Пояснительная записка
Понятие “исследовательский” в применении к школе связывается с научным поиском обучающихся; исследовать – значит подвергнуть научному познанию.
Исследовательский метод, по мнению И. Я. Лернера, предполагает такую познавательную деятельность обучающихся, когда они используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, в ходе добывания нового знания непосредственно знакомятся с методами исследования.
В приобщении обучающихся к исследовательской работе невозможно обойтись без овладения определенной суммой знаний, используя обычные приемы воспроизведения. Обогащение учебно-познавательной деятельности обучающихся элементами исследовательской работы предполагает следование этапам научного мышления, поиск обучающимися дополнительной информации, сочетание творческой и воспроизводящей деятельности школьника. И только на высшем уровне, когда обучающийся в своей работе не ограничивается усвоением новых, предлагаемых учителем знаний, а привносит в этот процесс нечто свое, оригинальное, раскрывает новые стороны изучаемых проблем, использует более широкий круг источников знаний, в этом случае деятельность обучающихся основными своими чертами сближается с исследовательской.
Курс “Организация исследовательской деятельности” предназначен для учащихся 9-11 классов и направлен на формирование исследовательских навыков обучающихся.
Целями данного курса являются:
- образовательная заключается в активации мыслительной деятельности обучающихся, в формировании дополнительных знаний обучающихся в ходе проведения исследования, а также в обучении их структуре исследования по интересующей теме;
- воспитательная – в формировании самостоятельности и ответственности, в формировании умения планировать и организовывать свою деятельность;
- развивающая – заключается в развитии творческого потенциала обучающихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей.
Данный курс решает следующие задачи:
- знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности обучающихся;
- формирование у обучающихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- развитие познавательной самостоятельности и активности обучающихся;
- формирование у обучающихся потребности к целенаправленному самообразованию;
- развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
- развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности;
- формирование навыков презентации результатов собственной деятельности, публичных выступлений.
Ожидаемый результат
Обучающийся имеет представление о:
- понятиях проблема, цели и задачи исследования, методы исследования, конспект, план, библиография;
- правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
- правилах организации и этапах исследовательской деятельности;
- эффективных способах презентации результатов исследования
и умеет:
- работать в библиотеке;
- находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
- конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
- ставить цели и задачи исследования;
- подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам;
- оформлять результаты своего исследования;
- выступать перед аудиторией с презентацией результатов собственной деятельности.
Обучающийся приобретает опыт:
- работы с различными информационными ресурсами;
- анализа и конспектирования литературы;
- постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;
- определения целей и задач исследования;
- самостоятельной организации исследовательской деятельности;
- рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности;
- оформления результатов исследования на электронных и бумажных носителях;
- публичной защиты результатов собственного исследования.
Методы обучения – самостоятельная индивидуальная и групповая работа, исследовательская деятельность.
Форма организации учебного процесса – теоретические знания, практическая работа.
Исследовательская деятельность обучающихся предполагает индивидуальное консультирование учителя.
Курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю.
Итоговый контроль осуществляется в виде презентации результатов проведенного исследования на Школьной научно-практической конференции “Ведай неведомое”.
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание занятия |
1. |
Исследовательская деятельность: понятие, возможности, перспективы (лекция 1). Диагностика обучающихся |
Сущность исследовательской деятельности, методы научного исследования. Изучение интеллектуального потенциала школьников (тестирование) |
2. |
Проблема исследования, тема, объект и предмет исследования, цель и задачи. (лекция 2, памятка №1) |
Проблема как “знание о незнании”. Выявление и формулировка проблемы. Тема и её актуальность. Практическая и научная актуальность. Цель, задачи, логика исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования |
3. |
Методы научного познания (лекция 2) |
Понятие метода, классификация методов познания по различным критериям, выбор метода исследования в соответствии с поставленными задачами |
4. |
Практическая работа “Выбор темы исследования” |
Выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, подбор методов исследования |
5. |
Виды исследовательских работ. Этапы работы над научным исследованием (памятка №2) |
Основные формы исследовательских работ, их структура; основные этапы работы над научным исследованием |
6. |
Структура научно-исследовательской работы (памятка №3) |
Структурные элементы научно-исследовательской работы |
7. |
Организация работы с литературными источниками (лекция 3) |
Чтение учебной и научной литературы. Организация чтения. Работа с текстом. Письменная организация материала |
8. |
Введение: правила написания |
Обоснование актуальности темы, формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования |
9. |
Практическая работа “Написание введения по теме исследования” |
Работа над написанием введения по теме исследования |
10. |
Работа над основной частью |
Структура глав. Язык и стиль научной работы. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы |
11– 18. |
Индивидуальные консультации по исследовательской деятельности и написанию основной части работы |
Работа над основной частью: проведение исследования и описание его результатов |
19. |
Заключение. Список литературы. Приложения (лекция 5) |
Выводы по результатом проведенного исследования. Оформление списка литературы |
20– 21. |
Практическая работа “Заключение. Список литературы. Приложения” |
Написание заключения, оформление списка литературы и приложений |
22. |
Требования к оформлению научно-исследовательских работ. Практическая работа |
Оформление работы в соответствии с представленными требованиями |
23. |
Оценка исследовательских работ учащихся (памятка №4). Самодиагностика: рефлексивный отчет о проделанной работе |
Рефлексивный анализ проделанной работы |
24. |
Защита результатов исследования. Структура доклада (лекция 6, памятка №5) |
Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории |
25– 26. |
Практическая работа “Написание доклада” |
Написание доклада |
27. |
Презентация результатов проведенного исследования (лекция 7) |
Требования к содержанию и оформлению презентации |
28– 29. |
Практическая работа “Использование мультимедийных презентаций для сопровождения выступления” |
Создание презентации с использованием программы MS PowerPoint |
30. |
Культура выступления (лекция 8, памятка №6, №7) |
Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи: дикция, инотация, пауза. Искусство отвечать на вопросы |
31– 32. |
Индивидуальные консультации |
Подготовка к выступлению по теме исследования |
33– 34. |
Защита научно-исследовательской работы на конференции |
Выступление на научно-исследовательской конференции |
35. |
Итоговый урок по материалу курса |
Список литературы
- Герасимов Н. Г. Структура научного исследования. – М., 1985.
- Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001.
- Приходько П. Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск, 1979.
- Рузавин Г. И. Методы научного исследования. – М., 1974.