Интегрированный урок русского языка и окружающего мира (2-й класс (1–4))

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Познакомить с правилами написания суффиксов -онок, -ёнок, отрабатывать алгоритм применения правила и раскрыть меры, необходимые для спасения животных, занесённых в Красную книгу.
  2. Воспитывать любовь к родной природе и формировать элементы экологической культуры.
  3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память.

Оборудование: тетрадь по русскому языку; картинки с изображением белого медведя, тигра, журавля, морской коровы; опорные карточки «Охрана животных и растений».

Ход урока

I. Организационный момент. 

Прозвенел звонок для нас.
Мы зашли тихонько в класс,
Очень тихо мы присели,
Друг на друга посмотрели.
Будем думать, не гадать,
Начинаем точно в срок
Свой ответ доказывать.
Удивительный урок.

II. Ситуация успеха.

У: Тему сегодняшнего урока вы назовёте сами, но сначала послушайте вот такую невероятную историю. Я вчера написала на доске очень важные для сегодняшнего урока слова. Но ночью пришел Мумзик, и сгрыз некоторые буквы. (Мумзик – фантастическое существо, которое постоянно что-то грызёт и ставит учащихся в затруднительное положение). (Слайд 1)

– Ребята, скажите какие буквы сгрыз Мумзик?

Д: Это фантастическое существо сгрызло согласные буквы.

У: Но сегодня ему стало стыдно, и он решил помочь нам. Вместо букв, которые он сгрыз Мумзик нарисовал вот такие условные обозначения. Посмотрите:

У: Вы узнаете, какие согласные спрятались в этих словах тогда, когда выполните задание: данные слова разобрать по составу и вместо условных обозначений вставить подходящие буквы в слова.

Работа в парах.

Слова: ключик, Раечка, Сергеевна, носик, глазки.

У: Какое слово получилось?

Д: Красная книга.

У: Кто знает, что такое Красная книга? Почему она названа красной?

Д: Красная книга – это такая книга, в которой записаны все растения и животные, которых уже нет или осталось на нашей планете очень мало. Красный цвет – это цвет опасности, который как бы «говорит людям всей планеты» : спасите нас, люди!

III. Актуализация знаний.

Послушайте стихотворение и скажите: о какой планете идет речь?

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету

У: О какой планете идет речь? Должен ли человек беречь свою планету? (ответы детей). Как вы думаете, будет ли хуже природе, если мы будем рвать цветы, ловить бабочек, ломать ветки деревьев?

Д: Природе будет очень плохо: если мы будем ломать ветки деревьев, то деревья могут погибнуть. А мы знаем, что деревья выделяют кислород, который так необходим нам людям. А без кислорода не обойтись человеку. Вот, что может произойти.

У: Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу, которую учредил Международный Союз Охраны природы и природных ресурсов в 1966г. В нее заносятся данные о животных, птицах, растениях, рыбах, которые срочно нуждаются в защите человека. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица земли. Послушаем информацию о журавле стерхе, которую приготовил нам Герман. 1-ученик читает информацию.

(Слайд 2)

У: О какой птице узнали? Запишем слово журавль. Как называется детеныш журавля?

Запишите слово журавлёнок. Послушаем, еще об одном животном, внесённом в Красную книгу. 2-ой ученик читает информацию о белом медведе.

(Слайд 3).

У: О каком животном читала Аня? Запишите слово медведь. Как называют детеныша белого медведя? Запишите это слово.

На доске:

Журавль – журавлёнок
медведь – медвежонок

У: Это родственные слова или форма одного и того же слова? Обоснуйте свой ответ.

Д: Это родственные слова, так как у них общее лексическое значение и общий корень. И ёще это разные слова, потому что они образовались с помощью суффиксов.

У: Выделите окончание и корень в этих словах. Как образовались новые слова: журавлёнок и медвежонок?

Д: Слова журавлёнок и медвежонок образовались с помощью новой части: суффикса.

У: Какое значение придали суффиксы новым словам?

Д: Образовались новые слова – названия детёнышей животных.

У: Назовите суффиксы с помощью, которых образовались новые слова.

Д: Новые слова образовались с помощью суффиксов - онок, и - ёнок.

У: Так что же называется суффиксом?

IV. Постановка учебной задачи.

1. Фронтальная беседа.

У: Прочитайте слова на доске:

Лосёнок волчонок телёнок
Ежонок лисёнок галчонок
Гусёнок бельчонок мышонок

У Что-то я не пойму, когда же писать суффикс -онок. А когда суффикс -ёнок. А вы догадались? Прочитайте слова ещё раз, выделите суффиксы -онок, -ёнок. И обратите внимание на согласные перед суффиксами. Когда же пишется суффикс -онок?

Д: Суффикс -онок пишется после твердых или шипящих согласных.

У: Всегда ли перед суффиксом -онок пишутся твердые согласные?

Д: Нет, согласная «ч» всегда мягкая.

У: Так когда мы будем писать суффикс -онок?

Д: Суффикс -онок пишется после шипящих «ш», «ж» и мягкой «ч».

У: А когда пишется суффикс -ёнок?

Д: Суффикс -ёнок пишется после мягких согласных, кроме согласной «ч».

Физминутка.

Хлопай, Мишка,
Топай, Мишка,
Приседай со мною, Мишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.

У: Вернемся к нашим словам. Какой суффикс в слове лосёнок? Почему? (учащиеся доказывают, почему в этом слове пишется суффикс -ёнок. И таким образом разобрать ещё 4 слова). Хорошо, а теперь откройте учебник русского языка на стр. 110 и прочитайте рубрику «Тайны языка». Дети читают вывод про себя, затем ученик читает вслух.

Вывод: После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс -ёнок: тигрёнок, телёнок. После твёрдых согласных и [ч'], пишется суффикс -онок: волчонок, мышонок.

У: В этой рубрике встретилось слово телёнок. Теленок – детёныш какого животного?

Сегодня вы познакомитесь не просто с так называемой коровой, а морской коровой. Морской коровы на планете Земля уже нет. Послушайте, почему. 3-й ученик читает информацию о морской корове. (Слайд 4)

У: Почему исчезла с лица земли морская корова?

Д: Ее истребили люди. Морские коровы были очень доверчивы, а люди, пользуясь этим, безжалостно стали их убивать, поэтому мы сегодня можем увидеть морскую корову только на картинке.

VI. Коллективное составление алгоритма.

У: Ребята, с какими суффиксами мы познакомились? Чтобы не ошибиться в правописании суффиксов – онок, - ёнок, попробуем составить алгоритм . Кто знает что такое алгоритм? (Слайд 5)

Алгоритм – это порядок выполнения работы.

Давайте хором прочитаем, что такое алгоритм. Что необходимо выделить сначала, чтобы определить суффиксы -онок, -ёнок?

Д: Нам необходимо сначала выделить корень.

У: На что обращаем внимание, когда выделим корень?

Д: Мы обращаем внимание на какой согласный оканчивается корень, то есть определяем, какой согласный звук перед суффиксом.

У: Определили согласный, что делаем дальше?

Д: Если шипящие «ш», «ж» и мягкий «ч» – пишем суффикс -онок.

У: А если согласные звуки не оканчиваются на шипящие «ж», «ш», и мягкий «ч», что тогда?

Д: Тогда в словах пишется суффикс -ёнок

Алгоритм

  1. Выделяем корень.
  2. Определяем какой согласный звук перед суффиксом.
  3. Если шипящие «ш», «ж» и мягкий согласный «ч» – пишем суффикс -онок.
  4. В остальных случаях пишется суффикс -ёнок.

VII. Практическое применение алгоритма.

–  А теперь, попробуйте применить наш алгоритм в определении суффиксов -онок, -ёнок.           

Задание: вам даны слова, допишите суффикс -онок или -ёнок.

Работа в группах. Дети работают в группах, учитель оказывает помощь: обращает их внимание на составленный алгоритм.

стриж… лис… ут…
бельч… грач… мыш…
слон… скворч… рыс…

Отчёт групп: листы выставляются на доске и каждая группа защищает свою работу. (очень важно, чтобы первой защищала свою работу та группа, учащихся которой допустили ошибки. Это полезно тем, что дети, проверяя работу на доске, ёще раз закрепляют применение алгоритма на практике).

У: Молодцы! Ребята, теперь вы сможете определить, когда пишется суффикс

VIII. Самостоятельная работа.

У: Прекрасно. Откройте орфографическую тетрадь стр. 27. Упражнение 1. Прочитайте задание. Есть ли у вас вопросы? Работаем индивидуально.

медвеж… тигр…
барсуч… порос…
галч… черт…
зайч… жереб…

Взаимопроверка: сравнение со слайдом.

У: Д/задание стр. 27-28 упражнение 2, 3. Ребята, домашнюю работу выполняем также, как в классе, обязательно пользуясь составленным нами алгоритмом.

У: А тигрёнок – это детёныш какого животного?

Тигр, ребята, также внесён в Красную книгу. Послушаем, что нам прочтёт Вика. На слайде картина с изображением животного. (Слайд 6)

IX. Обобщение.

У: С какими животными из Красной книги мы познакомились? Что интересного узнали о животных? А как вы можете помочь в охране животных и растений?

Д: Если мы не будем рвать цветы и ловить бабочек, то наша планета станет ещё красивее и мы не нарушим цепи питания. Нельзя ловить животных и приносить их домой. В первом классе мы читали рассказ «Волчишко», где говорится, как человек поймал волчонка и принёс его домой. Волчонок боялся, дрожал и весь день просидел под кроватью, а вечером, когда увидел открытую дверь, убежал обратно в лес. Лес- это родной дом всех животных. Нельзя лишать живых существ дома.

У: Откройте учебник «Окружающий мир» стр. 154 – 155. Какие животные изображены? Почему они нарисованы около Красной книги? Прочитайте рубрику «Обрати внимание». ( дети читают про себя, затем ученик читает вслух

У: Какие правила надо соблюдать, чтобы не страдали и не исчезали с нашей планеты животные и растения?

Вывод: Не загрязнять воздух и воду, леса и луга. Не истреблять животных, не рвать растения, потому что их число постепенно будет уменьшаться и они могут исчезнуть в природе совсем. Разжигать костры только на специально отведенных местах. Уходя из леса, костёр необходимо затушить. Человек должен жить так, чтобы не вредить природе, а помогать ей!

У: А теперь повторим эти правила. Я буду называть высказывание, а вы отвечать можно или нельзя. (хоровые ответы детей). Издали наблюдать за птичьими гнездами?

Д: Можно.

У: Трогать или близко подходить к гнездам?

Д: Нельзя.

У: Наблюдать со стороны за муравьями?

Д: Можно.

У: Разрушать его?

Д: Нельзя.

У: Над чем заставил вас задуматься сегодняшний урок?

Д: В природе всё взаимосвязано и нельзя ничего рвать, истреблять, уничтожать, загрязнять. Если люди не будут сохранять природу – это может привести и к гибели самого человека. Нам надо создавать заповедники, чтобы охранять и разводить редких животных и исчезающие растения.

У: Д/задание прочитать рассказ на стр. 155, в рабочей тетради на стр. 59 выполнить задание 112, 113.

Что узнали нового на уроке русского языка?

Д: Мы познакомились с новыми суффиксами. И научились, когда нужно писать суффикс – онок, а когда – ёнок.

X. Рефлексия.

У: Перед вами лежат цветочки: желтый и красный. Вы сейчас возьмёте только один цветочек. .

Если я могу сразу определить суффикс -онок или -ёнок – беру желтый цветочек.

–  Если я ещё пока затрудняюсь определить суффиксы -онок или -ёнок – беру красный. (учащийся берут только цветочек одного цвета и составляют цветочное поле). (Слайд 7)

У: Ребята, надо ли нам работать с этими суффиксами на других уроках? Может быть, сегодняшнего урока достаточно, чтобы правильно определять суффиксы -онок, -ёнок?

Д: С суффиксами -онок, -ёнок надо продолжать работу, об этом говорит и наша цветочное поле. Глядя на нашу цветочное поле, можно сказать, что не все ребята могут правильно определять суффиксы -онок, -ёнок.

У:Ребята, кто затрудняется определять суффиксы -онок. -ёнок, не переживайте. Мы продолжим эту работу и на других уроках.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Приложение