Урок по трудовому обучению "Изготовление кувшина из глины"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • развивать художественно-творческие способности;
  • развивать глазомер;
  • воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда;
  • пробуждать фантазию детей.

Задачи:

  • научить детей работать с глиной;
  • научить лепить из глины кувшин;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • приобщать к эстетической культуре;
  • обогащать словарный запас детей.

Оборудование:

  • круг для лепки;
  • глина;
  • стакан с водой;
  • ветошь;
  • выставка кувшинов;
  • мультимедийная презентация.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

(Проверка готовности к уроку, наличие принадлежностей: на каждом столе деревянный круг, ветошь, стакан с водой, кусок глины (200 г), на детях фартук.

2. Сообщение темы и цели урока.

У. Мы уже знакомы с народным декоративно-прикладным искусством. Вспомним о некоторых:

Слайд №1

Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа.

Слайд №2

При изготовлении металлической сувенирной продукции широко применяется чеканка для нанесения изображений и надписей. Этот метод издревле является наиболее распространенным и известным способом обработки металла.

Слайд № 3

Из лозы и бересты плетут много различных изделий. Корзинки для сбора овощей семян, грибов, мебель для детского сада, некоторые спортивные принадлежности и т. д. можно сплести из тонких прутьев. Из бересты получаются легкие и удобные корзиночки для ягод, коробки для хранения образцов семян, разные полезные вещи.

Слайд №,4,5,6

Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (также резьба является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.

Слайд № 7,8

Подробно о видах декоративно-прикладного искусства вы можете прочитать

В данных брошюрах.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров поможет раскрыть вам мир прекрасного.

3. Работа по теме.

У. А сегодня на уроке мы познакомимся с одной из древнейших профессий на земле– гончаром.

4. Словарная работа.

Слайд № 9

Гончар – мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины (посуду, игрушки, изразцы и т.п.).

"Горнчар, глинчар" – старинные названия профессии, которые вобрали в себя и материал, и технику, и технологию, и очарование древним как мир ремеслом горшечника.

Слайд №10

Гончарная глина, гончарный круг, гончарный стан… Давно уже крынка – символ горшечного ремесла – перекочевала из кухни в натюрморт, а труд гончара в индустриальном обществе стал казаться чудачеством. Но именно благодаря таким рукомеслам у человека как вида есть шанс остаться не только разумным, но и умелым.

Гончарный стан – это круг, на котором как бы “ гоняют” глиняную посуду.

Слайд №11

Гончарни – или горшечня, мастерская или заведение, где делают глиняную посуду.

Из истории мы знаем, что чашка, тарелка или кирпич, фарфоровая ваза – все они были когда-то обыкновенным куском глины, пока за них не взялись умелые руки мастера. Так возникло новое ремесло или занятие гончара – гончарство.

5. Объяснение этапов работы.

У. Мы сегодня попробуем поработать начинающими мастерами глиняной посуды. Глиняную посуду научились изготавливать ещё в каменном веке, обжигая глину на огне. Изготовим глиняный кувшин для нашего гостя

Слайд № 12

К нам в гости пожаловал Джин. Ему необходимо сменить кувшин.

Слайд № 13

 Мы попробуем сделать изящный просторный кувшин.

Слайд №14

Положите на наш импровизированный гончарный круг кусок глины.

Слайд № 15

Большими пальцами рук сделайте углубление в глине, периодически смачивая руки водой, но не сильно.

Слайд №16

Постепенно поворачивая круг, придавайте форму глине

6. Самостоятельная работа детей.

7. Выставка работ. Выбор кувшина для Джина.

Слайд № 17.

Слайд сохраняется до конца самостоятельной работы учащихся.

8. Подведение итогов и просмотр получившихся изделий.

9. Уборка своего рабочего места.

Презентация