Цели урока:
- Изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
- Развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь.
- Развивать умение работать в группах.
- Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки, прививать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, коллекция минералов, физическая карта РФ и РБ, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.
Ход урока
I. Минутка вхождения в урок
(создание психологического комфорта)
– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.
Предоставляется слово синоптику.
II. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
А) Тест.
-
Выбери верное утверждение:
А)Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку. -
Горные породы, из которых получают металлы, называются:
А) Гранит;
Б) Рубин;
В) Руда. -
Металлы – это:
А) Соль, агат, базальт;
Б) Медь, алюминий, железо, олово;
В) Известняк, глина, песок. -
Из железной руды получают:
А) Чугун, сталь;
Б) Алюминий, гранит;
В) Бриллиант, малахит. -
Крупнейшие месторождения железной руды:
А) Москва, Тула;
Б) Уфа, Рязань;
В) Магнитогорск, Курск. -
Условное обозначение месторождения железной руды:
Б) Творческое домашнее задание:
– Какие пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека. (лучшие работы оценить)
III. Постановка проблемы.
– Такие ценные полезные ископаемые – руды металлов. Без металла человек станет беспомощным, беззащитным.
– А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать?
IV. Сообщение темы урока.
– О чем сегодня на уроке будем говорить?
– Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих. Слайд 1.
V. Работа по изучению новой темы:
Практика под руководством учителя.
1) Беседа.
– Для самых разных нужд человека необходимо топливо. Какие виды топлива вы знаете? (дрова, уголь, торф, газ)
– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)
– Почему сейчас не отапливают древесиной? (истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты …)
2) Работа с учебником.
чтение 1-3 абзацев (стр. 109-110)
– Что заменило дрова? (каменный уголь, бурый уголь, торф)
– Почему все они родственны? (все образовались из остатков растений)
– Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы, чудо-консервы».
3) Демонстрация полезных ископаемых, их исследование.
Работа в группах, у каждого ученика таблица для записи результатов исследований:
Каменный уголь Торф Нефть Газ
А) Исследование свойств каменного угля. Слайды 2-4.
–Отгадайте загадку и найдите ископаемое, которое начнем исследовать:
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Что это? Рассмотрите. Заполните таблицу.
внешний вид | блестит |
состояние | твердый |
цвет | черный |
запах | не имеет |
легче или тяжелее воды | тяжелее воды |
хрупкость | хрупкий |
горючесть | хорошо горит |
V. Каменный уголь
Топливо | ||
Для электростанций | Выплавки чугуна, стали | Для получения жидкого топлива |
нагревают воду | (поезда, станки …) | (каменноугольной смолы) |
пар | бензин, керосин | |
вращает турбины и | ||
вырабатывается | ||
электроэнергия | краски, резина, лекарства, пластмасса … |
2) Исследование торфа. Отгадайте загадку и найдите следующее ископаемое для исследования:
– Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрение.
Слайды 6-8.
3) Исследование нефти.
– Бегут по дорогам автомашины, рокочут тракторы на полях, летят самолеты в воздухе, по железной дороге мчатся тепловозы, плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)
– Запасы угля и торфа не бесконечны. С 19 века человек стал добывать этот поистине удивительный продукт. О нефти многое сможете рассказать вы сами. Расскажите.
Слайды 9-12.
4) Природный газ
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. Что это?
Выступление ученика-эксперта о природном газе.
Заполнение таблицы. Слайды 13-16.
VI. Физминутка.
VII. Работа с физической картой РФ и РБ.
– Посмотрите на карту России. Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа? Запомним самые крупные месторождения:
- угольные бассейны: Кузбасс, Печора
- природного газа:
- нефтяные месторождения: Волго-Уральское, Западно-Сибирское
– Нефть занимает особое место в экономике , потому что очень широко применяется в промышленности. Ее называют «черным золотом», «кровью экономики», так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире. Наша страна по запасам нефти занимает место в мире, но они не бесконечны. Чтобы сохранить запасы для будущих поколений , надо более разумно их использовать.
VIII. Закрепление. Проверочная работа в группах.
Слайд 17.
– Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:
- 1 вариант – свойства нефти
- 2 вариант – свойства каменного угля
- 3 вариант – торфа
- 4 вариант – свойства природного газа
- горючее
- твердое
- жидкость
- имеет запах
- маслянистый
- сыпучее
- хрупкое
- коричневого цвета
- черного цвета
- легкий
- бесцветный
- легче воды
- газообразное
- тяжелее воды
- не имеет запаха
Проверка.
IX. Рефлексия.
повторил | ||
Я | запомнил | |
узнал | ||
удивился | ||
горжусь |
X. Оценивание.
XI. Д/З
- Описать одно горючее полезное ископаемое(дополнительные сведения);
- Составить кроссворд по полезным ископаемым.