Урок обобщения по математике в 6-м классе "Координатная плоскость"

Разделы: Математика


Цель урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания о координате. Закрепить умение изобразить точку по заданным координатам и установить координаты данных точек на координатной плоскости.
Развивать пространственное восприятие, формировать умение достигать поставленной цели.

Воспитывать любовь к малой Родине, чувство прекрасного, через восприятие архитектурных памятников города.

План урока

Оргмомент

Границы бесконечностей рисуя,
за ними вырисовываешь даль,
стремлюсь туда, как в никуда,
рискуя,
боясь наткнуться на печаль.

Учитель: Необычные слова… Вы согласны?

Как вы их понимаете?

(Если возникнет затруднение, то предложить раскрыть значение данных слов по окончании урока).

Учитель: Возможно, раскрыть значение этих слов вам поможет сегодняшний урок. Мы к ним ещё вернёмся.

Сегодня на уроке мы обобщим знания о координатах на координатной плоскости, выполняя соответствующие задания.

Прежде, чем перейти к выполнению практических заданий, повторим теоретические знания. Приложение 1

Задание 1. При наборе текста некоторые слова или сочетания слов были утеряны, давайте попробуем их восстановить вместе (слайды 4,5).

  1. Описание того, где расположен тот или иной объект (предмет, место), называют его координатами.
  2. Две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчёта для каждой из них, образуют систему координат.
  3. Прямые, образующие систему координат, называют координатными осями, каждая из которых имеет своё название: горизонтальная – ось абсцисс, вертикальная – ось ординат.
  4. Плоскость, на которой выбрана система координат, называют координатной плоскостью.
  5. Точки, абсциссы которых равны нулю, лежат на оси ординат.
  6. Точки, ординаты которых равны нулю, лежат на оси абсцисс.

Учитель: При восстановлении предложений вы, наверное, заметили, что некоторые буквы были выделены другим цветом? Как вы думаете, почему?

Учащиеся: (предлагают варианты ответа).

Учитель: Давайте ещё раз прочитаем эти слова (слайд 6) и постараемся их запомнить.

Учащиеся читают слова по очереди.

Учитель: С первым заданием мы успешно справились (слайд 74), перейдем к следующему (слайд 7)?

Задание 2. Определите координаты точек на координатной плоскости. /Работа выполняется, используя компьютерные технологии (гиперссылки)/.

Учитель: Со вторым задание справились (слайд75), молодцы!

А теперь пора и отдохнуть, но отдыхать мы будем не просто так, при этом мы будем развивать такое очень важное качество: внимание. На слайде все числа перемешались, при этом некоторые из них совсем потерялись, нужно проследить взглядом последовательно цепочку оставшихся чисел, а в этом вам поможет компьютер, если будут возникать затруднения (под музыку “вальс цветов” анимация, слайд 75). По завершению, сделать упражнения на расслабление глаз (упражнения для глаз).

Задание 3. Учитель: Ребята, на столе у каждого из вас, есть карточки с заданием: Постройте точки по заданным координатам, последовательно соединяя их отрезками (используя, карандаш, линейку, приготовленную координатную плоскость и фломастеры для раскрашивания, ребята выполняют задание в течение 8-10 минут). По мере выполнения работы ребята закрепляют полученные рисунки на доске. /Из полученных букв составляется предложение “Тюмень – любимый город!”/

Учитель: Подумайте, а нельзя ли из полученных букв составить предложение? Какие бы знаки препинания вы бы поставили? Можете ли вы сказать, что для вас “Тюмень – любимый город!” Почему?

Учащиеся: аргументируют свои размышления (слайд 88)

Включается музыка “На берегу Туры” и зачитывается стихотворение тюменского автора.

Средь лесов, полей и шири
В центре Западной Сибири,
Средь татарских деревень
Стоит крепкая Тюмень. 
Где зимой Тура во льду
На высоком берегу. 
Где в июле жаркий день, 
Стоит город наш Тюмень! 
Видны маковки церквей,
Ямщиков и лошадей, 
Домов каменных не счесть 
Церковь Знаменская есть, 
Разрастаясь в высь и ширь, 
Строят крепкий монастырь, 
Троицким его зовут, 
Там монахи в нём живут!
 
Елизавета Лаврова

Учитель: Изначально на Руси храмы всегда были сосредоточием духовной жизни общества. Мир храмов совершенно особый, не с чем не сравнимый мир, где каждый человек может утолить свою извечную жажду воссоединения со свешенным, местом, где, по словам русского философа и поэта Андрея Белого, всматриваешься в “дали иного бытия”.

(Переход в аудиовизуальный ряд “Храмы Тюменской области”).

Учитель: Спасская церковь была последней из храмов, построенных в 18 веке. Первоначально постройку завершили в 1794г. (по другим данным 1796г.). Однако в дальнейшем храм неоднократно достраивали вплоть до начала 20 века, когда были снесены часовня и церковная ограда.

Из всех тюменских храмов Спасская церковь – одна из самых декоративных. Ремонт и регулярное обновление асфальтового покрытия и тротуаров улицы Ленина привели к значительному изменению силуэта Спасской церкви, за последние десятилетия она словно вросла в землю, стала более статичной.

С 1995 г. здание имеет статус памятника федерального значения. Идет комплексная реставрация храма.

Учитель: Вернемся к словам, сказанным в начале урока

Границы бесконечностей рисуя,
за ними вырисовываешь даль,
стремлюсь туда, как в никуда,
рискуя,
боясь наткнуться на печаль.

А сейчас вы сможете прокомментировать их?

Сегодня на уроке нашей целью являлось повторение знаний о координатах на координатной плоскости. Однако, сначала, составляя неведомую для вас фигуру, вы составили буквы хорошо вам знакомые, а из них слова в предложение. Многие из вас убедились, что город любимый вами, оказывается, любим и вашими одноклассниками-друзьями. Оказывается рядом с замечательными цветниками, фонтанами, старыми застройками и современными зданиями находятся величавые памятники архитектуры “Храмы Тюменской области”, глядя на которые каждый думает о своем, но никто не остается безразличным.

Учитель: Наш урок подошел к завершению. Попробуйте закончить предложение (слайд 78).

Урок окончен.