Цели урока:
- отработка навыков расчета расстояния между населенными пунктами по карте и на местности с использованием масштаба;
- обобщение и актуализация знаний, полученных на уроках математики, географии, истории, ОБЖ, информатики;
- расширение кругозора учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы урока, запись темы в тетрадь.
Сообщение о форме проведения урока: урок-путешествие.
Вспомним уроки ОБЖ. Что необходимо продумать, собираясь в путешествие?
Запись плана урока в тетрадь:
1.Маршрут движения (км);
2.Время движения (ч); Каким образом мы будем путешествовать
3.Транспортное средство (ТБ);
4.Продукты питания (руб);
5.Одежда (климат, погода).
2. Объяснение учителя. (Инструктаж учителя по выполнению заданий):
Задание:
Мы отправляемся из города оружейников в столицу России, а затем на 715 км к востоку.
Выполнение задания:
Результаты выполнения заданий оформляются в маршрутных листах (см. приложение 1).
Одновременно учитель демонстрирует презентацию (см. Приложение 2)
1. Пункт отправления: город Тула.
2. Пункт пересадки: город Москва (записывается по смыслу задания).
3. Измерить расстояние по карте на доске (2,8см)
4. Определить масштаб карты.
5. Рассчитать расстояние между Тулой и Москвой на местности, используя эти данные.
6. Рассчитать расстояние между Москвой и пунктом прибытия на карте.
7. Определить, используя полученный результат, пункт прибытия.
8. Пункт прибытия: город Казань.
9. Записать полученные результаты в маршрутный лист.
10. Найдем общее расстояние путешествия.(897км)
11. Записать полученные результаты в маршрутный лист.
12. Выбор транспортного средства на участке от Тулы до Москвы: автобус.
13. Приблизительная скорость 60 км/ч.
14. Расчет времени движения на участке от Тулы до Москвы (3ч).
15. Вспомним правила поведения в автобусе.
16. Выбор транспортного средства на участке от Москвы до Казани: поезд;
17. Приблизительная скорость 90 км/ч;
18. Расчет времени движения на участке от Москвы до Казани (8ч).
19. Вспомним правила поведения в поезде;
20. Расчет общего времени движения: 3+8=11(ч).
21. Записать полученные результаты в маршрутный лист.
22. Определить перечень необходимых продуктов: вода, колбаса, хлеб, хрустящий картофель, фрукты (яблоко).
23. Определить количество необходимых продуктов на одного человека, их цену (записать в тетрадь):
Вода – 1бутылка – 10 рублей;
Колбаса – 350 г – 240 рублей;
Хлеб – 0,5 батона – 10 рублей;
Хрустящий картофель – 3пачки – 11рублей;
Яблоки – 600 г – 65 рублей.
24. Расчет стоимости всех продуктов на одного человека (171 рубль).
25. Записать полученные результаты в маршрутный лист.
26. Определить географическое месторасположение пунктов путешествия.
27. Так как географическая широта, а значит и климат приблизительно одинаков, то одежда соответствует той, которую мы носим: теплая куртка (шуба), зимние сапоги, теплая шапка.
28. Записать полученные результаты в маршрутный лист.
После выполнения работы получаем заполненный маршрутный лист (см. Приложение 3)
3. Закрепление полученной информации (разноуровневая индивидуальная работа).
1. Атлас 9 класс стр.38, Поволжье.
Маршрут путешествия:
Волгоград – Тольятти – 252 км к северу от Тольятти.
- Атлас 8 кл, стр. 38, Центральная Россия.
- Атлас 8 кл, стр. 39, Европейский юг.
- Атлас 10 кл., стр. 4 (маленькая).
- Атлас 9 кл, стр. 30.
Маршрут путешествия:
Город с названием птицы – Город Левши – 180 км к северу.
Маршрут путешествия:
Город-герой Сталинград – город проведения Зимних Олимпийских игр 2014 года – к северу на 402 км.
Маршрут путешествия.
Из города, построенного Петром I, отправляемся в город с Эйфелевой башней. Насладившись красотами этого города, отправляемся в самую северную столицу Европы.
Маршрут путешествия.
Насладившись прекрасной экспозицией Эрмитажа, отправляемся в город, где собиралось народное вече, а затем на 510 км к востоку.
4. Домашнее задание:
1.Оформить маршрутные листы, согласно полученным заданиям.
2. Творческое задание: создать презентацию “Путешествуем по карте” согласно маршруту в индивидуальных карточках.