Цели занятия:
1. Обучающая:
- Повторить основные понятия по теме “Диэлектрические материалы”;
- Изучить понятие жидкого диэлектрика, его классификационные характеристики и свойства;
- Познакомиться с типами жидкого диэлектрика.
2. Развивающая:
- Способствовать развитию познавательного интереса к профессии: “Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования”;
- Способствовать развитию визуальной памяти и вниманию;
- Способствовать развитию навыков самостоятельной работы;
- Развить познавательные интересы;
- Развить навыки работы в малой группе;
- Развить умения применять полученные знания на практике.
3. Воспитательная:
- Воспитать сознательное отношение к учебе.
Задачи занятия:
- Усвоить понятие жидкого диэлектрика, его квалификационные характеристики;
- Изучить виды молекулярной структуры жидкого диэлектрика;
- Изучить виды носителей заряда жидкого диэлектрика;
- Определить основные электрофизические характеристики жидкого диэлектрика;
- Познакомиться с типами жидкого диэлектрика.
Межпредметные связи:
- Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования;
- Электротехника;
- Химия;
- Физика;
- Производственное обучение.
Учебно-методический комплекс занятия:
- Учебник Л. В. Журавлева “Электроматериаловедение”;
- Проектор (презентация);
- Тестовое задание по теме: “Жидкие диэлектрики”;
- Натуральные образцы диэлектриков;
- Жетоны;
- Контрольные вопросы по теме: “Жидкие диэлектрики”;
- Памятка;
- Карточки.
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, демонстрационный, работа в малых группах.
Ход занятия
I. Организационный этап: (1 минута)
– Приветствие, дежурные называют отсутствующих, наличие рапортички
- Подготовка студентов к занятию.
II. Этап проверки знаний по пройденной теме: (10 минут)
1. Актуализация знаний учащихся:
Преподаватель дает объяснение следующему виду деятельности:
Для того чтобы освоить сегодняшнюю тему “Жидкие диэлектрики”, мы должны вспомнить некоторые вопросы, изученные на предыдущих занятиях.
Работу построим следующим образом:
У каждой группы на столах лежат листы формата “А 3”, на которых написано по 4 вопроса. Вы должны написать ответы на данные вопросы, пишите аккуратно. Время выполнения задания 4 минуты, после этого каждая группа должна защитить свою работу у доски, остальные группы слушают, исправляют ошибки и дополняют ответы. Каждая группа за правильный ответ будет оценена жетонами.
Студенты группы, набравшей наибольшее количество жетонов, в конце занятия получат по дополнительному баллу к заработанной оценке.
Подведение итогов. Подсчет жетонов.
А теперь переходим к изучению новой темы: (1 минута)
“Жидкие диэлектрики”. ( Слайд 1)
(Студенты открывают тетради, записывают тему)
На занятии мы изучим: (Слайд 2)
1. Понятие жидкого диэлектрика;
2. Классификационные характеристики жидкого диэлектрика;
а) Виды молекулярной структуры жидкого
диэлектрика;
б) Виды носителей заряда жидкого диэлектрика;
в) Основные электрофизические характеристики,
отражающие свойства жидкого диэлектрика;
3. Познакомимся с типами жидкого диэлектрика.
III. Этап объяснения новых знаний (20 минут)
1.Самостоятельная работа в группах.
Задание №1:
У каждой группы на столах лежат карточки, на которых написаны названия веществ с различными свойствами. Вы должны выбрать те из них, на которых обозначены материалы, являющиеся диэлектриками. Через 2 минуты назовите диэлектрические материалы и их основные свойства.
Ответы студентов.
Ответьте на вопрос:
- В каком состоянии находятся, названные вами диэлектрики?
Ответы студентов.
Задание №2:
Демонстрация:
Демонстрируются образцы различных материалов, студенты должны назвать материал и определить, является ли он диэлектриком.
- резина, сухое дерево, стекло, пластмасса, железо, золото, поролон.
Ответы студентов.
- А в каком еще состоянии могут находиться диэлектрики?
Ответы студентов.
2. Понятие жидкого диэлектрика. (Слайд 3)
Сегодня на занятии мы изучим одно из состояний диэлектрика – жидкое.
Преподаватель дает определение жидкого диэлектрика, студенты записывают в тетрадях:
Жидкий диэлектрик – это низкомолекулярное вещество органического происхождения, которое бывает полярным и неполярным.
Обратите внимание на слово “вещество”. Из курса химии вы знаете о классификации веществ.
Преподаватель задает вопрос группе: Как делятся вещества по происхождению? Приведите примеры. (Слайд 4)
- Органические (продукты распада, живые организмы или созданные синтетически, нефть, газ, уголь);
- Неорганические (вода, соль, щелочи). (Студенты записывают в тетрадях).
Обратите внимание в определении на слово “низкомолекулярное”.
(Слайд 5)
Низкомолекулярное – это соединение, у которого небольшая масса, находится в жидком состоянии. Например: газ, нефть. (Студенты записывают в тетрадях).
3.Классификация жидких диэлектриков:
Жидкий диэлектрик можно классифицировать и охарактеризовать по нескольким критериям:
а) Молекулярная структура. (Слайд 6)
Молекулярная структура – структура, состоящая из молекул жидкого диэлектрика.
Молекулы жидкого диэлектрика могут быть двух видов:
- полярные
- неполярные (Студенты записывают в тетрадях).
(Слайд 7)
Преподаватель дает объяснение полярной и неполярной молекуле:
Полярная молекула обладает дипольным моментом, т.е. у нее с одной стороны больше положительных зарядов, с другой стороны больше отрицательных зарядов.
Неполярная молекула – это свойство у молекул не выражено.
У неполярных жидкостей диэлектрическая проницаемость меньше, чем у полярных, т.е. полярные молекулы сильнее ослабляют электрическое поле. (Студенты записывают в тетрадях)
б) Носители заряда в жидком диэлектрике. (Слайд 8)
- ионы;
- молионы.
Эти частицы образуются в результате диссоциации.
Ионы – это заряженные частицы молекул жидкости;
Молионы – это заряженные кусочки молекул примесей. (Студенты записывают в тетрадях).
в) Электрофизические характеристики, отражающие свойства жидкого диэлектрика. (Слайд 9)
- Диэлектрическая проницаемость – способность уменьшать внешнее электрическое поле;
- Электропроводность – свойство, характеризующее способность материала проводить электрический ток;
- Диэлектрические потери – рассеянная часть электрической энергии, поглощенная диэлектриком;
- Электрическая прочность – напряженность электрического поля, приводящая к пробою. (Студенты записывают в тетрадях)
4. Типы жидкого диэлектрика: (Слайд 10)
1. Нефтяные электроизоляционные масла.
2. Синтетические жидкие диэлектрики.
Рассмотрим нефтяные электроизоляционные масла. (Слайд 11)
- Получение – в процессе ступенчатой перегонки нефти и удаления из нефтяного дистиллятора нестойких соединений, (продукты полученные при перегонки нефти: бензин, керосин).
- Рафинированием называется технологическая операция очистки нефтяного дистиллятора от посторонних примесей называется.
- Достоинства – дешевы, производятся в больших количествах, обладают высокой электрической прочностью.
- Недостатки – ограниченный интервал рабочих температур, пожаро– и взрывоопасность, склонность к старению.
- Старение масла – при работе в малозаполненном электрическом аппарате, вследствие окисления соответствующих фракций углеводородов масло постепенно стареет, становится более темным. В нем образуется частично растворенные и нерастворенные загрязняющие продукты.
- Меры, позволяющие продлить срок эксплуатации масла, являются: (Слайд 12)
- Защита масла от соприкосновения с наружным воздухом путем установки расширителей с фильтрами, поглощающими кислород и воду, а также вытеснение из масла воздуха;
- Снижение перегрева масла в условиях эксплуатации;
- Регулярные очистки от воды и шлака;
- Применение для снижения кислотности непрерывной фильтрации масла;
- Повышение стабильности масла путем введения антиокислителей.
- К механическим методам очистки относятся: (Слайд 13)
- Применение:
- Примеры:
1) отстой;
2) центрифугирование;
3) фильтрование;
4) промывка.
1) В электрических аппаратах;
2) В блоках электронной аппаратуры;
3) В конденсаторах;
4) В масляных выключателях;
5) В трансформаторах.
1) Трансформаторное масло;
2) Конденсаторное масло;
3) Кабельное масло.
2.Синтетические жидкие диэлектрики. (Слайд 14)
- Применение – в тех случаях, когда они по свойствам превосходят электроизоляционные масла.
- Примеры:
1) Хлорированные углеводороды (Совол,
севтол-10);
2) Кремнеорганические жидкости (Октол);
3) Фторорганические жидкости.
IV.Этап закрепление нового материала. (20 минут)
Задание находится в файловой папке, памятка “Жидкие диэлектрики”, через 5 минут каждая из групп должна ответить на свои вопросы.
Вопросы
1 группа: (Слайд 15)
1. Получение нефтяного
электроизоляционного масла;
2. Достоинства нефтяного электроизоляционного
масла;
3. Недостатки нефтяного электроизоляционного
масла.
2 группа:
1. Старение нефтяного
электроизоляционного масла;
2. Меры, позволяющие продлить срок эксплуатации
нефтяного электроизоляционного масла;
3. Механические методы очистки нефтяного
электроизоляционного масла.
3 группа:
1. Применение нефтяных
электроизоляционных масел;
2. Применение синтетических жидких диэлектриков;
3.Привести примеры нефтяных электроизоляционных
масел и синтетических жидких диэлектриков.
Подведение промежуточного итога. Подсчет жетонов.
Каждая группа выполняет тестовое задание по теме “Жидкие диэлектрики”, время выполнения 3 минуты. Проверка выполненного задания (“вертушка”).
(Слайд 16)
1. Демонстрационный имитационный эксперимент (20 минут)
“Определение свойств образцов материалов”
Модель состоит из
1. Источника питания, изменяющегося в
пределах от 0 до 1000 В;
2. 3 образца;
3. 3 амперметра;
4. Источника света.
Преподаватель задает вопросы к группам:
1. Как соединен источник питания?
2. Как соединены амперметры?
- 1 группа наблюдает за первым образцом;
- 2 группа наблюдает за вторым образцом;
- 3 группа наблюдает за третьим образцом;
После проведенного эксперимента каждая группа должна ответить на вопросы Приложения 5, время выполнения 5 минут.
Преподаватель объясняет ход эксперимента, проводит демонстрационный имитационный эксперимент без источника света и при включенном источнике света.
V. Заключительный этап: (3 минуты)
Рефлексия: (студенты письменно отвечают на следующие вопросы):
1. Запишите одним предложением, что вы
узнали нового на занятие;
2. Запишите одним словом, что понравилось на
занятие;
3. Запишите одним словом, что не понравилось на
занятие.
– Подведение итогов урока и сообщение оценок
– Домашнее задание:
1. $ 5.4, стр. 223-230, приложение 7.
Ответить письменно на контрольные вопросы по теме: “Жидкие диэлектрики”.