Урок по окружающему миру "Органы чувств человека"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: Вторичное осмысление учащимися уже известных знаний об органах чувств человека как необходимых звеньях связи организма с внешней средой

Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;
  • развивать умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
  • воспитывать бережное отношение к органам чувств и уважительное отношение к людям-инвалидам

Оборудование: ИКТ: ПК, проектор, экран, презентация “Органы чувств человека”, учебники.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель:

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И тихонько мы сидим.

2. Проверка домашнего задания (3 мин.)

Какие пословицы о здоровье человека вы подобрали дома?

Варианты пословиц:

  • Здоров будешь – всё добудешь.
  • Здоровье не купишь – его разум дарит.
  • Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.
  • Не рад больной и золотой кровати.
  • Здоровье – дороже богатства…

3. Актуализация знаний (3 мин.)

Проверочный тест (на доске)

1. К какой группе окружающих тел относится человек?

А) это тело неживой природы;
Б) это тело живой природы;
В) это изделие

2. Что помогает человеку сохранять своё здоровье?

А) знания о строении и функции организма;
Б) постоянный просмотр телепередач;
В) знание и выполнение мер охраны и укрепления здоровья

3. Какие части тела человека ты знаешь?

А) голова, шея, туловище;
Б) конечности, туловище, ноги;
В) голова, туловище, верхние и нижние конечности

4. Как называется наука, изучающая организм человека?

А) ботаника человека;
Б) анатомия человека;
В) зоология человека

5. Какому полезному совету ты будешь следовать?

А) руки всегда чистые, поэтому перед едой их мыть не надо;
Б) чистые руки перед едой достаточно вытереть сухим полотенцем;
В) в каком бы состоянии ни были руки, мыть их перед едой обязательно

6. Выбери предмет личной гигиены:

А) щётка одёжная;
Б) зубная щётка;
В) мыло

7. Предмет гигиены, общий для членов семьи:

А) расчёска;
Б) зубная паста;
В) носовой платок

8. В какой строке указаны слова, описывающие здорового человека:

А) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
Б) бледный, горбатый, низкий, хилый;
В) стройный, сильный, ловкий, статный

4. Изучение нового материала (25 мин.)

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать организм человека. Каждый из вас, сидя за партой, видит обстановку в классе, слышит мой голос, знает как писать ручкой, чувствует, удобно ли сидеть на стуле. Нервная система человека постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных “датчиков”.
Отгадайте загадку и вы поймёте, о каких таких “датчиках” сегодня пойдёт речь на уроке.

Один говорит,
Другой дышит,
Двое смотрят,
Двое слушают.

Дети. Язык, нос, глаза, уши.

2. Сообщение темы и целей урока.

Слайды 1–2

– Верно, речь пойдёт на уроке об органах чувств человека. Узнаем сколько их у нас, какую роль они играют в жизни человека, как их беречь и ухаживать за ними.

3. Знакомство с органом зрения.

Слайд 3

Всеми органами человека руководит головной мозг. Именно он является “главным начальником” в нашем организме. Определённый участок головного мозга регулирует работу того или иного органа чувств.

Слайд 4

Более 85% информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Органом зрения является глаз. Глаз имеет сложное строение. Сам он круглый, как яблоко, за что его и называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом, как желе, только прозрачным. Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой – роговицей. Её надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет, а затем может наступить слепота. Роль смазки в глазах выполняют слёзы. В центре глаза есть чёрная точка – это зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От неё зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далёкие и близкие предметы. Хрусталик может то сжиматься, как шарик, то растягиваться, как овал. Брови, ресницы и веки защищают наши глаза от пыли, пота, грязи и попадания в них посторонних предметов. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевёрнутыми, а правильным изображение делает головной мозг. Человеческий глаз устроен так, что может видеть в темноте и при ярком свете. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Поэтому необходимо следить за своим зрением и соблюдать правила гигиены по уходу за глазами.

Слайд 5

Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение?

ПАМЯТКА

  • Читать и писать при хорошем освещении
  • Свет должен падать слева
  • Читать и писать на расстоянии 30-35 см
  • Нельзя читать лёжа и в транспорте
  • Телевизор смотреть 1-1,5 часа и на расстоянии 2-3 метров
  • Не сидеть долго за компьютером
  • Нельзя тереть глаза руками
  • Делать зарядку для глаз
  • Глазам нужен отдых
  • Не стесняйтесь носить очки, если это необходимо

Слайд 6

Это интересно знать

  • Ежедневно человек моргает 11500 раз.
  • Глаз весит 7–8 граммов.
  • Ресницы выпадают и вновь вырастают за 100 дней.
  • Человек с нормальным зрением видит на расстоянии 60 м.
  • Глаза могут точно различить 10 миллионов оттенков.
  • Угол полного обзора у человека составляет 1250, а у кошек – 1870.

5. Физкультминутка (1 мин.)

Слайд 7

(Тренажёр для глаз)

4. Знакомство с органом слуха:

Угадайте следующий орган

У зверушки на макушке,
А у нас – ниже глаз. (Уши.)

Слайд 8

Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Уши – это орган слуха. Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова. Во внутреннем ухе есть орган равновесия, который отвечает за положение тела в пространстве и слуховой нерв. Слух тесно связан с речью. Маленький ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить.

Слайд 9

Как нужно беречь свой слух?

ПАМЯТКА

  • Содержать уши в чистоте
  • Нельзя ковырять острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и потерять слух
  • Сильный шум портит слух
  • Нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках
  • Нужно давать отдых слуху, быть в тишине

Слайд 10

Это интересно знать

  • Стетоскоп, с помощью которого врач слушает больного, был изобретён французским врачом Рене Леннеком. Он скатал в трубочку бумажный листик. Приставил один конец трубки к груди больного, а другой – к своему уху и услышал биение сердца своего пациента.

5) Знакомство с органом вкуса:

– О каком органе чувств идёт речь в следующей загадке:

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда замолчим. (Язык.)

Слайд 11

Язык – орган вкуса. Это мышечный орган и находится в ротовой полости человека. Функции языка разнообразны. Благодаря своей подвижности он способствует пережёвыванию и пропитыванию пищи слюной, очищению зубов и проталкиванию прожёванной пищи в пищевод. Без языка невозможна человеческая речь.

Язык помогает различать вкусовые ощущения. На нём находятся вкусовые сосочки, которые снабжены рецепторами. Они передают информацию через нервную систему в головной мозг. Всё сладкое и солёное мы ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – задней частью языка. На языке также имеются рецепторы тепла и холода, боли и реагирующие на острую пищу. Язык может выполнять множество движений, например, складываться, вращаться и т.д.

Слайд 12

Как надо беречь свой орган вкуса?

ПАМЯТКА

  • После приёма пищи прополоскать рот
  • Не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык
  • Нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки
  • Систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм

Слайд 13

Это интересно знать

  • Длина языка – 9 см, ширина – 5 см, вес – 50 граммов
  • За минуту язык может совершить 80 движений
  • На верхней стороне языка имеется более 10000 вкусовых луковиц, способных различать только 4 вкусовых ощущения – сладкое, кислое, солёное и горькое

6. Знакомство с органом обоняния:

– Угадайте, о каком органе чувств говорится в следующей загадке:

Между двух светил
В середине я один. (Нос.)

Слайд 14

Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека воспринимать запахи. Оно увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Обонятельные клетки улавливают запахи, а затем передают их для дальнейшей обработки в мозг. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Детекторы запахов находятся рядом с полостью рта, и поэтому почти невозможно различать запах и вкус. Обоняние доминирует над вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.

Слайд 15

Как сохранить обоняние?

ПАМЯТКА

  • Нужно беречь себя от простуды
  • Содержать нос в чистоте
  • Если есть насморк, то необходимо его лечить
  • Закаляться
  • Не засовывать в нос мелкие предметы
  • Пользоваться личным носовым платком

Слайд 16

Это интересно знать

  • У человека обоняние намного слабее, чем у животных
  • Человек различает около 3000 запахов, а собака – до 100000 запахов
  • Существует 9 различимых групп запахов:
  • Ароматные
  • Эфирные
  • Душистые
  • Амброзивные
  • Чесночные
  • Горелые
  • Потовые
  • Зловонные
  • Тошнотворные

7. Знакомство с органом осязания:

– Чем покрыто тело человека?

А) чешуёй
Б) кожей
В) перьями

Слайд 17

Кожа – орган осязания. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают тепло, холод, прикосновение, боль, давление. К коже подходят нервные окончания, которые передают сигналы в мозг. Кожа равномерно покрывает всё тело человека. Это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Если мы внимательно рассмотрим нашу кожу, то увидим, что она тонкая, прочная, упругая, бледно – розового цвета. На ней есть поры, через которые кожа дышит и выделяется жир и пот. На коже растут маленькие волоски. Кожа состоит из трёх слоёв.

  • Первый слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры.
  • Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные и потовые железы, кровеносные сосуды и нервы.
  • Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Кожа водонепроницаема, защищает от солнечной радиации.

Слайд 18

Как ухаживать за кожей?

  • Кожу надо содержать в чистоте
  • Мыть тело 1–2 раза в неделю с мылом и мочалкой
  • Обязательно мыть руки, лицо, шею, ноги и подмышечные впадины
  • Умываться то холодной, то горячей водой
  • Носить чистое бельё
  • Содержать в чистоте и подстригать ногти
  • Старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу

Слайд 19

Это интересно

  • Ногти и волосы – кожные образования
  • Мелкие волоски на коже человека живут 50 дней
  • Ресницы сменяются раз в 3–5 месяцев
  • Ежедневно у человека сменяется 30–40 волос
  • Волос человека очень прочен, он может выдержать груз до 100 граммов
  • Девичья коса выдерживает груз в 20 тонн

5. Закрепление материала (5 мин.)

А сейчас ещё раз вспомним все органы чувств человека. Нам необходимо разгадать кроссворд.

Слайд 20

6. Подведение итогов (2 мин.)

Слайд 21

– Таким образом, органы чувств – связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в мир. Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченными возможностями, у которых есть нарушения или заболевания органов чувств. Они являются инвалидами. Поэтому, наша обязанность бережно и уважительно относиться к таким людям, помогать им.