?
2) Самостоятельное чтение.
3) Работа с текстом:
Найти в тексте строчки о жизни Стрекозы летом.
Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?
К кому пошла Стрекоза за помощью?
С какой просьбой обратилась она к Муравью? (найти в тексте)
Что ей ответил Муравей?
Как следует понимать слова Муравья?
Жалко вам Стрекозу или нет?
Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
Как вы понимаете выражения: «Зима катит в глаза», «Помертвело чисто поле», «Был готов и стол и дом»?
VI. Оздоровительная минутка.
Отгадайте загадки:
На вид конечно мелковаты, Но всё что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята – Вся жизнь их связана с трудом. (муравьи) А вы бы могли изобразить муравья? |
Тонкая девочка, Стройная,как веточка, Очки огромные надела, Оттолкнулась и взлетела. (стрекоза) Попробуем изобразить. |
VII. Чтение басни по ролям (с элементами театрализации):
- Автор
- Муравей
- Стрекоза
Как будете читать слова Муравья (уверенно, поучительно)?
А Стрекозы? (жалостно, просяще)
VIII. Итог урока:
Было вам, ребята, интересно на уроке? Что вам больше всего понравилась?
А чем мы занимались на уроке?
Как называется басня, с которой мы сегодня познакомились? Кто автор басни?
Что такое басня?
Назовите героев басни.
Чему учит нас басня?
Кто из них вам более симпатичен? Почему?
В басне было 2 героя. На столе лежат предметы для этих героев.
Подумайте: на кого бы вы хотели быть похожими: на Стрекозу или Муравья?
Если на Стрекозу, то возьмите атрибуты для Стрекозы. Если на Муравья, то возьмите атрибуты для Муравья.
IX. Домашнее задание.
Учить басню наизусть, читать по ролям и выразительно.