Цели урока:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с размножением и развитием животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;
- расширить знания учащихся о многообразии животного мира.
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
- прививать любовь к родной природе;
- воспитывать бережное отношение к детёнышам животных;
- развивать у учащихся любознательность, любовь к предмету.
Структура урока
- Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками.
- Актуализация учениками своих знаний.
- Поиск решения проблемы учениками.
- Выражение решения.
- Применение знаний учениками.
- Итоговая часть урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками.
У. Ребята, на предыдущих уроках вы уже многое узнали о животном мире: о его многообразии, о том, кто как приспособлен в жизни, выяснили, кто чем питается. А сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему.
Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок.
Итак, у людей – ребенок;
у лисы – (лисенок);
у кошки – (котенок);
у утки – (утенок)?;
у бабочки – ?;
у кузнечика – ?
Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.
Ребята, а кем в детстве была лягушка? А морской конек? Дельфин? Змея?
Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа!
Как вы думаете,какую проблему мы сегодня будем вместе решать? И какая же тема нашего урока?
Д. Как называются детеныши некоторых животных?
У. Правильно, ребята! Тема нашего урока: “Развитие и размножение животных”.
III. Актуализация учениками своих знаний.
Слайд 1.
У. Ребята, какие группы животных вы знаете?
Д. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
У. К какому виду животных относятся бабочки и кузнечики?
Д. Насекомые.
У. С развитием и размножением мы познакомимся на примере насекомых.
Слайд 2.
Например, бабочка-крапивница откладывает свои яйца на листьях крапивы с внутренней стороны. Затем из них вылупляются личинки, которые называются гусеницами. Гусеница совсем непохожа на бабочку, у нее толстое удлиненное тело. Выросшая гусеница переползает на ствол, здесь она сбрасывает шкурку и превращается в неподвижную куколку. Весной из куколки выходит взрослая бабочка. Так развиваются бабочки, пчелы, мухи и комары.
Но не у всех насекомых бывают куколки. Например, нет куколки у кузнечика. Из яйца появляется личинка, которая очень похожа на взрослое насекомое, только маленького размера. Личинка растет, периодически сбрасывая шкурку. Когда она это делает последний раз, выходит уже взрослое насекомое. Так развиваются кузнечики, тараканы, саранча.
Итак, вы узнали про два способа развития насекомых. В чем же их различие?
Д. Одни насекомые имеют в развитии куколку, а другие – нет.
IV. Поиск решения проблемы учениками.
У. Все свои новые познания на уроке мы с вами должны приводить в порядок, т.е. в систему. Мы вместе будем заполнять таблицу. Она состоит из трех столбцов:
Группы животных |
Размножение |
Развитие |
На странице 105 учебника прочитайте о насекомых и карандашом выделите главное: как они размножаются и как развиваются.
Класс работает с учебником.
У. С чего начинается размножение насекомых?
Д. Они откладывают яйца.
У. Каким путем идет развитие?
Д. Либо выводится личинка, потом куколка, потом взрослое насекомое. Либо из яйца вылупляется личинка, похожая на взрослое насекомое.
Заполняется таблица.
Насекомые |
откладывают яйца |
либо: яйцо – личинки – куколка –
взрослое насекомое (бабочка) либо: яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик) |
У. Ребята, я уверена, что каждый из вас видел гусеницу или маленького кузнечика. А это значит, что вы познакомились с детенышами бабочки и кузнечика.
Переходим к следующим группам животных. Рыбы. Прочитайте в тексте на странице 106 абзац о рыбах. Карандашом отметьте главное в размножении и развитии рыб. Назовите.
Д. Рыбы откладывают икру, из нее появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу.
Заполняется таблица.
Рыбы |
откладывают икру |
икра – малек – рыба |
У. Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают.
Прочитайте в учебнике, как размножаются земноводные.
Д. Откладывают икру, из икры выводятся головастики, которые превращаются в лягушку.
Заполняется таблица.
Земноводные |
откладывают икру |
икра – головастик – лягушка |
У. Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца.
Следующая группа животных – пресмыкающиеся. Самостоятельно узнайте из учебник, как у них проходит развитие, подчеркните главное.
Д. Откладывают яйца, из яйца вылупляется детеныш, который вырастает во взрослое животное.
У. Ребята, а помните, как в сказке Р. Киплинга “Рики – тики – тави” змея Нагайна охраняла от мангуста свою кладку яиц, из которых должны были вывестись маленькие змеёныши.
Заполняется таблица.
Пресмыкающиеся |
откладывают яйца |
яйцо – детеныш – взрослое животное |
Переходим к следующей группе животных. Давайте выясним, как размножаются птицы. В учебнике на странице 106 читаем текст, выделяем главное.
Д. Откладывают яйца, из них вылупляются птенцы, которые вырастают во взрослых птиц.
Заполняется таблица.
Птицы |
откладывают яйца |
яйцо – птенец – взрослая птица |
У. Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время.
Последняя группа животных – млекопитающие или звери. В учебнике на странице 108 узнайте, как размножаются звери. Прочитайте и выделите главное.
Д. Звери рождают детенышей, которые вырастают во взрослое животное.
Заполняется таблица.
Млекопитающие |
рождают детенышей |
детеныши – взрослое животное |
Слайд 3.
У. Таким образом, мы составили с вами таблицу “Размножение и развитие животных”.
Группы животных |
Размножение |
Развитие |
Насекомые |
откладывают яйца |
либо: яйцо – личинки – куколка –
взрослое насекомое (бабочка) либо: яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик) |
Рыбы |
откладывают икру |
икра – малек – рыба |
Земноводные |
откладывают икру |
икра – головастик – лягушка |
Пресмыкающиеся |
откладывают яйца |
яйцо – детеныш – взрослое животное |
Птицы |
откладывают яйца |
яйцо – птенец – взрослая птица |
Млекопитающие |
рождают детенышей |
детеныши – взрослое животное |
V. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась.
Потянулась,
Улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
VI. Выражение решения.
(Работа по таблице)У. – Какие из животных откладывают яйца? (Насекомые, пресмыкающиеся, птицы)
– Кто три раза родится? (Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое.)
– Чем отличается размножение зверей от других животных? ( Звери рождают детенышей)
– Сравните размножение рыб и земноводных. (Откладывают икру)
– Сравните размножение пресмыкающихся и птиц. (Откладывают яйца)
Но иногда природа преподносит разные сюрпризы. О некоторых из них вам расскажут ваши товарищи.
Слайд 4. УТКОНОС.
Выступление 1-го учащегося.
Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а впереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву. Когда впервые его чучело привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому-то другому зверю. Ещё больше изумились все, когда выяснилось, что утконос … откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Оказалось, что детеныш после вылупления питается все же молоком. Значит, утконос – млекопитающее.
Слайд 5. КОЛЮШКА.
Выступление 2-го учащегося.
Интересен тот факт, что самец трехиглой колюшки строит из водорослей гнездо и сторожит икринки, отложенные в гнездо самками. Растопырив колючки, самец яростно нападает на рыб, приближающихся к гнезду. Движением грудных плавников он гонит в гнездо свежую воду. Несколько суток он охраняет мальков и не дает им расплываться далеко от гнезда.
Слайд 6. МОРСКИЕ КОНЬКИ.
Выступление 3-го учащегося.
Уникальность этих морских обитателей состоит не только в их необычном внешнем виде, отличном от других рыб, но и в том, что самцы морского конька вынашивают икринки в сумке на брюхе. Некоторое время отец является нянькой для своих детенышей.
VII. Применение знаний учениками.
Работа в парах.
У. В “Рабочих тетрадях” выполните задание №1 и №2 . Проверка.
Задание №3. Взаимопроверка.
Работа в группах.(Класс разбит на 4 команды. Каждая команда получает конверт с разрезными карточками, из которых дети должны сложить 3 цепочки развития животных).
(Икра – малек – рыба
Яйцо – птенец – птица
Яйцо – личинка – куколка – бабочка)
VIII. Итоговая часть урока.
У. Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? Какие тайны вам открыла природа?
Ответы детей .
У. А сейчас ответим на вопросы теста.
Слайд 7.
1. Кто выкармливает детёнышей молоком?
а) птицы и ) звери б)рыбы
2.Какое слово пропущено:
икринка---------………----------рыба
а)личинка т)малёк б)головастик
3.Какое животное относится к рыбам?
а)дельфин б)бегемот о)карп
4. Когда охота запрещена?
а)зимой г)весной б)осенью
У. Правильные ответы составили слово ИТОГ.
Подведем итог урока. Для этого вернемся к первому слайду.
Слайд 8.
Подумайте, почему изображены эти животные?
Д. Каждое животное было когда-то детенышем.
У. Правильно, и поэтому мы должны бережно относиться к детенышам, так как из них вырастают взрослые животные.
IX. Домашнее задание.
Учебник, стр. 105-111
“Рабочая тетрадь”, стр. 50, №5
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И МАТЕРИАЛЫ
- Программа для запуска проекта: Microsoft Office Power Point 2003.
- Дополнительное устройство – мультимедийная система (или интерактивная доска).
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007
- Целоусова Т. Ю., Максимова Т. В. Поурочные разработки по курсу Мир вокруг нас. 3 класс. М.: “ВАКО”, 2007
- http://www.wikipedia.ru
- http://www.1sept.ru
- http://pedsovet.org