Активные формы и методы преподавания окружающего мира как средство формирования познавательной активности учащихся

Разделы: Начальная школа


Смертельный грех учителя – быть скучным. (И.Ф.Гербарт)

Проблема активности учащихся в процессе обучения – одна из самых актуальных в современной образовательной практике.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации (Х.-Е. Майхнер) показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

10% того, что читают;
20% того, что слышат;
30% того, что видят;
50% того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти:

80% того, что говорили сами;
90% того, что делали сами.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Мой педагогический опыт показал, что внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.

Вашему вниманию я хочу представить основные формы и методы активного обучения, используемые мною на уроках.

1. Интегрированные уроки с привлечением учителей – предметников.

Главное преимущество интегрированного урока заключается в возможности представить учащимся взаимосвязь предметов. Интегрированные уроки помогают сплотить педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются в интегрированном уроке теоретическое и практическое обучение.

2. Урок – творческая мастерская.

Результатом такого урока становится не только создание творческого продукта. В процессе работы происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между учащимися, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. В процессе работы ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие. Важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.

3. Урок – игра “Что? Где? Когда?”

4. Урок-исследование.

На таком уроке дети выполняют простейшие лабораторные работы. Результатом урока становятся знания, добытые практическим путём и полученные в ходе обсуждения результатов практических исследований, т.е обмена опытом.

5. Мозговая атака.

Целью такого урока является организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения той или иной задачи.

6. Урок-экскурсия.

Учебная экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсии способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений.

7. Круглый стол.

Это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.

8. Метод любования.

В основе этого метода лежит эмоциональная форма усвоения нового.

Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.

На примере уроков окружающего мира (УМК “Мир вокруг нас. 1 класс”,автор А.А.Плешаков) я хочу познакомить Вас с формами и методами активного обучения.

Тема урока

Применяемый метод

  1. Что у нас над головой и под ногами?
Урок – экскурсия.
  • Что растёт на подоконнике и на клумбе?
Метод любования.
  • Что за листья? Что такое хвоинки?
Урок – исследование.
  • Что общего у разных растений?
Круглый стол “Значение растений в жизни человека”
  • Кто такие насекомые?
Урок – исследование.
  • Кто такие рыбы?
Урок – исследование.
  • Кто такие птицы?
Урок – исследование.
  • Кто такие звери? Что такое зоопарк?
Урок – экскурсия в зоопарк или в живой уголок.
  • Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? Откуда в наш дом приходит электричество?
Мозговая атака.
  • Что мы знаем о нашей стране? О своём городе? На что похожа наша планета?
Интегрированный урок с привлечением учителя географии.
  • Куда текут реки? Откуда в наш дом приходит вода? Куда уходит вода?
Круглый стол “Экономия воды в быту.”
  • Откуда берутся снег и лёд? Как помочь птицам зимой?
Урок – исследование.
  • Как живут растения? Как живут животные? Как ухаживать за кошкой и собакой?
Урок – игра “Что? Где? Когда?”
  • Как путешествует письмо?
Урок-экскурсия на почту.
  • Откуда и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Круглый стол “Пачкуны и разрушители”.
  • Откуда берётся шоколад и изюм?
Мозговая атака.
  • Когда наступит лето? Когда придёт суббота?
Урок – игра “Что? Где? Когда?”
  • Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы?
Заочная экскурсия с привлечением видеоматериалов.
  • Когда жили динозавры?
Метод любования.
  • Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?
Творческая мастерская.
  • Когда ты станешь взрослым?
Творческая мастерская.
  • Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему на Луне не живут люди?
Круглый стол “ Почему на Луне не живут люди?”
  • Почему идёт дождь и дует ветер?
Урок – игра “Что? Где? Когда?”
  • Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная?
Метод любования. Творческая мастерская.
  • Почему их так назвали?
Мозговая атака.
  • Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?
Круглый стол “Разрушители и защитники природы”.
  • Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Урок – исследование.
Беседа: “ Вредные привычки – угроза здоровью”.
  • Зачем мы спим ночью?
Круглый стол “Как стать сильным и ловким”.
  • Зачем строят корабли? Зачем нужны автомобили? Почему поезда такие длинные?
Урок – экскурсия.
  • Зачем нужны самолёты? Зачем летают в космос?
Мозговая атака.
  • Почему мы часто слышим слово “экология”?
Творческая мастерская.

Внедрение активных форм и методов в обучение показало, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учащихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе. .

Использованные материалы:

  1. А.А. Плешаков. “Мир вокруг нас”, 1 класс, М.: Просвещение
  2. Хуторской А.В. Формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. – М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2005. – 509 Кб.