Цели урока:
- Образовательные: расширить знания обучающихся о жизни и научной деятельности Д.И. Менделеева.
- Развивающие: развивать межпредметные связи, интерес к предмету.
- Воспитательные: формировать у обучающихся чувства гордости за русскую науку.
Оборудование: портрет Д.И. Менделеева, периодическая система Д.И.Менделеева, выставка книг по теме урока, запись оперы А.П.Бородина "Князь Игорь", выставка репродукций картин: А.И. Куинджи "Ночь над Днепром"; И.Е. Репин "Бурлаки на Волге"; И.И. Шишкин "Сосновый бор", оборудование для химических опытов.
Ход урока
Организационный момент, вступительное слово главного редактора журнала (учитель химии)
Главный редактор: Добрый день! Уважаемые коллеги! Сегодня мы представляем устный межпредметный журнал "Дмитрий Иванович Менделеев", посвященный жизни и научной деятельности великого русского учёного. Редакторы отделов представят свои страницы в журнале.
Страница 1. Химическая. (Передаю микрофон редактору химического отдела)
Рассказывает об открытии периодического закона в феврале 1869 года.
Ко времени открытия периодического закона были известны 63 химических элемента. Для многих химических элементов были неверно определены относительные атомные массы. Это очень затрудняло систематизацию химических элементов. Однако Д.И. Менделеев написал на отдельных карточках каждый элемент и его соединения, затем расположил их в порядке групп и рядов и получил первую наглядную таблицу периодического закона. Таблица, которую мы видим на страницах журналов и учебников, является результатом длительной мыслительной деятельности учёного. Д.И. Менделеев не сомневался в объективности открытого им закона. Незадолго до смерти учёный написал:
":периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает". Он не ошибся. периодический закон позволил Д.И. Менделееву и другим учёным предвидеть ряд фактов и явлений предопределяющих развитие учения о строении вещества.
Главный редактор: Уважаемые коллеги! Я с удовольствием передаю микрофон редактору философского отдела.
Страница 2. Философская.
Рассказывает о значении периодического закона для развития науки, техники, законов развития природы и общества.
Периодический закон сыграл большую роль в создании современной теории строения атомов:
- явление периодичности в изменении свойств химических элементов было объяснено электронными структурами атомов;
- возрастание числа химических элементов в периодах привело к мысли о заполнении энергетических уровней соответствующим числом электронов;
- на основе периодического закона удалось предсказать и открыть заурановые элементы;
- периодический закон дал возможность открыть радиоактивные изотопы и определить область их применения в современной технике, медицине и сельском хозяйстве;
На примере периодического закона объяснены следующие законы развития природы и общества:
- переход количественных изменений в качественные;
- закон единства и борьбы противоположностей;
- закон "отрицание отрицания".
Страница 3. Физическая.
- Друзья! Являясь редактором физического отдела, я расскажу о любви великого учёного к физической химии.
Из 431 работы Д.И. Менделеева 106 работ приходится на физическую химию и 99 работ - на физику.
Опыт. В химический стакан наливает 25мл спирта, затем добавляет 25 мл воды. Объём смеси менее 50 мл! Это существенно!
Физическая химия объединила все физические науки, так как предоставила химику физические методы исследования. Являясь физикохимиком, Д.И. Менделеев сформулировал химическую теорию растворов; вывел формулу для взаимосвязи основных параметров, характеризующих поведение газов (состояние идеального газа - уравнение Менделеева - Клапейрона); открыл температуру абсолютного кипения жидкостей.
В ходе выполнения этих работ Д.И. Менделеев овладел экспериментальными методами изучения веществ, познакомился с математическими методами обработки результатов. При подготовке кандидатской и магистерской диссертаций он прочитал свыше 300 монографий и статей на русском, английском, немецком и французском языках.
Страница 4. Биологическая.
Редактор биологического отдела рассказывает о биологической роли химических элементов в жизни живых организмов.
Углерод - элемент, который считается "царём живой природы".
Фтор - "разрущающий". Первые учёные химики поплатились здоровьем за неумение оградить себя от его агрессивного действия. Но при дефиците ионов фтора в питьевой воде наши зубы подвержены кариесу.
Йод - входит в состав гормонов щитовидной железы, которые отвечают за обмен веществ в организме, регулируют деятельность мозга и нервной системы. Больше всего от дефицита Йода страдают дети: в этом случае им трудно учиться, у них плохая память, ослаблен иммунитет. Йода очень много в морской капусте.
Железо - элемент, входящий в состав гемоглобина крови.
Серебро - металл, который обладает бактерицидными свойствами.
Свинец - металл, который используют для защиты от рентгеновского излучения.
Бром - элемент, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему.
Натрий и хлор - элементы, которые входят в состав "важной пищевой приправы" под названием поваренная соль.
Проникновение в организм больших доз тяжёлых элементов вызывает расстройство, и даже прекращение обмена веществ. Известна трагедия в Черновцах, когда чрезмерное поступление в организм ионов таллия вызвало массовое облысение. В Чернобыле (после аварии на АЭС) население употребляло таблетки с препаратами нерадиоактивного йода, который стимулировал освобождение организма от радиоактивных изотопов.
Здесь представлен небольшой перечень химических элементов из периодической системы Д.И. Менделеева и перечислена их биологическая роль в жизни живых организмов.
Главный редактор: А теперь переходим к следующей странице.
Страница 5. Географическая.
Редактор географического отдела рассказывает о том, что 22 работы Д.И. Менделеева посвящены географии.
Много сил потратил учёный на создание проекта по поиску надёжного пути к Северному полюсу. Он создал необходимые карты, графики. Для путешествия в высоких широтах Арктики необходимо было построить ледокол. Но учёному было отказано в финансовой помощи. Лишь в 1960-х годах по проекту Д.И. Менделеева был построен ледокол, который по ходовым качествам не уступает современным ледоколам.
Наиболее тяжело Дмитрий Иванович переживал поражение России в русско-японской войне. Когда пришло известие о гибели русской эскадры у Цусимы, Менделеев сказал, что этого могло бы не случиться, если бы для эскадры был проложен путь по северным морям. Защита престижа России была глубоким мотивом многих его работ.
7 августа 1887 года Д.И. Менделеев совершил самостоятельный полёт для наблюдения солнечного затмения на воздушном шаре "Русский", заполненном водородом. Д.И. Менделеев был не только пилотом, но и исследователем одновременно. Поднявшись над облаками на высоту около 3 км, шар, гонимый ветром пролетел над землёй около 100 км.
Весной 1888 года Дмитрий Иванович совершает большую поездку по Донецкому краю. Цель поездки - выяснить причины безхозяйственности при добыче и вывозе каменного угля. Наблюдая пожары на шахтах, Д.И. Менделеев задумался об условиях и причинах воспламенения угля. В результате возникла новая техническая идея - подземная газификация каменного угля. Впервые такая технология была внедрена в России в 1930 - годах.
В 1899 году состоялась поездка Д.И.Менделеева на Урал. Цель командировки обуславливалась необходимостью квалифицированного решения важных государственных проблем: в чём причина медленного развития железорудной промышленности на Урале, какое количество чугуна и железа могут давать металлургические заводы Урала, можно ли производить их дешевле? Д.И. Менделеев объездил десятки рудников и заводов Урала. Основной вывод экспедиции состоял в том, что имеющиеся на Урале запасы сырья и топлива достаточны для перспективного развития этого края. Поездка на Урал укрепила веру учёного в будущее России. Подтверждением прозорливости Д.И. Менделеева является то, что во время Великой Отечественной войны Урал стал основной базой тяжёлой индустрии, наиболее производительным тылом нашей страны.
Страница 6. Технологическая.
Уважаемые слушатели! Я представляю технологическую страницу нашего межпредметного журнала.
С особым удовольствием констатирую тот факт, что Д.И. Менделеев очень уважительно относится к профессии инженера - технолога. Роль технолога он ставил очень высоко. Дмитрий Иванович считал, что крупные инженеры могут быть избраны в Академию наук. Учёный занимался получением химических продуктов из нефти. Он придавал особое значение нефти как сырью для химической переработки. Он сконструировал аппараты для непрерывной перегонки нефти; говорил о необходимости постройки нефтепроводов и нефтеперерабатывающих заводов в верхнем и среднем течении реки Волги. На одном из таких заводов, в посёлке Константиново под Ярославлем, он сам успешно работал.
Страница 7. Сельскохозяйственная.
Друзья! Позвольте мне озвучить сельскохозяйственную страницу нашего устного журнала.
Обычно считают, что Д.И. Менделеев заинтересовался агрохимией после приобретения имения Боблово. Однако это явилось лишь решающим толчком к практическому участию Д.И. Менделеева в рациональном, научном ведении сельского хозяйства.
Можно выделить три основных направления, по которым, по мнению учёного должны проводиться научные изыскания. Первое направление - определение роли химии в повышении урожайности. Второе направление - разработка научных основ земледелия, поиски рациональных путей ведения сельского хозяйства в целом. Третье направление - изучение экономики сельского хозяйства. Учёный указал на постепенное истощение почв и на необходимость внесения в них фосфорных удобрений и предложил программу опытных полей. Это была первая система опытных полей в России.
Д.И. Менделеев выступал против тех, кто считал, что всё дело в удобрениях, что хорошо удобряя, можно кое-как пахать. Примером рационального ведения сельского хозяйства явилось его имение Боблово, где он, применяя минеральные удобрения, использовал залежные земли, сеял люцерну, что способствовало повышению урожайности.
Д.И. Менделеев сделал очень важный вывод, который злободневен и в настоящее время: сельскохозяйственное производство является частью всего народного хозяйства.
Главный редактор: Уважаемые коллеги! Перелистывая страницы нашего журнала, вы, несомненно, поняли, что Д.И.Менделеев - великий химик, разносторонний учёный и общественный деятель. Но особо хочется подчеркнуть то, что Д.И. Менделеев не только великий учёный, но и прекрасный педагог. Я с удовольствием представляю следующую страницу нашего журнала.
Страница 8. Педагогическая.
Редактор педагогического отдела рассказывает о том, что 27 августа 1855 года, получив диплом об окончании главного педагогического института и должность старшего учителя, Д.И. Менделеев направляется в Симферопольскую гимназию учителем географии.
Глубоки и содержательны произведения Д.И Менделеева. Он считал, что основополагающими принципами организации народного образования являются его всеобщность, обязательность и бесплатность. Д.И. Менделеев выступал за непрерывное образование. Его заботила необходимость улучшения художественного образования и эстетического воспитания. Во главу цикла дисциплин он ставил русский язык.
Д.И. Менделеев говорил об активных методах обучения, приучения детей к самостоятельной работе. Он был противником массовых переводных и выпускных экзаменов. Устные экзамены, по оценке Менделеева приносят школьникам физические и нравственные муки. Вместе с тем он считал возможным и целесообразным проводить письменные экзамены по таким предметам, как математика и филология.
Много работ он посвятил подготовке педагогических кадров. По мнению учёного, учитель должен быть силён в науке, должен знать и любить её. Он предъявлял высокие требования к моральному облику и педагогическим обязанностям учителя. Гордость учителя в его учениках. Без доверия к учителю не будет добрых плодов.
Страница 9. Литературно-художественная.
(Звучит музыка из оперы А.П. Бородина "Князь Игорь").
Редактор литературно-художественного отдела рассказывает о "менделеевских средах".
Друзья Д.И. Менделеева знали, что по средам после трёх часов дня его всегда можно было застать дома. На художественных "средах" бывали И.Е. Репин, А.И. Куинджи, Н.А. Ярошенко, И.И. Шишкин.
Менделеев тонко чувствовал поэзию, живопись и музыку. В доме Менделеева много спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки обстановки учёный показывал занимательные опыты.
И.Е. Репин очень много курил. Однажды Д.И. Менделеев объявил, что соберёт в банку дым его папиросы.
Опыт. Банку споласкивает концентрированной соляной кислотой, а крышку - нашатырным спиртом. Банка заполняется дымом.
Редактор рассказывает о картинах И.Е. Репина, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина. Читает стихотворение А. Блока "Гамаюн, птица вещая":
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облачённых,
Она вещает и поёт,
Не в силах крыл поднять смятённых:
Страница 10. Познавательная.
Главный редактор: Для подбора материала устного журнала "Д.И. Менделеев" редакционной коллегии пришлось много поработать, встретиться с людьми, которые интересуются жизнью великого учёного, гражданина и человека.
В зале присутствует группа исследователей, которые выявили круг интересов Д.И. Менделеева.
Вопросы в зал:
- Характерная черта учёного?
(Не любит, когда при нём про кого-нибудь говорили дурно)
- Какие черты характера не любил Д.И. Менделеев?
(Неуверенность, необдуманность, "торопыжество" в работе)
- Любимое качество?
(Правда, труд, прощение)
- Любимые цветы?
(Полевые цветы)
- Любимые животные?
(Кошки, собаки)
- Любимая птица?
(Канарейка)
- Любимое занятие в часы отдыха?
(Клеить коробки, чемоданы)
- Любимые иностранные писатели?
(Жюль Верн, Виктор Гюго)
- Любимые русские писатели?
(А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь)
- Любимые иностранные поэты?
(В.Шекспир, Ф.Шиллер, И.Гёте, Д.Байрон)
- Любимые русские поэты?
(А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев)
- Любимые русские композиторы?
(А.П. Бородин, М.И. Глинка, П.И. Чайковский)
- Любимые русские художники?
(И.Н.Крамской, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин)
- Любимое питьё?
(Крепкий чай)
- Благодарю вас за участие в озвучивании познавательной страницы.
Вот мы и закрыли последнюю страницу устного межпредметного журнала "Д.И. Менделеев". Редакционная коллегия уверена, что материал журнала интересен читателям тем, что все проблемы, которые ставил Д.И. Менделеев, современны и злободневны и в XXI веке (развитие сельского хозяйства, техники, образования, науки и искусства).
Литература:
- Макареня А.А., Рысев Ю.В. "Д.И. Менделеев". М.: "Просвещение", 1983.
- Соловьёв Ю.И., Трифонов Д.Н., Шамин А.Н. "История химии. Развитие основных направлений современной химии". М.: "Просвещение", 1978.
- Тыльдсепп А.А., Корк В.А. "Мы изучаем химию". М.: "Просвещение", 1988.
- Научно-практический журнал "Химия для школьников", 2006, № 1.
- Научно-методический журнал "Химия. Методика преподавания", 2004, № 6.
- Научно-практический журнал "Химия в школе", 2003, №1.
- Габриелян О.С. "Настольная книга учителя химии". М.: Дрофа, 2001.
- Аликберова Л.Ю. " Занимательная химия". М.: АСТ - Пресс, 1999.
- Манолов К. "Великие химики". М.: Мир, 1985.
- Химия. Приложение к газете "Первое сентября", 1996, № 11.