Цели урока:
– организовать деятельность учащихся по
развитию умения классифицировать слова по
вопросам и значению, закреплению знаний о частях
речи и правописанию;
– содействовать развитию монологической и
диалогической речи;
– создать условия для развития у школьников
умения работать во времени, осуществлять
самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Оборудование:
– опорные таблицы “Части речи”, “Однородные
члены предложения”;
– карточки со словарными словами.
– учебник “Русский язык. 3 класс” (авторы
С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко,
В.Ю.Романова) – М., “Вентана-Граф”, 2006.
– рабочая тетрадь “Учусь писать без ошибок” –
М., “Вентана-Граф”, 2008.
Ход урока
I. Организационный момент и мотивация.
– Ребята! На уроке ни одна минута не должна пройти впустую. Для этого нужно настроиться на работу. Вспомним наши правила: (учащиеся читают хором)
Мои глаза хорошо видят.
Мои уши xopoшo слышат.
Я всё запоминаю.
II. Каллиграфическая минутка
.– А сейчас чистописание.
Приложите свои старания.
И посадку при письме
Покажите-ка вы мне.
– Индивидуальная дифференцированная работа.
Учащиеся прописывают буквы и соединения по образцам в свих тетрадях.
Запись числа в рабочих тетрадях.
III. Проверка домашнего задания и индивидуальный опрос.
а) Индивидуальный опрос:
1-й ученик – перфокарта на слова с орфограммой “Безударные гласные в корне слова”.
У доски: 2-й ученик — сделать буквенную запись слов:
[галава]-
[сакал,иный,]-
[дарагой,]-
[малад,ожный,]-
3-й ученик – найти и подчеркнуть однородные члены предложения и поставить необходимые запятые
Заря была холодная тихая чистая.
Кукушка не вьёт гнезда и не выкармливает птенцов.
Туман не поднялся клубами а замёрз и лёг на поляну инеем.
б) Проверка домашнего задания:
1-й ученик – на доске вставляет пропущенные буквы в слова из текста дом. упражнения (Тетрадь “Учусь писать без ошибок” № 93) и объясняет орфограмму; на доске:
имя существительное | имя прилагательное | глагол |
г…в…рун | м…л…дой | з…вут |
г…л...са | кр…сивый | ж…вут |
з…л...той | ст…р…жить |
– Учащиеся класса записывают слова под диктовку, классифицируя их по частям речи.
– Самоконтроль (сравнение с образцом на доске), обсуждение ошибок.
IV. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы начинаем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное.
Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования сохранялись в языке. По исследованиям учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть всё то, что его окружает.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
Эти слова может сказать о себе каждый человек. Имена существительные таят в себе много интересного, ещё неизвестного вам. Что же мы узнаем о нём и на какие вопросы сможем ответить, изучив этот раздел учебника?
– Чтение “цепочкой” У. с. 126
– Знает ли кто из вас ответ на какой-либо из этих вопросов?
V. Актуализация опорных знаний
– Фронтальная беседа по вопросам:
Что вы знаете об имени существительном?
Как определить часть речи?
– Прочитайте слова на доске. Выпишите только имена существительные. Как определяли имя существительное? (фронтальная проверка)
Слова на доске: рисовать, небо, звери, аккуратный, яблоко, дождь, сильный, кактус, вырастать, орёл, лес, дремучий, очень, хорошо, нести, ветер.
VI. Классификация существительных по вопросам и значению
1) Загадки:
1. Что за художник
У окна побывал?
Что за художник
Окно разрисовал? (мороз)
2. Кто родится с усами,
Но с закрытыми глазами? (кот)
– Почему в первой загадке поставлен вопрос – что?, а во второй – кто?
– Давайте подумаем и закончим предложение правильно.
– Работа с рубрикой “Давай подумаем” учебник с. 127
– Самостоятельная работа – упр.2.
(Двое учащихся выполняют это задание у доски по вариантам)
– Взаимоконтроль, анализ ошибок.
2) Словарная работа: разбор по составу и объяснение орфограммы слова девочка.
VII. Физкультминутка
VIII. Формирование новых знаний и закрепление изученного материала
.1) Задание: перечитайте записанные слова и подумайте, можно ли их объединить в группы?
Например:
Девочка, учитель – люди.
Корова, петух, кошка, сова, комар – животные.
Бумага, ручка – учебные принадлежности...
– Игровое упражнение: “Назови одним словом”
Футболист, хоккеист, волейболист – (спортсмены).
Брусника, черника, земляника – (ягоды).
Шкаф, парта, стол, стул – (мебель).
Костюм, пальто, кофта, платье – (одежда).
Весна, лето, осень, зима – (времена года).
– Почему такие разные по значению слова мы относим к одной части речи – имени существительному и говорим, что они называют предметы?
2) Работа с правилом: учебник с. 127
3) Работа в парах: упр. 4, с 128. Распределите имена существительные по группам и запишите в тетрадь. Будьте внимательны, советуйтесь с товарищем.
Фронтальная проверка.
– Какие слова не выписали? Почему?
IX. Итог урока, рефлексия.
– Что нового узнали об имени существительном?
– Что мы понимаем под названиями предметов?
– Что понравилось на уроке?
– Что не понравилось?
– Какое задание хотелось бы выполнить ещё раз?
– Домашнее задание: учебник с. 127 упражнение №3, выучить правило (комментарии и рекомендации).