Цель: Вторичное осмысление учащимися уже известных знаний об органах чувств человека как необходимых звеньях связи организма с внешней средой
Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;
- развивать умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
- воспитывать бережное отношение к органам чувств и уважительное отношение к людям-инвалидам
Оборудование: ИКТ: ПК, проектор, экран, презентация “Органы чувств человека”, учебники.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Учитель:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И тихонько мы сидим.
2. Проверка домашнего задания (3 мин.)
– Какие пословицы о здоровье человека вы подобрали дома?
Варианты пословиц:
- Здоров будешь – всё добудешь.
- Здоровье не купишь – его разум дарит.
- Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.
- Не рад больной и золотой кровати.
- Здоровье – дороже богатства…
3. Актуализация знаний (3 мин.)
Проверочный тест (на доске)
1. К какой группе окружающих тел относится человек?
А) это тело неживой природы;
Б) это тело живой природы;
В) это изделие
2. Что помогает человеку сохранять своё здоровье?
А) знания о строении и функции организма;
Б) постоянный просмотр телепередач;
В) знание и выполнение мер охраны и укрепления здоровья
3. Какие части тела человека ты знаешь?
А) голова, шея, туловище;
Б) конечности, туловище, ноги;
В) голова, туловище, верхние и нижние конечности
4. Как называется наука, изучающая организм человека?
А) ботаника человека;
Б) анатомия человека;
В) зоология человека
5. Какому полезному совету ты будешь следовать?
А) руки всегда чистые, поэтому перед едой их мыть не надо;
Б) чистые руки перед едой достаточно вытереть сухим полотенцем;
В) в каком бы состоянии ни были руки, мыть их перед едой обязательно
6. Выбери предмет личной гигиены:
А) щётка одёжная;
Б) зубная щётка;
В) мыло
7. Предмет гигиены, общий для членов семьи:
А) расчёска;
Б) зубная паста;
В) носовой платок
8. В какой строке указаны слова, описывающие здорового человека:
А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
Б) бледный, горбатый, низкий, хилый;
В) стройный, сильный, ловкий, статный
4. Изучение нового материала (25 мин.)
1. Вступительное слово учителя.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим
изучать организм человека. Каждый из вас, сидя за
партой, видит обстановку в классе, слышит мой
голос, знает как писать ручкой, чувствует, удобно
ли сидеть на стуле. Нервная система человека
постоянно получает сигналы от внешнего мира с
помощью специальных “датчиков”.
Отгадайте загадку и вы поймёте, о каких таких
“датчиках” сегодня пойдёт речь на уроке.
Один говорит,
Другой дышит,
Двое смотрят,
Двое слушают.
Дети. Язык, нос, глаза, уши.
2. Сообщение темы и целей урока.
Слайды 1–2
– Верно, речь пойдёт на уроке об органах чувств человека. Узнаем сколько их у нас, какую роль они играют в жизни человека, как их беречь и ухаживать за ними.
3. Знакомство с органом зрения.
Слайд 3
Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является “главным начальником” в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.
Слайд 4
Более 85% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Органом зрения является глаз. Глаз имеет сложное строение. Сам он круглый, как яблоко, за что его и называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом, как желе, только прозрачным. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой – роговицей. Её надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет, а затем может наступить слепота. Роль смазки в глазах выполняют слёзы. В центре глаза есть чёрная точка – это зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От неё зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далёкие и близкие предметы. Хрусталик может то сжиматься, как шарик, то растягиваться, как овал. Брови, ресницы и веки защищают наши глаза от пыли, пота, грязи и попадания в них посторонних предметов. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевёрнутыми, а правильным изображение делает головной мозг. Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Поэтому необходимо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за глазами.
Слайд 5
– Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?
ПАМЯТКА
- Читать и писать при хорошем освещении
- Свет должен падать слева
- Читать и писать на расстоянии 30-35 см
- Нельзя читать лёжа и в транспорте
- Телевизор смотреть 1-1,5 часа и на расстоянии 2-3 метров
- Не сидеть долго за компьютером
- Нельзя тереть глаза руками
- Делать зарядку для глаз
- Глазам нужен отдых
- Не стесняйтесь носить очки, если это необходимо
Слайд 6
Это интересно знать
- Ежедневно человек моргает 11500 раз.
- Глаз весит 7–8 граммов.
- Ресницы выпадают и вновь вырастают за 100 дней.
- Человек с нормальным зрением видит на расстоянии 60 м.
- Глаза могут точно различить 10 миллионов оттенков.
- Угол полного обзора у человека составляет 1250, а у кошек – 1870.
5. Физкультминутка (1 мин.)
Слайд 7
(Тренажёр для глаз)
4. Знакомство с органом слуха:
– Угадайте следующий орган
У зверушки на макушке,
А у нас – ниже глаз. (Уши.)
Слайд 8
Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Уши – это орган слуха. Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова. Во внутреннем ухе есть орган равновесия, который отвечает за положение тела в пространстве и слуховой нерв. Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить.
Слайд 9
– Как нужно беречь свой слух?
ПАМЯТКА
- Содержать уши в чистоте
- Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух
- Сильный шум портит слух
- Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках
- Нужно давать отдых слуху, быть в тишине
Слайд 10
Это интересно знать
- Стетоскоп, с помощью которого врач слушает больного, был изобретён французским врачом Рене Леннеком. Он скатал в трубочку бумажный листик. Приставил один конец трубки к груди больного, а другой – к своему уху и услышал биение сердца своего пациента.
5) Знакомство с органом вкуса:
– О каком органе чувств идёт речь в следующей загадке:
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда замолчим. (Язык.)
Слайд 11
Язык – орган вкуса. Это мышечный орган и находится в ротовой полости человека. Функции языка разнообразны. Благодаря своей подвижности он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи слюной, очищению зубов и проталкиванию прожёванной пищи в пищевод. Без языка невозможна человеческая речь.
Язык помогает различать вкусовые ощущения. На нём находятся вкусовые сосочки, которые снабжены рецепторами. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Всё сладкое и солёное мы ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – задней частью языка. На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу. Язык может выполнять множество движений, например, складываться, вращаться и т.д.
Слайд 12
– Как надо беречь свой орган вкуса?
ПАМЯТКА
- После приёма пищи прополоскать рот
- Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык
- Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки
- Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм
Слайд 13
Это интересно знать
- Длина языка – 9 см, ширина – 5 см, вес – 50 граммов
- За минуту язык может совершить 80 движений
- На верхней стороне языка имеется более 10000 вкусовых луковиц, способных различать только 4 вкусовых ощущения – сладкое, кислое, солёное и горькое
6. Знакомство с органом обоняния:
– Угадайте, о каком органе чувств говорится в следующей загадке:
Между двух светил
В середине я один. (Нос.)
Слайд 14
Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. Оно увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Обонятельные клетки улавливают запахи, а затем передают их для дальнейшей обработки в мозг. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Детекторы запахов находятся рядом с полостью рта, и поэтому почти невозможно различать запах и вкус. Обоняние доминирует над вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.
Слайд 15
– Как сохранить обоняние?
ПАМЯТКА
- Нужно беречь себя от простуды
- Содержать нос в чистоте
- Если есть насморк, то необходимо его лечить
- Закаляться
- Не засовывать в нос мелкие предметы
- Пользоваться личным носовым платком
Слайд 16
Это интересно знать
- У человека обоняние намного слабее, чем у животных
- Человек различает около 3000 запахов, а собака – до 100000 запахов
- Существует 9 различимых групп запахов:
- Ароматные
- Эфирные
- Душистые
- Амброзивные
- Чесночные
- Горелые
- Потовые
- Зловонные
- Тошнотворные
7. Знакомство с органом осязания:
– Чем покрыто тело человека?
А) чешуёй
Б) кожей
В) перьями
Слайд 17
Кожа – орган осязания. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают тепло, холод, прикосновение, боль, давление. К коже подходят нервные окончания, которые передают сигналы в мозг. Кожа равномерно покрывает всё тело человека. Это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Если мы внимательно рассмотрим нашу кожу, то увидим, что она тонкая, прочная, упругая, бледно – розового цвета. На ней есть поры, через которые кожа дышит и выделяется жир и пот. На коже растут маленькие волоски. Кожа состоит из трёх слоёв.
- Первый слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры.
- Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные и потовые железы, кровеносные сосуды и нервы.
- Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Кожа водонепроницаема, защищает от солнечной радиации.
Слайд 18
Как ухаживать за кожей?
- Кожу надо содержать в чистоте
- Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой
- Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины
- Умываться то холодной, то горячей водой
- Носить чистое бельё
- Содержать в чистоте и подстригать ногти
- Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу
Слайд 19
Это интересно
- Ногти и волосы – кожные образования
- Мелкие волоски на коже человека живут 50 дней
- Ресницы сменяются раз в 3–5 месяцев
- Ежедневно у человека сменяется 30–40 волос
- Волос человека очень прочен, он может выдержать груз до 100 граммов
- Девичья коса выдерживает груз в 20 тонн
5. Закрепление материала (5 мин.)
– А сейчас ещё раз вспомним все органы чувств человека. Нам необходимо разгадать кроссворд.
Слайд 20
6. Подведение итогов (2 мин.)
Слайд 21
– Таким образом, органы чувств – связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями, у которых есть нарушения или заболевания органов чувств. Они являются инвалидами. Поэтому, наша обязанность бережно и уважительно относиться к таким людям, помогать им.