Смертельный грех учителя – быть скучным. (И.Ф.Гербарт)
Проблема активности учащихся в процессе обучения – одна из самых актуальных в современной образовательной практике.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации (Х.-Е. Майхнер) показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:
10% того, что читают;
20% того, что слышат;
30% того, что видят;
50% того, что слышат и видят.
В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти:
80% того, что говорили сами;
90% того, что делали сами.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Мой педагогический опыт показал, что внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения позволяет создать благоприятную почву для инновационной познавательной деятельности учащихся, при этом получают развитие коммуникативные умения детей. Учащиеся получают навыки исследовательской деятельности, учатся делать выводы и умозаключения, грамотно обосновывать свои ответы.
Вашему вниманию я хочу представить основные формы и методы активного обучения, используемые мною на уроках.
1. Интегрированные уроки с привлечением учителей – предметников.
Главное преимущество интегрированного урока заключается в возможности представить учащимся взаимосвязь предметов. Интегрированные уроки помогают сплотить педагогический коллектив, поставить перед ним общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются в интегрированном уроке теоретическое и практическое обучение.
2. Урок – творческая мастерская.
Результатом такого урока становится не только создание творческого продукта. В процессе работы происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между учащимися, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. В процессе работы ученик оценивает как свою точку зрения, так и все другие. Важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество.
3. Урок – игра “Что? Где? Когда?”
4. Урок-исследование.
На таком уроке дети выполняют простейшие лабораторные работы. Результатом урока становятся знания, добытые практическим путём и полученные в ходе обсуждения результатов практических исследований, т.е обмена опытом.
5. Мозговая атака.
Целью такого урока является организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения той или иной задачи.
6. Урок-экскурсия.
Учебная экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Экскурсии способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений.
7. Круглый стол.
Это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии.
8. Метод любования.
В основе этого метода лежит эмоциональная форма усвоения нового.
Урок – это основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.
На примере уроков окружающего мира (УМК “Мир вокруг нас. 1 класс”,автор А.А.Плешаков) я хочу познакомить Вас с формами и методами активного обучения.
Тема урока |
Применяемый метод |
|
Урок – экскурсия. |
|
Метод любования. |
|
Урок – исследование. |
|
Круглый стол “Значение растений в жизни человека” |
|
Урок – исследование. |
|
Урок – исследование. |
|
Урок – исследование. |
|
Урок – экскурсия в зоопарк или в живой уголок. |
|
Мозговая атака. |
|
Интегрированный урок с привлечением учителя географии. |
|
Круглый стол “Экономия воды в быту.” |
|
Урок – исследование. |
|
Урок – игра “Что? Где? Когда?” |
|
Урок-экскурсия на почту. |
|
Круглый стол “Пачкуны и разрушители”. |
|
Мозговая атака. |
|
Урок – игра “Что? Где? Когда?” |
|
Заочная экскурсия с привлечением видеоматериалов. |
|
Метод любования. |
|
Творческая мастерская. |
|
Творческая мастерская. |
|
Круглый стол “ Почему на Луне не живут люди?” |
|
Урок – игра “Что? Где? Когда?” |
|
Метод любования. Творческая мастерская. |
|
Мозговая атака. |
|
Круглый стол “Разрушители и защитники природы”. |
|
Урок – исследование. Беседа: “ Вредные привычки – угроза здоровью”. |
|
Круглый стол “Как стать сильным и ловким”. |
|
Урок – экскурсия. |
|
Мозговая атака. |
|
Творческая мастерская. |
Внедрение активных форм и методов в обучение показало, что разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает интерес учащихся к предмету, увеличивает развивающий эффект обучения. Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний, при этом развивается речь учащихся, формируется опыт взаимодействия в коллективе. .
Использованные материалы:
- А.А. Плешаков. “Мир вокруг нас”, 1 класс, М.: Просвещение
- Хуторской А.В. Формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. Версия 1.0. – М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2005. – 509 Кб.