Программа элективного курса "Организация исследовательской деятельности обучающихся 9–11-х классов"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Понятие “исследовательский” в применении к школе связывается с научным поиском обучающихся; исследовать – значит подвергнуть научному познанию.

Исследовательский метод, по мнению И. Я. Лернера, предполагает такую познавательную деятельность обучающихся, когда они используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, в ходе добывания нового знания непосредственно знакомятся с методами исследования.

В приобщении обучающихся к исследовательской работе невозможно обойтись без овладения определенной суммой знаний, используя обычные приемы воспроизведения. Обогащение учебно-познавательной деятельности обучающихся элементами исследовательской работы предполагает следование этапам научного мышления, поиск обучающимися дополнительной информации, сочетание творческой и воспроизводящей деятельности школьника. И только на высшем уровне, когда обучающийся в своей работе не ограничивается усвоением новых, предлагаемых учителем знаний, а привносит в этот процесс нечто свое, оригинальное, раскрывает новые стороны изучаемых проблем, использует более широкий круг источников знаний, в этом случае деятельность обучающихся основными своими чертами сближается с исследовательской.

Курс “Организация исследовательской деятельности” предназначен для учащихся 9-11 классов и направлен на формирование исследовательских навыков обучающихся.

Целями данного курса являются:

  • образовательная заключается в активации мыслительной деятельности обучающихся, в формировании дополнительных знаний обучающихся в ходе проведения исследования, а также в обучении их структуре исследования по интересующей теме;
  • воспитательная – в формировании самостоятельности и ответственности, в формировании умения планировать и организовывать свою деятельность;
  • развивающая – заключается в развитии творческого потенциала обучающихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей.

Данный курс решает следующие задачи:

  • знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности обучающихся;
  • формирование у обучающихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
  • формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
  • развитие познавательной самостоятельности и активности обучающихся;
  • формирование у обучающихся потребности к целенаправленному самообразованию;
  • развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
  • развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности;
  • формирование навыков презентации результатов собственной деятельности, публичных выступлений.

Ожидаемый результат

Обучающийся имеет представление о:

  • понятиях проблема, цели и задачи исследования, методы исследования, конспект, план, библиография;
  • правилах и этапах научной организации учебного труда, организации исследования;
  • правилах организации и этапах исследовательской деятельности;
  • эффективных способах презентации результатов исследования

и умеет:

  • работать в библиотеке;
  • находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
  • конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
  • ставить цели и задачи исследования;
  • подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам;
  • оформлять результаты своего исследования;
  • выступать перед аудиторией с презентацией результатов собственной деятельности.

Обучающийся приобретает опыт:

  • работы с различными информационными ресурсами;
  • анализа и конспектирования литературы;
  • постановки проблемы, обоснования актуальности исследования;
  • определения целей и задач исследования;
  • самостоятельной организации исследовательской деятельности;
  • рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности;
  • оформления результатов исследования на электронных и бумажных носителях;
  • публичной защиты результатов собственного исследования.

Методы обучения – самостоятельная индивидуальная и групповая работа, исследовательская деятельность.

Форма организации учебного процесса – теоретические знания, практическая работа.

Исследовательская деятельность обучающихся предполагает индивидуальное консультирование учителя.

Курс рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю.

Итоговый контроль осуществляется в виде презентации результатов проведенного исследования на Школьной научно-практической конференции “Ведай неведомое”.

№ занятия

Тема занятия

Содержание занятия

1.

Исследовательская деятельность: понятие, возможности, перспективы (лекция 1). Диагностика обучающихся

Сущность исследовательской деятельности, методы научного исследования. Изучение интеллектуального потенциала школьников (тестирование)

2.

Проблема исследования, тема, объект и предмет исследования, цель и задачи. (лекция 2, памятка №1)

Проблема как “знание о незнании”. Выявление и формулировка проблемы. Тема и её актуальность. Практическая и научная актуальность. Цель, задачи, логика исследования. Цель как представление о результате, правила постановки целей и задач исследования

3.

Методы научного познания (лекция 2)

Понятие метода, классификация методов познания по различным критериям, выбор метода исследования в соответствии с поставленными задачами

4.

Практическая работа “Выбор темы исследования”

Выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, подбор методов исследования

5.

Виды исследовательских работ. Этапы работы над научным исследованием (памятка №2)

Основные формы исследовательских работ, их структура; основные этапы работы над научным исследованием

6.

Структура научно-исследовательской работы (памятка №3)

Структурные элементы научно-исследовательской работы

7.

Организация работы с литературными источниками (лекция 3)

Чтение учебной и научной литературы. Организация чтения. Работа с текстом. Письменная организация материала

8.

Введение: правила написания

Обоснование актуальности темы, формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования

9.

Практическая работа “Написание введения по теме исследования”

Работа над написанием введения по теме исследования

10.

Работа над основной частью

Структура глав. Язык и стиль научной работы. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы

11– 18.

Индивидуальные консультации по исследовательской деятельности и написанию основной части работы

Работа над основной частью: проведение исследования и описание его результатов

19.

Заключение. Список литературы. Приложения (лекция 5)

Выводы по результатом проведенного исследования. Оформление списка литературы

20– 21.

Практическая работа “Заключение. Список литературы. Приложения”

Написание заключения, оформление списка литературы и приложений

22.

Требования к оформлению научно-исследовательских работ. Практическая работа

Оформление работы в соответствии с представленными требованиями

23.

Оценка исследовательских работ учащихся (памятка №4). Самодиагностика: рефлексивный отчет о проделанной работе

Рефлексивный анализ проделанной работы

24.

Защита результатов исследования. Структура доклада (лекция 6, памятка №5)

Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории

25– 26.

Практическая работа “Написание доклада”

Написание доклада

27.

Презентация результатов проведенного исследования (лекция 7)

Требования к содержанию и оформлению презентации

28– 29.

Практическая работа “Использование мультимедийных презентаций для сопровождения выступления”

Создание презентации с использованием программы MS PowerPoint

30.

Культура выступления (лекция 8, памятка №6, №7)

Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи: дикция, инотация, пауза. Искусство отвечать на вопросы

31– 32.

Индивидуальные консультации

Подготовка к выступлению по теме исследования

33– 34.

Защита научно-исследовательской работы на конференции

Выступление на научно-исследовательской конференции

35.

Итоговый урок по материалу курса

 

Список литературы

  1. Герасимов Н. Г. Структура научного исследования. – М., 1985.
  2. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001.
  3. Приходько П. Т. Азбука исследовательского труда. – Новосибирск, 1979.
  4. Рузавин Г. И. Методы научного исследования. – М., 1974.