Цель урока: формировать знания детей о том, что гласная буква Э обозначает твёрдость согласного; продолжить деление слов на слоги; составлять предложения, учить работать с текстом, способствовать интеллектуальному развитию детей; бережному отношению к животным.
Оборудование: шаблоны птиц (воробьи), иллюстрации животных, книга стихов С. Я. Маршака, CD “Лучшие песни для детей”, магниты.
Ход урока
I. Оргмомент.а) Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
(Повернулись, поздоровались друг с другом)
б) Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу повёдём.
Руку левую на стол
Сверху правую кладём.
Разминка.
в) – улыбнитесь друг другу
– надуйте щёчки и выпустите медленно воздух
– покатайте карамельку во рту
– высуньте язык лопаткой, трубочкой
– произнесём звуки звуки [ы], [и], [а], [о], [у], [э]
– Какой звук произнесли последний? [э]
– Какой это звук?
Цель нашего урока – продолжить работу над звуками и буквами; делить слова на слоги, составлять предложения. Уметь работать над текстом и обогащать нашу речь новыми словами; воспитывать бережное отношение к животному миру.
II. Повторение
пройденного материала.– На какие 2 группы делятся звуки? (согласные и гласные)
– Какие гласные обозначают мягкость согласного?
(я, и, е, ё, ю)
– Какие из гласных особенные? Почему?
(я, е, ё, ю)
а) в начале слова обозначают 2 звука – юла,
ёлка Юля
б) (после гласных – моё, даю, красивая)
в) (после мягкого знака – пьёт, льёт, вьют)
– Какие гласные обозначают твёрдость согласного?
(а, о, у, ы, э)
– Назовите одну из этих букв в этих словах?
(на доске смотрят и читают)
эму | аэробус |
этаж | аэроплан |
экран | Эмма |
Эдик | экскаватор |
эскимо | поэт |
этом | эхо |
– Составить схему слова эму.
– Прочитать слова, которые обозначают транспортные средства?
– А теперь прочитайте “сладкое” слово.
– А кого называю поэтом? (человека, который пишет стихи)
– А каких вы знаете поэтов? (К. Чуковский, А. Пушкин, А.Барто, С. Маршак, В. Маяковский)
– Составьте предложения с этими словами.
г) Разбор схемы слова – эму.
– Расскажи нам Артём, что ты составил?
(Эму – 2 слога, 3 буквы, 3 звука, 1 слог ударный)
– Расскажи стихотворение: Я про страуса
Про Эму
Написал бы вам поэму
Но никак я не пойму
Эму он или эму?
– Ребята, а что такое эхо? (отзвук, звучит только часть слова)
– А где можно услышать эхо? (в лесу, на реке, в пустой комнате)
Давайте поиграем в эхо: я называю слово, а вы мне его концовку (вслух)
машина – шина
смех – мех
коса – оса
экран – кран
олень – лень
– И расскажем стихотворение:
За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
– Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: – Ты…
– Ребята, а где в словах, чаще всего пишется буква Э? (в начале и середине слова)
– Но звук [э] бывает невидимкой, потому что он скрывается в какой букве? (е).
– Давайте прочитаем слова с буквой Е вслух так, чтобы мы услышали этот звук: зверей, обеде, отрубей, медведя
– На что указывает в них буква е?
– Ребята, кроме названного зверя, каких ещё знаете зверей?
– А могли бы вы дать им характеристику, какие они по характеру: (Заяц – трусливый, медведь – неуклюжий, волк – злой, лиса – хитрая)
– Почитай на доске слова, что одинаковое в этих словах заметили?
хитрость
схитрить
перехитрить
бесхитростный
– Что заметили в словах? (общую часть, которую называют корнем)
– А как называется эта часть слова перед корнем? (приставка)
– Ребята, а как вы понимаете слово бесхитростный? (добрый, простой)
– А можно лису назвать бесхитростной?
– Это слово бесхитростный является противоположным словам хитрость, схитрить.
– Ребята у нас есть кроссворд, я буду записывать в него зверей и вывешивать картинку животного.
– А кто же это?
1. Он зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой (медведь) (4)
2) Кто имеет один рог. Отгадайте… (носорог) (5)
3) Соберите слово м о ж р (1)
4) Больше всех на свете он
Очень, очень, добрый. (слон) (6)
5) Я в зелёнку угодил!
Горько плачет!... (крокодил) (8)
6) Шалунишек за проказы
Мама в сумку прячет сразу (кенгуру) (7)
7) Его называют царём лесов. У него острый слух и зрение, и только у самца есть грива, а у самки нет. Кто это? (лев) (9)
8) Прочитай по “ленте” слово (указкой указываю буквы) (журавль) (2)
– Прочитай слово, которое будет обобщающим для всех этих зверей? (животные)
-А как называют слова, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые)
III. Физминутка.
А сейчас мы разомнемся, физкультурою займемся
Лучшие качели
Гибкие лианы.
Это с колыбели, знают обезьяны
Кто весь век качается
Да – да – да!
Тот не обижается
Ни – ког – да!
IV.
Работа над новым материалом.– Ребята, а где можно увидеть разных животных?
(В зоопарке, цирке)
– Для чего создают зоопарки? / Да зоопарки создают, чтобы мы смотрели на зверей, так как мы не можем побывать в Африке, Австралии и ещё для сохранения их от нападения хищников и отлова браконьерами.
-Сейчас отправляемся в наш зоопарк, но не одни, а чтобы узнать с кем, прочитаем слова и найдём ключевое слово.
водица (на доску)
отруби
решётка
крокодил
побывал
зубастей
– Что обозначает слово отруби? (Корм из остатков зерна, когда его переламывают)
– Итак, кто с нами отправляется в зоопарк? (воробей)
– Что знаете про воробьёв? (Они бывают городские и деревенские. Городские более нахальнее и крикливее. Деревенские спокойнее. Они очень прожорливы и всегда голодны. Они съедали и целые поля посевов, а люди их гнали и кричали: “ Вора бей!” Так и получила название это птичка ВОРОБЕЙ. Они не строят гнёзд, а захватывают чужие гнёзда у скворцов и ласточек, и выгнать его уже невозможно).
– Многие поэты писали про птиц стихи, песни, рассказы, не исключением стала и птица – воробей.
– Поэт С. Як. Маршак написал про него стихотворение. А что вы знаете про С. Маршака.
(Родился более 100 лет назад. Рано начал писать стихи и печатать в журналах. Долгое время жил в Англии. Много писал и переводил с английского языка. Любил детей и писал не только стихи для них, но сказки.)
– Послушайте стихотворение, и скажите, где обедал воробей?
– Откройте учебники на странице 184 и прочитайте в полголоса стихотворение, запомните, где он побывал.
– Чем он угощался у зверей?
– Когда его посещение в зоопарке чуть было не кончилось печально?
– А кому обычно задают вопросы? (людям)
– А как называются такие предложения? (вопросительные)
– А кому задан вопрос в стихотворении?
– Что он ответил? (побывал в зоопарке)
– Давайте прочитаем 1 строчку так, как будто встретили кого-то и хотите узнать, где он был?
– Подумайте, какое у него было настроение вначале, когда он думал, где он будет обедать? (грустное)
– А когда он стал припоминать, какое у него было настроение?
– А как прочитать последние 2 строчки.( нужно передать страх воробья перед крокодилом)
V. Инсценировка стихотворения (выходят четыре школьника и читают по 2 строчки “цепочкой”)
– Чему учит это стихотворение? (Не забывать о животных, особенно зимой. И не думать о том, что кто-то из них или страшный или добрый – все хотят жить, все они важны и нужны. И не все, конечно, животные гостеприимны и нужно опасаться тех, кто может обидеть).
VI. Творческая работа.
Итак, мы прочитали и узнали, как воробышки добывают себе пищу, мы узнали, что они наелись, стали весёлыми. Перед вами шаблоны этих птиц.
Пожалуйста, разукрасьте их, показав, какие они сытые, довольные, весёлые (Под музыку песни “Не дразните собак” дети разукрашивают шаблоны воробушек).
VII. Итоги работы.
Поместите своего воробья к тому животному на кроссворде, которого вы считаете более добрым (вывешивают воробушек на кроссворд с/п магнитов к тому животному, который им симпатичен).
– Чему вас научил сегодняшний урок?
– Какие открытия вы сделали?
VIII. Домашнее задание.
Прочитайте стихотворение и придумайте продолжение этой истории.
Литература:
- Горецкий В.Г. Русская азбука, М. “Просвещение”. 2004.
- Маршак С.Я. Где обедал воробей? М.: Малыш, 1987.