Тип урока: комбинированный, проводится при изучении темы: “Влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека”.
Форма урока: урок-путешествие, ролевая игра, групповая работа.
Цели:
Образовательные:
1. Продолжить формирование знаний об истории, культуре, природе родного края.
2.Углубть знания о значении главной реки края для человека, проследить динамику изменения видов хозяйственной деятельности населения, живших и живущих на берегах Преголи в разное историческое время. Оценить экологическое состояние реки и прилегающего ландшафта. Выработать пути решения проблем главной водной артерии края.
Развивающие:
1. Продолжить формирование умений, отбирать, систематизировать, анализировать самостоятельно источники учебной и дополнительной информации знаний. Аргументировано излагать свою точку зрения. Делать обобщающие выводы.
2. Развивать творческое мышление, наблюдательность. Дальнейшее умение применять знания на практике.
Развитие общетрудовых и коммуникативно-информационных умений:
1. Продолжить развитие коммуникативно-информационных умений, творчески подходить к решению различных задач.
2. Развитие операционно-контрольных умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять информационные технологии.
Воспитательные:
1. Способствовать развитию патриотических чувств, сформировать убеждённость в необходимости сохранения и приумножения природных богатств родного края.
2. способствовать развитию эстетических чувств.
Методы обучения:
Частично-поисковый и исследовательского методов проблемного обучения, репродуктивный, применение коммуникативно-информационных технологий, эвристическая беседа.
Оборудование:
Учебное:
Физическая карта Калининградской области, политическая карта Зарубежной Европы, тематические карты Калининградской области, (Атлас Калининградской области под редакцией Орленка В.В.),карты-схемы “Гидрологический режим реки Преголя”, учебник “География Янтарного края России” под редакцией В. В. Орленка.
Дополнительное:
“Очерки природы”, Д.Я.Беренбейм, “Экология Калининградской области”, Краснов Е.В., “Очерки истории Кенигсберга” А.Б. Губин, В.Н. Строкин. “Очерки Восточной Пруссии” Г.П.Кретинин”.
Фрагменты из видеофильма “Из Кёнигсберга в Калининград”, мультимедийная презентация школьной экскурсии: “Главная река моего города”.
Основное содержание урока
Течет река в гранитных берегах,
Течет спокойно, безмятежно.
Шумит вода и спрашивает нас:
“Что ждет ее в оковах тесных…?”.
Ход урока
I ЭТАП:
Организационный.
Создание мотивированной основы для поисково-исследовательской деятельности учащихся. Учителя приветствуют аудиторию.
Вводное слово учителя географии: объявляет тему, зачитывает эпиграф, учащиеся самостоятельно формулируют цель урока на основе осмысления эпиграфа урока. Учащиеся записывают тему в маршрутные листы урока. Учитель знакомит учащихся с формой урока. Вывод: наш урок посвящен теме взаимоотношений реки и человека на протяжении веков и объект нашего сегодняшнего исследования – река Преголя.
Учитель просит дать краткую
физико-географическую характеристику реки с
демонстрацией на настенной карте.
Учащийся:
Река Преголя образована от слияния рек Инструча и Анграпы, недалеко от этих мест находится город Черняховск. Длина Преголи – 123 км. Средняя глубина у истока 1,5 м в низовьях до 3,5 м. Питание рек смешанное. Тип водного режима – весеннее половодье. Река протекает по Прегольской низменности, которая является частью Русской равнины, следовательно – Преголя река равнинного типа. Для реки характерны сгонно-нагонные явления, вызванные частыми штормовыми западными ветрами, приводящими к нередким наводнениям.
Учитель истории знакомит присутствующих с проблемой (3 мин)
Вода – это составляющая нашего края. Она протекает мимо в водах реки города, она падает с неба порой непрерывным дождем. Как часто мы ругаем ее: за сырость, за холод, за не уютность, которая приходит вместе с ней.
Однако, если вдуматься, вода, река, – это неотъемлемая часть нашей истории. Река всегда была рядом с человеком и он оказывался под ее облагораживающим воздействием: она влияла на его культуру и духовный мир, воспитывала, кормила, спасала во времена войн, наказывала за причиненную ей боль, влияла на развитие видов хозяйственной деятельности. Как река как дарила свои богатства, так и создавала препятствия – проблемы, которые людям волей-неволей приходилось преодолевать при этом самосовершенствуясь.
Как ответил человек реке на эту воспитывающую заботу? Чем отблагодарил. Каким было это взаимодействие и каковы пути дальнейшего сотрудничества – вот проблемы нашего сегодняшнего занятия. И вы с ними знакомились на экскурсии “По берегам Преголи”. (Демонстрацию одноименной мультимедийной презентации представляют учащиеся).
II Этап:
Работа в экспертных группах:
Класс делится на 4 группы (6-7 человек) по временным отрезкам истории жизни реки с человеком.
Учитель географии представляет группы и главные эксперты получают инструктивные карточки.
I группа: “ Прегора – начало летописи”.
II группа: “Прегель средневековья”.
III группа: “Прегель – идустриальный”.
IY группа: “Преголя современная”.
Учитель истории знакомит учащихся с основными задачами работы групп.
Наша работа будет проходить в несколько этапов.
- Работа в группах по проблеме каждой группы: по предложенным заданиям на карточках – инструкторах с использованием историко-географических источников знаний. (В каждой из групп есть специалисты: географы, экологи, историки, культурологи, которые заполняют свои отчетные листы).
- Отчет групп, ознакомление со своими находками. Заполнение отчетной таблицы.
- Закрепление изученного материала.
- Обозначение перспектив дальнейшей работы по теме.
Учитель раздает карточки – инструкторы. (До 7-10 мин).
III Этап:
Отчет групп
:С использование интерактивной доски. Перед отчетом каждой группы идет демонстрация фрагментов видеофильма “Из Кенигсберга в Калининград”.
Технологическая карта урока
Схема урока:
Ход урока (основные этапы) |
Деятельность учителей |
Деятельность учащихся |
Предполагаемый ответ |
I этап Организационный Создание мотивированной основы поисково-исследовательской деятельности учащихся |
Приветствие аудитории Видеофрагмент из фильма “Из Кёнигсберга в Калининград”, преставление видеоматерилов экскурсии на р.Преголю. Вводное слово учителя географии. Объявляет задачу и форму урока. -Ребята, а что вы знаете о нашей реке? Почему ее так называют? - Почему мы назвали этот урок “ Река Преголя в судьбе моего края”? А всегда ли она имела такое значение для людей, живущих на ее берегах? Давайте обратимся к истории. |
Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетради. | В Калининградской области протекает
главная река – река Преголя, которая имеет
протяженность 123 км. Образована от слияния
Анграпы и Инструча, обладает судоходностью. (
ответ сопровождается показом реки на карте) Существует легенда о короле Виндвуде и его сыновьях,которые жили ХI в.Один из сыновей Само был женат на красивой и доброй девушке по имени Прегора. Поэтому главная река земли Само – Скара была переименована в Прегору. Река является для населения источником пресной воды, имеет транспортное значение, на берегах реки есть рекреационные зоны, находятся промышленные предприятия и т. д. |
II этап Работа в экспертных группах Изучение нового материала I группа: “Прегора: начало летописи”. |
– Одна из целей нашего урока Выявить
историческую роль реки в судьбе нашего края.
Оценить значение реки для жизни и хозяйственной
деятельности во временном пространстве. Итак,
работа в группах. Учащиеся получают инструктивные карточки с заданиями. Основная задача: оценить роль реки Преголи в жизни пруссов. |
Учителя выполняют роль консультантов, направлют деятельность учащихся. | Класс делится на 4 группы по 6-7 человек:
два историка-культуролога, физико – географ,
экономист, экологи. Группы формируются по временным отрезкам развития края. На основании теоретического материала отвечают на вопросы инструктивной карточки. |
II группа “Преголя средневековья” |
Основная задача: оценка роли реки в
жизни Восточной Пруссии. |
На основании теоретического материала отвечают на вопросы инструктивной карточки. | |
III группа “Прегель индустриальный” |
Основная задача: оценить значение реки в хозяйственной деятельности жителей Восточной Пруссии в IX-XX вв. | На основании теоретического материала отвечают на вопросы инструктивной карточки. | |
IY группа “Преголя” |
Основная задача: оценить роля реки для жизни и развития хозяйства в Советско-российский период. | На основании теоретического материала отвечают на вопросы инструктивной карточки. | |
III этап Отчет экспертных групп о проделанной работе. |
Эвристический диалог с представителями экспертных групп с привличением мультимедийных презентаций “Река Преголя – река времени”. | Учащиеся отчитываются о проделанной работе, делают соответствующие выводы по предложенным заданиям. | Заполняют листы отчетов, составляют паспорт реки. |
IY этап заключительный |
Учителя подводят учащихся к главному выводу урока о возникновении экологической проблемы реки | Учащиеся самостоятельно формулируют вывод | Записывают главный вывод в маршрутный лист урока |
V этап Закрепление |
Проводится тестирование по изученной теме | Отвечают на вопросы тестов | |
VI этап Оценочный |
Учителя благодарят учащихся за работу,
оценивают вместе с гостями маршрутный лист урока
“История-судьба реки-человек”. Выделяют работу лучших групп. |
Сдают работы на проверку |
Домашнее задание: Составить кроссворд “Река Преголя – река времени”.
Справочные материалы
1255 – основан город Кенигсберг, ныне Калининград.
Земля, на которой ныне стоит город Калининград, имеет давнюю историю. Еще в начале средних веков здесь жили племена пруссов, получившие свое название от Куршского залива, который издревле назывался Русною. Пруссы занимались земледелием, рыболовством, торговлей. Существовал так называемый Янтарный путь, связывающий землю пруссов с Адриатикой, городами Римской империи, куда доставлялось сырье и многочисленные изделия из него. Многие завоеватели покушались на земли древних пруссов, но самые трагические страницы связаны с нашествием Тевтонского Ордена. В 1233 году Орден приступил к планомерному покорению Пруссии.
В 1239 году немецкие рыцари сооружают замок Бальга – самый древний замок на территории нынешней Калининградской области, а в конце 1255 года на северном берегу реки Прегель, на месте сожженного и разграбленного прусского городища Твангесте, было положено начало строительству крепости Кенигсберг, что означает “Королевская гора”. К числу самых первых построек вблизи крепости относятся Штайндаммская кирха и водяные мельницы, а также поселения Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт. Эти три города развивали общественное самоуправление; в каждом из них имелась ратуша, суд и круглая печать. Название Кенигсберг принадлежало только замку-крепости на горе. Но в более общем смысле в те времена название Кенигсберг распространялось как на саму крепость, так и на три города рядом с крепостью.
В начале XIV века завершилось формирование городов рядом с крепостью Кенигсберг. Прибывшие из Германии переселенцы налаживали хозяйство. Из их среды выделились шорники, скорняки, кузнецы, столяры, пекари, башмачники, бондари. Развивалась торговля. В 1339 году Альтштадт первым вошел в торговый союз северных городов Ганзу. Потом членами союза стали Кнайпхоф и Лебенихт. В 1618 году началась Тридцатилетняя война (между двумя религиозными течениями за господство в Европе – протестантским и католическим), принесшая Пруссии достаточно бедствий. Находясь в зависимости от Польши, Пруссия была вынуждена примкнуть к католическому течению. В 1626 году шведский король Густав Адольф практически без боя захватил всю прибрежную часть Восточной Пруссии. Кенигсберг шведы пощадили, но потребовали от городских властей немедленно заняться модернизацией укреплений города. В результате было построено пятнадцатикилометровое городское кольцо укреплений.
В 1657 году было создано Бранденбургско-Прусское государство. Столицей его стал Берлин. В том же году была сооружена крепость Фридрихсбург для надежного прикрытия Кенигсберга со стороны залива. В 1724 году города Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт объединяются в один – Кенигсберг. С 1756 по 1763 год Пруссия была втянута в Семилетнюю войну, в которой участвовали также Англия, Россия, Австрия и Франция. Это была борьба за колонии и господство на море. В 1758 году в Кенигсберг вошли русские войска, которые пробыли там до 1762 года, когда русский царь Петр III заключил мир с Пруссией.
В 1807 году в Кенигсберге были отменены личная зависимость крестьян от помещиков и привилегии дворян по владению землей. Все граждане получили право продавать и покупать землю. В 1808 году была проведена городская реформа. Все важнейшие городские дела передавались в руки выборных органов. Созданы городская дума и магистрат.
В 1830 году в Кенигсберге появился первый водопровод. В том же году была основана фирма Штайнфурта, которая позже начала выпускать железнодорожные вагоны. В 1865 году пошел первый поезд по линии Кенигсберг – Пиллау, в 1885 году – по линии Кннигсберг – Кранц. В 1871 году город вошел в состав Германии. К концу XIX века на расстоянии пяти-семи километров от города сооружено оборонительное кольцо укреплений, состоящих из 12 фортов, трех полуфортов и вспомогательных сооружений. Таким образом, Кенигсберг стал одной из самых больших крепостей Германии. С 1933 года для Кенигсберга, так же как и для всей Германии, начался период фашизма. Город был разделен на уличные и домовые участки. Руководство осуществлялось нацистской партией. 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, развязав тем самым вторую мировую войну.
На Ялтинской конференции в феврале 1945 года главы СССР, США и Англии практически решили вопросы, связанные с будущим послевоенным обустройством границ Польши и Восточной Пруссии, правда, о Кенигсберге говорилось вскользь. Более подробно к проблеме Кенигсберга главы стран-союзниц вернулись уже на Конференции в Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945 года), уже по окончании военных действий в Европе. Свои предложения относительно Кенигсбергской области советская делегация передала делегациям США и Англии для рассмотрения 22 июля, а уже 23 июля этот вопрос стоял в повестке дня. И США и Англия подтвердили свое согласие о передаче СССР Кенигсберга и прилегающего района, тем самым признав необходимым исключить Восточную Пруссию из состава Германии и передать ее территории Польше и СССР. (Хельсинское Совещание в 1975 году и встреча министров иностранных дел в сентябре 1990 года в Москве окончательно урегулировали вопрос о нерушимости всех послевоенных границ.) 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об образовании Кенигсбергской области в составе РСФСР. 4 июля 1946 года Кенигсберг был пере1255 – основан город Кенигсберг, ныне Калининград.
Остались реки без защиты
Калининградский арбитражный суд разрешил сброс отравляющих веществ
В Калининградской области продолжается экологическая война. В атаку пошли присланные Министерством природных ресурсов РФ инспекторы по охране окружающей среды. В Калининграде и Советске остановлены два крупнейших градообразующих целлюлозно-бумажных комбината, на грани остановки и Неманское целлюлозно-бумажное предприятие.
"НГ" неоднократно проводила в Калининградской области акции с целью привлечь внимание общественности, ученых и специалистов к судьбе рек Прегель и Неман. Экспедиция "Балтийская Русь-2002" проходила летом этого года. Тогда "НГ" рассказывала об ущербе, наносимом экологии янтарного края указанными целлюлозно-бумажными комбинатами, отравляющими рыбохозяйственные водоемы области сточными водами с химическими примесями.
Специальная комиссия Министерства природных ресурсов, в состав которой вошли государственные инспекторы службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности из 12 регионов, в течение 10 дней работала на Немане и Прегеле, брала пробы воды, изучала ее состав. Подверглись проверке все целлюлозно-бумажные предприятия области.
Результаты проверки оказались весьма плачевными. В частности, в актах, составленных по результатам работы комиссии, говорится, что основным и наиболее серьезным с точки зрения воздействия на окружающую среду нарушением является сброс неочищенных сточных вод в Неман и Прегель. Например, сброс загрязненных сточных вод ЗАО "Цепрусс" приводит к тому, что в воде реки Прегель содержание сульфат ионов превышает предельно допустимую концентрацию в 2,8 раза, хлоридов – в 4,6 раза, фенола – в 4,8 раза. Такая же обстановка сложилась на Советском и Неманском предприятиях.
Результаты проверок были изложены на совещании у губернатора Калининградской области Владимира Егорова, на котором присутствовали все руководители проинспектированных предприятий. Учитывая характер выявленных нарушений, комиссия выдала предписание о приостановлении хозяйственной деятельности ОАО "Советский целлюлозно-бумажный завод" и ЗАО "Цепрусс" и об ограничении сброса сточных вод на ООО "Неманский целлюлозно-бумажный завод". Губернатор Егоров пообещал, что будет просить Михаила Касьянова о выделении 50 млн. долл. на очистные сооружения этих предприятий. Более того, деньги нужны еще и на капитальный ремонт.
Акты о замораживании хозяйственной деятельности Советского и Калининградского ЦБК комиссия министерства оставила для исполнения калининградскому Управлению природных ресурсов Минприроды. Но, по заверению заместителя начальника Управления Виктора Лепнухова, они не могут выполнить распоряжение своего начальства, поскольку Калининградский арбитражный суд до начала судебного разбирательства позволил предприятиям работать. Так и льются ежедневно фенол и ядовитые вещества в Неман и Прегель, отравляя окружающую среду не только России, но и Литвы и Польши.
Литература
- Винокурова Н. Ф. Природопользование. Учебник для 10 – 11 классов профильной школы. – М., 1995.
- Калининградская область: Очерки природы. Сост. Беренбейм Д. Я. – Калининград, 1999.
- Краснов Е. В. и др. Экология Калининградской области. – Калининград, 1999.
- Манусов В. М. Эколого-экономические проблемы Польши // География в школе. – 1997, № 2.
- Орленок В. В. и др. География янтарного края. – Калининград, 2004.
- Географический атлас Калининградской области.Гл. ред. В. В. Орленок. – Калининград, 2007г.
- Кретинин Г. П. “Очерки Восточной Пруссии”, Изд-во Янтарный сказ, 2002.
- Губин А. Б. , Строкин В. Н. Очерки истории Кёнигсберга, Калининградское книжное издательство, 1991 год.
Заполни пропуски:
Река Преголя образована от слияния рек………и …….., недалеко от этих мест находится город…………Длина Преголи……км. Средняя глубина у истока….., в низовьях……..м. Питание реки…………Тип водного режима…………Преголя река …….типа. Для реки характерны……………..явления, вызванные частыми штормовыми……..западными ветрами, приводящими к …………Современная гидрохимическая и гидрологическая обстановка реки в г. Калининграде ………….Появление……….. вызвана антропогенными причинами. Основные загрязнители воды в реке:………………………и предприятия……….. Обнаруженный в реке………..выделяется в воздушную среду. Рекомендуются следующие первоочередные меры по спасению реки:
1.Остановка на летний период на плановый ремонт ………….. предприятие.
2.Введение на предприятиях, расположенных на берегах Преголи ………..снабжения и строительство ………..сооружений.
3.Сократить объемы………………строительства.
4.Восстановить остров……., как гаранта положительного влияния на гидрологическую обстановку реки Преголя.
Слова для отбора:
2-3 м., западные, р.Анграпа, неблагоприятная, наводнения, сероводород, р. Инструч, 123 км., смешанное, 1,5 м., равнинного, г.Черняховск, весеннее половодье, коммунально-бытовые предприятия, целлюлозно-бумажной промышленности, водооборотное снабжение, очистные сооружения, гражданского строительства, о.Коссе, сгонно-нагонные явления.
Отчетный лист экологов
Источники загрязнения |
Виды загрязняющих веществ. |
Состояние реки | Время |
Название предприятий: |
Вывод об экологическом состоянии реки Преголи:
Вопросы для специалистов Областного эколого-биологического центра и зоопарка по проблеме экологического состояния внутренних вод Калининградской области: