Урок русского языка в 3-м классе по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– организовать деятельность учащихся по развитию умения классифицировать слова по вопросам и значению, закреплению знаний о частях речи и правописанию;
– содействовать развитию монологической и диалогической речи;
– создать условия для развития у школьников умения работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Оборудование:

– опорные таблицы “Части речи”, “Однородные члены предложения”;
– карточки со словарными словами.
– учебник “Русский язык. 3 класс” (авторы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова) – М., “Вентана-Граф”, 2006.
– рабочая тетрадь “Учусь писать без ошибок” – М., “Вентана-Граф”, 2008.

Ход урока

I. Организационный момент и мотивация.

– Ребята! На уроке ни одна минута не должна пройти впустую. Для этого нужно настроиться на работу. Вспомним наши правила: (учащиеся читают хором)

Мои глаза хорошо видят.
Мои уши xopoшo слышат.
Я всё запоминаю.

II. Каллиграфическая минутка.

– А сейчас чистописание.
Приложите свои старания.
И посадку при письме
Покажите-ка вы мне.

– Индивидуальная дифференцированная работа.

Учащиеся прописывают буквы и соединения по образцам в свих тетрадях.

Запись числа в рабочих тетрадях.

III. Проверка домашнего задания и индивидуальный опрос.

а) Индивидуальный опрос:

1-й ученик – перфокарта на слова с орфограммой “Безударные гласные в корне слова”.

У доски: 2-й ученик — сделать буквенную запись слов:

[галава]-
[сакал,иный,]-
[дарагой,]-
[малад,ожный,]-

3-й ученик – найти и подчеркнуть однородные члены предложения и поставить необходимые запятые

Заря была холодная тихая чистая.

Кукушка не вьёт гнезда и не выкармливает птенцов.

Туман не поднялся клубами а замёрз и лёг на поляну инеем.

б) Проверка домашнего задания:

1-й ученик – на доске вставляет пропущенные буквы в слова из текста дом. упражнения (Тетрадь “Учусь писать без ошибок” № 93) и объясняет орфограмму; на доске:

имя существительное имя прилагательное глагол
г…в…рун м…л…дой з…вут
г…л...са кр…сивый ж…вут
  з…л...той ст…р…жить

– Учащиеся класса записывают слова под диктовку, классифицируя их по частям речи.

– Самоконтроль (сравнение с образцом на доске), обсуждение ошибок.

IV. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы начинаем изучать одну из самостоятельных частей речи – имя существительное.

Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования сохранялись в языке. По исследованиям учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть всё то, что его окружает.

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

Эти слова может сказать о себе каждый человек. Имена существительные таят в себе много интересного, ещё неизвестного вам. Что же мы узнаем о нём и на какие вопросы сможем ответить, изучив этот раздел учебника?

– Чтение “цепочкой” У. с. 126

– Знает ли кто из вас ответ на какой-либо из этих вопросов?

V. Актуализация опорных знаний

– Фронтальная беседа по вопросам:

Что вы знаете об имени существительном?

Как определить часть речи?

– Прочитайте слова на доске. Выпишите только имена существительные. Как определяли имя существительное? (фронтальная проверка)

Слова на доске: рисовать, небо, звери, аккуратный, яблоко, дождь, сильный, кактус, вырастать, орёл, лес, дремучий, очень, хорошо, нести, ветер.

VI. Классификация существительных по вопросам и значению

1) Загадки:

1. Что за художник
У окна побывал?
Что за художник
Окно разрисовал? (мороз)

2. Кто родится с усами,
Но с закрытыми глазами? (кот)

– Почему в первой загадке поставлен вопрос – что?, а во второй – кто?

– Давайте подумаем и закончим предложение правильно.

– Работа с рубрикой “Давай подумаем” учебник с. 127

– Самостоятельная работа – упр.2.

(Двое учащихся выполняют это задание у доски по вариантам)

– Взаимоконтроль, анализ ошибок.

2) Словарная работа: разбор по составу и объяснение орфограммы слова девочка.

VII. Физкультминутка

VIII. Формирование новых знаний и закрепление изученного материала.

1) Задание: перечитайте записанные слова и подумайте, можно ли их объединить в группы?

Например:

Девочка, учитель – люди.

Корова, петух, кошка, сова, комар – животные.

Бумага, ручка – учебные принадлежности...

– Игровое упражнение: “Назови одним словом”

Футболист, хоккеист, волейболист – (спортсмены).

Брусника, черника, земляника – (ягоды).

Шкаф, парта, стол, стул – (мебель).

Костюм, пальто, кофта, платье – (одежда).

Весна, лето, осень, зима – (времена года).

– Почему такие разные по значению слова мы относим к одной части речи – имени существительному и говорим, что они называют предметы?

2) Работа с правилом: учебник с. 127

3) Работа в парах: упр. 4, с 128. Распределите имена существительные по группам и запишите в тетрадь. Будьте внимательны, советуйтесь с товарищем.

Фронтальная проверка.

– Какие слова не выписали? Почему?

IX. Итог урока, рефлексия.

– Что нового узнали об имени существительном?

– Что мы понимаем под названиями предметов?

– Что понравилось на уроке?

– Что не понравилось?

– Какое задание хотелось бы выполнить ещё раз?

– Домашнее задание: учебник с. 127 упражнение №3, выучить правило (комментарии и рекомендации).