Цель урока: систематизировать,
обобщить и закрепить знания о координате.
Закрепить умение изобразить точку по заданным
координатам и установить координаты данных
точек на координатной плоскости.
Развивать пространственное восприятие,
формировать умение достигать поставленной цели.
Воспитывать любовь к малой Родине, чувство прекрасного, через восприятие архитектурных памятников города.
План урока
Оргмомент
Границы бесконечностей рисуя,
за ними вырисовываешь даль,
стремлюсь туда, как в никуда,
рискуя,
боясь наткнуться на печаль.
Учитель: Необычные слова… Вы согласны?
Как вы их понимаете?
(Если возникнет затруднение, то предложить раскрыть значение данных слов по окончании урока).
Учитель: Возможно, раскрыть значение этих слов вам поможет сегодняшний урок. Мы к ним ещё вернёмся.
Сегодня на уроке мы обобщим знания о координатах на координатной плоскости, выполняя соответствующие задания.
Прежде, чем перейти к выполнению практических заданий, повторим теоретические знания. Приложение 1
Задание 1. При наборе текста некоторые слова или сочетания слов были утеряны, давайте попробуем их восстановить вместе (слайды 4,5).
- Описание того, где расположен тот или иной объект (предмет, место), называют его координатами.
- Две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчёта для каждой из них, образуют систему координат.
- Прямые, образующие систему координат, называют координатными осями, каждая из которых имеет своё название: горизонтальная – ось абсцисс, вертикальная – ось ординат.
- Плоскость, на которой выбрана система координат, называют координатной плоскостью.
- Точки, абсциссы которых равны нулю, лежат на оси ординат.
- Точки, ординаты которых равны нулю, лежат на оси абсцисс.
Учитель: При восстановлении предложений вы, наверное, заметили, что некоторые буквы были выделены другим цветом? Как вы думаете, почему?
Учащиеся: (предлагают варианты ответа).
Учитель: Давайте ещё раз прочитаем эти слова (слайд 6) и постараемся их запомнить.
Учащиеся читают слова по очереди.
Учитель: С первым заданием мы успешно справились (слайд 74), перейдем к следующему (слайд 7)?
Задание 2. Определите координаты точек на координатной плоскости. /Работа выполняется, используя компьютерные технологии (гиперссылки)/.
Учитель: Со вторым задание справились (слайд75), молодцы!
А теперь пора и отдохнуть, но отдыхать мы будем не просто так, при этом мы будем развивать такое очень важное качество: внимание. На слайде все числа перемешались, при этом некоторые из них совсем потерялись, нужно проследить взглядом последовательно цепочку оставшихся чисел, а в этом вам поможет компьютер, если будут возникать затруднения (под музыку “вальс цветов” анимация, слайд 75). По завершению, сделать упражнения на расслабление глаз (упражнения для глаз).
Задание 3. Учитель: Ребята, на столе у каждого из вас, есть карточки с заданием: Постройте точки по заданным координатам, последовательно соединяя их отрезками (используя, карандаш, линейку, приготовленную координатную плоскость и фломастеры для раскрашивания, ребята выполняют задание в течение 8-10 минут). По мере выполнения работы ребята закрепляют полученные рисунки на доске. /Из полученных букв составляется предложение “Тюмень – любимый город!”/
Учитель: Подумайте, а нельзя ли из полученных букв составить предложение? Какие бы знаки препинания вы бы поставили? Можете ли вы сказать, что для вас “Тюмень – любимый город!” Почему?
Учащиеся: аргументируют свои размышления (слайд 88)
Включается музыка “На берегу Туры” и зачитывается стихотворение тюменского автора.
Средь лесов, полей и шири
В центре Западной Сибири,
Средь татарских деревень
Стоит крепкая Тюмень.
Где зимой Тура во льду
На высоком берегу.
Где в июле жаркий день,
Стоит город наш Тюмень!
Видны маковки церквей,
Ямщиков и лошадей,
Домов каменных не счесть
Церковь Знаменская есть,
Разрастаясь в высь и ширь,
Строят крепкий монастырь,
Троицким его зовут,
Там монахи в нём живут!
Елизавета Лаврова
Учитель: Изначально на Руси храмы всегда были сосредоточием духовной жизни общества. Мир храмов совершенно особый, не с чем не сравнимый мир, где каждый человек может утолить свою извечную жажду воссоединения со свешенным, местом, где, по словам русского философа и поэта Андрея Белого, всматриваешься в “дали иного бытия”.
(Переход в аудиовизуальный ряд “Храмы Тюменской области”).
Учитель: Спасская церковь была последней из храмов, построенных в 18 веке. Первоначально постройку завершили в 1794г. (по другим данным 1796г.). Однако в дальнейшем храм неоднократно достраивали вплоть до начала 20 века, когда были снесены часовня и церковная ограда.
Из всех тюменских храмов Спасская церковь – одна из самых декоративных. Ремонт и регулярное обновление асфальтового покрытия и тротуаров улицы Ленина привели к значительному изменению силуэта Спасской церкви, за последние десятилетия она словно вросла в землю, стала более статичной.
С 1995 г. здание имеет статус памятника федерального значения. Идет комплексная реставрация храма.
Учитель: Вернемся к словам, сказанным в начале урока
Границы бесконечностей рисуя,
за ними вырисовываешь даль,
стремлюсь туда, как в никуда,
рискуя,
боясь наткнуться на печаль.
А сейчас вы сможете прокомментировать их?
Сегодня на уроке нашей целью являлось повторение знаний о координатах на координатной плоскости. Однако, сначала, составляя неведомую для вас фигуру, вы составили буквы хорошо вам знакомые, а из них слова в предложение. Многие из вас убедились, что город любимый вами, оказывается, любим и вашими одноклассниками-друзьями. Оказывается рядом с замечательными цветниками, фонтанами, старыми застройками и современными зданиями находятся величавые памятники архитектуры “Храмы Тюменской области”, глядя на которые каждый думает о своем, но никто не остается безразличным.
Учитель: Наш урок подошел к завершению. Попробуйте закончить предложение (слайд 78).
Урок окончен.