Из опыта работы по теме "Сказкотерапевтическая коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер детей с задержкой психического развития в группе продленного дня"

Разделы: Внеклассная работа


Работа воспитателя группы продленного дня в специальном (коррекционном) классе VII вида должна проводиться с учетом особенностей, характерных для детей с задержкой психического развития (ЗПР).

А именно:

  • незрелость эмоционально-волевой сферы и поведения, проявляющихся в слабости волевых установок, в эмоциональной неустойчивости, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности.
  • недостаточная выраженность познавательных интересов, сочетающихся с незрелостью психических функций, с нарушением памяти, внимания, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений, с нарушением речевого развития.

В связи, с чем возникла идея посвятить свою деятельность работе со сказкой. Конечно, сказки есть в каждом доме, они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество знаний. Сказки позволяют испытывать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Но...

  • сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок;
  • сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, памяти, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств;
  • с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребёнок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Решению этих и не только этих проблем и призвана помочь сказкотерапия.

Сущность моей работы заключается в коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей с задержкой психического развития через сказкотерапию.

Новизна опыта в:

  • синтезировании наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы;
  • в объединении и адаптации множества психотерапевтических приёмов в единый сказочный контекст.

Так что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия:

  • это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;
  • это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
  • это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность;
  • это процесс активизации ресурсов, потенциала личности;
  • это процесс объективизации проблемных ситуаций;
  • это процесс экологического образования и воспитания ребенка;
  • это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас;
  • это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны...;
  • это процесс выбора каждому своей особой сказки.

Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок (по Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д.):

I. Художественные сказки – сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории.

Сюжеты народных сказок многообразны:

  • сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных;
  • бытовые сказки;
  • страшные сказки;
  • волшебные сказки.

Они несут чрезвычайно важные для нас идеи:

  1. Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.
  2. Ожившие объекты окружающего мира имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
  4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  5. Вокруг нас много помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
  6. Авторские сказки более трепетны, образны, чем народные. Мы используем их, если хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания.

II. Дидактические сказки создаются для “упаковывания” учебного материала, при этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.

Алгоритм дидактической сказки-задания.

  1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране.
  2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.
  3. Обращение к ребенку. Чтобы восстановить страну нужно выполнять определенные задания.

III. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

Под коррекцией здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Алгоритм психокоррекционной сказки.

1) Подбор героя близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2) Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3) Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
4) Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям.
5) Герой понимает свою неправоту и встает на путь изменений.

IV. Психотерапевтические сказки - сказки, врачующие Душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий.

Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны: там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотношений. В зависимости от ситуации и стоящих перед нами целей, мы можем обсуждать сказки или оставлять клиента в размышлении, а также давать читать на дом.

V. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

Главное назначение медитативных сказок – сообщение нашему бессознательному позитивных “идеальных” моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительной особенностью этих сказок является отсутствие конфликтов и злых героев. На основе различных видов сказок, встречающихся в сказкотерапии, используя разные формы подачи материала (анализ, рассказывание, сочинение сказок, элементы куклотерапии, арттерапии и др.) и с учетом особенностей, характерных для детей с ЗПР, о которых говорилось ранее, я решила направить свою деятельность на создание климата, благоприятствующего развитию детей и росту их личностных характеристик.

Цель работы: восстановление адекватного поведения и самовыражения ребенка с помощью различных “сказочных” приемов.

Задачи:

  1. Снизить уровень тревожности и агрессивности у детей.
  2. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
  3. Выявить и поддержать творческие способности.
  4. Сформировать навыки конструктивного выражения эмоций.
  5. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
  6. Передать ребёнку основные жизненные принципы и закономерности.

Работа ведется по двум основным направлениям.

I направление

Исследование психоэмоционального состояния детей; выявление уровня и особенностей познавательной деятельности.

Цель: установление того, как сильные стороны ребенка помогут скорректировать те его особенности, которые затрудняют его развитие и самовыражение.

Для осуществления поставленной цели необходима диагностика психического развития каждого ребенка. Эта работа проводится совместно со школьным психологом.

Полученные данные фиксируются в специальных бланках.

Опираясь на полученную информацию, можно переходить ко II направлению. Охрана и укрепление психоневрологического здоровья детей; коррекция эмоциональной сферы и поведения ребенка (через “сказочные приемы”). Программа рассчитана на четыре года (1-4 класс).

Цель второго направления: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание положительного эмоционального настроения и атмосферы “безопасности” в группе; снятие у детей аффективных вспышек.

Этапы 2 направления.

1 этап (1 класс)

Задачи.

  1. Снизить школьную тревогу у детей, научив осознавать причины волнений через сказочные образы.
  2. Сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
  3. Учить детей стремиться к успеху.
  4. Развивать воображение и мышление.

В основном, работа на этом этапе осуществляется по программе М.А.Панфиловой “Лесная школа” со всеми детьми: 1 четверть – два раза в неделю; 2,3,4 четверти– один раз в неделю.

Тридцать “лесных” сказок раскрывают пять основных тем для учеников первого класса:

– адаптация к школе;
– отношение к вещам;
– школьные конфликты;
– отношение к здоровью;
– этическая настольная школьная игра “Дорога в школу”.

При проведении занятий используются элементы куклотерапии.

2 этап (2 класс)

Задачи:

1.Передать ребенку знания о высоком предназначении по– средством раскрытия базового принципа его зодиакального знака.
2.Учить детей добру, принятию уникальности и достоинства каждой личности путем приобщения к природным космическим основам ее бытия.
3.Снять возбуждение, гиперактивность.

С этой целью проводятся занятия по программе Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой “Сказки звездной страны Зодиакалии”; представляющей собой курс из 13 занятий, где удачно сочетаются мотивы астропсихологии, сказкотерапии, арттерапии и детского творчества. К программе прилагается комплект из 13 аудиокассет с занятиями.

3 этап (3-4 класс)

Работа на данном этапе рассчитана на два года обучения.

С учетом навыков, полученных на протяжении двух лет обучения, усложняются и поставленные задачи:

1.Научить детей выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние; через выразительность движений и действий раскрывать свои чувства и воздействовать на других.
2.Учить детей умению расслабляться.
3.Развивать творческий потенциал, воображение, образное мышление, моторику, координацию движений.
4.Познакомить детей с основными чувствами и эмоциями.

С третьего класса на протяжении двух лет обучения дети занимаются по программе “Волшебная страна внутри нас” (Авторы Т.Грабенко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Д.Фролов), где используются разнообразные формы сказкотерапии, такие как песочная терапия, куклы, костюмы и т.д.

В 3-4 классах проводятся занятия по программе “Погружение в сказку” (автор Н.Погосова.), где используются много разных приемов, игр, упражнений, танцев.

Кроме того, на протяжении всего обучения проводятся индивидуальные занятия по отдельным проблемам.

На разных этапах используются разные методы работы, такие как размышление над сказками и их обсуждение, “погружение” в сказку.

Чтобы осуществить связь с урочной деятельностью, на своих занятиях я стараюсь использовать произведения из школьной программы, которые сама редактирую и адаптирую для данного контингента детей.

Большинство занятий из цикла “Погружение в сказку” имеют следующую структуру:

Этап Назначение Содержание этапа
1.Ритуал “входа в сказку” Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки, в круге все смотрят на свечу или передают друг другу мячик.
2.Повторение Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы они для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз.
3.Расширение Расширить представление ребенка о чем-либо. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и др.
4.Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения и др.
5.Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.
6.Резюмирование Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятий. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.
7.Ритуал выхода из сказки. Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Иногда возможно повторение ритуала “входа” в занятие с дополнением. Ведущий говорит: “Мы берем с собой самое важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились”. Ребята протягивают руки в круг, совершая действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают к груди.

При поведении занятий я руководствуюсь следующими правилами.

  1. Для занятий должно быть достаточно много места. На полу необходим ковер и коврики для каждого ребенка, так как на занятии дети чаще всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища.
  2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс “слушания себя” очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу.
  3. В процессе занятия детям периодически дается возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагается, просто молча “послушать себя”.
  4. “Вхождение в сказку” является очень важным моментом. Это момент волшебства, таинства, “наполнения суперэнергией”. Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужно преодоление определенного барьера, препятствия. Для “выхода” из сказки особые приемы не требуются.
  5. Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда лучше читать, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.
  6. Сказки можно повторять через определенные промежутки времени.
  7. Сказки можно лишь условно поделить на простые и сложные.
  8. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыку можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.
  9. Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации являются успешными, удачными, наилучшими. И неважно как это выглядит со стороны. Каждый делает лучшее, на что он способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить. Важно чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы.

Таким образом, телесный и конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно– умственного и наглядно– образного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психологическим особенностям детей с заторможенным психическим развитием.

Хочется отметить, что занятия в “сказочной” форме оказались весьма результативными. Уверена, что процесс внедрения новых методик по игровому моделированию на основе метафоры, сказки является наиболее перспективным в работе с детьми с ЗПР.

Литература

  1. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии.-1996. – №2. – С.73 – 85.
  2. Андерсен Г.Х. Сказки. – М., 1990.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М., 1989.
  4. Гнездилов А.В. Дым старинного камина. – СП., 1998.
  5. Гнездилов А.В. Петербургские сновидения. – СПб., 1996.
  6. Гурвич Л.Б. Работа воспитателя в группе продлённого дня (I-III).-М., 1976.
  7. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М., 1982.
  8. Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.
  9. Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1998.
  10. Зинкевич-Евсигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребёнку. – СПб., 1998.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звёздной страны Зодиакалии. – СПб., 1997.
  12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  13. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. – М., 1990.
  14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
  15. Пропп В.Я Морфология сказки. – М., 1969.
  16. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М., 2000.
  17. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1990.
  18. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Зинкевич-Евсигнеевой Т.Д. – СПб., 2000.
  19. Фон-Франц М.-Л.Психология сказки. – СПб., 1998.