Занятие в подготовительной к школе группе (от шести до семи лет): "Круглый год: осень"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цели: продолжать развивать обобщенные представление о последовательности (цикличности) изменений в природе осенью, (зимой, весной, летом), признаках осени.

Задачи:

а) вызвать восхищение осенней природой, поэзию, ИЗО (рисование, живопись (пейзаж));

б) активизировать (обогащать) словарь детей: осознанное отношение к красоте и звучности русского языка;

в) закреплять знания о месте того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему, понимать отношение между;

г) закреплять технические умения работать кистью.

Способ интеграции: соподчинение

Оборудование: акварель, кисти, баночки с водой салфетки для рук, репродукция картинки И.Левитана "Золотая осень", музыка "Осень" из цикла "Времена года" А.Вивальди, заготовки листьев деревьев, "Волшебная кисточка" во "дворце" (красиво украшенная коробка), мяч, книга И. Соколов - Микитов "Русский лес". Лениздат. 1984; дерево нарисованное на плакате без листьев; портрет И.И.Левитана.

Место проведения: актовый зал, выставка детских рисунков на тему "Осень", аппликация из осенних листьев, репродукция картинки И.Левитана "Золотая осень".

Предварительная работа: экскурсия в лес, прогулка к реке; наблюдение за рекой, погодой, небом, за осенними деревьями, кустарниками, травами, животными; рассматривание картин русских художников на осеннюю тему (Б.Щербаков, и.Шишкин, И.Левитан, И.Грабарь), фотографий, иллюстраций; сбор осеннего природного материала (листья - их засушивание, шишки, мох, ветки, семена растений, : ); разучивание песен, стихотворений, пословиц на осеннюю тему; аппликации из осенних листьев; чтение рассказов, загадывания загадок; выставка книг, выставка "Осенние фантазии" (поделки из природного материала, овощей).

Ход занятия

I. Орнамент.

Звучит музыка "Осень" из цикла "Времена года" А.Вивальди

Дети рассаживаются и слушают музыку.

- Какие чувства у вас возникали, когда слушали эту музыку?

- А какое время года вы себе представили? (Осень)

- Почему это осень?

- Вот сегодня на занятия мы снова будем говорить об осени. Сейчас с вами поиграем все в круг.

II. Игра с мячом "Вопрос-ответ".

(Кидаю мяч детям и задаю вопрос, дети ловят мяч и отвечают)

- За осенью идёт: ? (Зима)

- А после зимы:? (Весна)

- После весны идёт:? (Лето)

- А за летом наступает:? (Осень)

- Потом всё повторяется в природе. Сколько времен года? (4)

- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)

- В каком месяце лето кончается, а осень начинается? (в сентябре)

III. Физкультминутка.

Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил,
Под ногами коврик новый
Желто-розовый-кленовый.

(Дети выполняют движения по тексту).

IV. Рассматривание галереи детских работ.

- Ребята давайте подойдём и рассмотрим галерею картин, аппликаций

- Что вы заметили?

(Среди всех картин, аппликации, есть одна, которую написал художник)

- Да, правильно, ребята, это художник - Исаак Ильич Левитан (Педагог показывает портрет художника) "Белые стволы и глянцевые листья берез, праздничная голубизна неба, рыжеватая листва, холодная синь реки. Праздник золота и синевы!

Бодростью заряжает нас этот погожий осенний день. Но где-то в глубине души грусть от того, что вскоре кончается праздник, а за ним придёт белый зимний сон. Правда, грусть эта светлая, ведь мы знаем, что потом снова будет зелень и голубизна, поэтому что природа вечна и всегда прекрасна" [1] Эту картинку художник назван "Золотая осень". А написать её помогла мастеру "Волшебная кисточка" которая живёт в этом красивом "дворце" (Педагог показывает "Волшебную кисточку") Это она помогла Левитану выбрать огненно-золотистые и багряные цвета, чтобы мы увидели огненный лес в солнечный день в начале осени.

V. Осени в поэзии и рассказах.

- А теперь послушайте стихи об осени, которые вас выучили (читают дети).

1. А. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,:

2. А. Твардовский.

Меж редеющих верхушек
Показалась синева,
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва

VI. Физкультминутка (повторение)

- Какие слова, ребята, вам помогают увидеть красивый осенний лес? ("В багрец и золото одетые леса, "Ярко-желтая листва", "Желтовато-розовый" коврик из кленовых листьев.)

- Великий русский писатель И.Соколов-Микитов написал рассказ "Русский лес", описывая его в разное время года. Вот послушайте, как Соколов-Микитов описывает осенний лес и запомните слова, которые помогают увидеть осень.

(Педагог читает отрывок из рассказа, начиная со слов: "Особенно в ранние осенние дни:Долго не хочется из него выходить, прощаться с золотыми осенними днями."[2])

- Назовите красивые слова из рассказа, которые вам помогали увидеть русский осенний лес.

- Послушайте стихотворение г.Новицкой "Летний сад".

Летний сад порыжел немножко
Хоть возьми да и перекрась!
Это осень - рыжая кошка
Темной ночью в него пробралась.
Где ступала на мягких лапках,
Там и след оставила свой:
Крона дуба - в желтых заплатках
Клён горит огневою листвой.
На газоне, смотрите сами, -
Не трава, а рыжая шерсть!
Это кошка лазать устала
И решила в траве присесть

- Почему автор осень называет "рыжей кошкой"?

- Какая крона дуба?

- Какой клён? Какая трава?

- Вот видите, ребята, все красивые осенние слова понравились "Волшебной кисточки", она даже улыбается

VII. Физкультминутка: мы листики осенние.

На веточках сидели
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.

VIII. Раскрашивание листьев.

(листья вырезают)

1) - Ребята, я собрала листочки, но их не коснулась очень. Я предлагаю вам стать художниками по имени Осень, поработать кисточками и превратить их в красивый осенний колорит: золото, багрец, пурпур, лиловый цвет, рыжий, лимонный, огненный: "Волшебная кисточка" будет набрать за вашим творчеством.

2) Практическая работа детей. Звучит осенняя музыка, дети раскрашивают листья, а затем украшают или дерево (оно нарисовано на плакатах без листьев, дети прикрепляют их к нему).

IX. Итог.

"Волшебная кисточка говорит"

- Ребята, какие красивые, яркие листья у вас получились. А дерево стало золотым, багряным. Мне поправилось у вас на занятиях. Я ухожу в свой "дворец", до новых встреч, до свидания.

Литература.

  1. Воробьёва В.И., Тивикова С.К., Сочинение по картинкам в начальных классах. Тула "Родничок" Москва "Астрель" Издательство АСТ 2002
  2. Соколов-Микитов И. Русский лес. Лениздат. 1984