При изучении темы поставлены задачи о формировании знаний о важнейших свойствах и функциях белков. Проводится практическая работа по наблюдению расщепления пероксида водорода ферментом каталазой. Повторяется материал, и контролируются знания учащихся.
Урок проводится в два этапа. На первом этапе в ходе беседы и рассказа учитель объясняет функции белков, демонстрируя таблицы по общей биологии. Объясняется значение каталазы в растительной и животной клетке, ее функции – расщепление опасно для клетки Н2О2 до кислорода и воды.
Перечисляются функции – каталитическая, энергетическая, транспортная, строительно-регуляторная, двигательная, защитная, запасающая, приводятся примеры.
На втором этапе проводится практическая работа по обнаружению каталитической функции каталазы и явления денатурации. Учащимися делается общий вывод после окончания работы.
В конце урока подводятся итоги, выставляются отметки, закрепляется новая тема, выясняются трудные вопросы и задается домашнее задание.
Тема: Свойства и функции белков.
Задачи:
- Сформулировать знания о важнейших свойствах и функциях белков.
- Провести практическую работу по наблюдению расщепления пероксида водорода ферментом каталазой.
- Повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме “Строение белков”.
Оборудование:
1. Раздаточный материал:
1) Штатив с тремя пробирками. В первой
пробирке кусочек сырого мяса, во второй пробирке
кусочек сырого картофеля, в третьей пробирке
кусочек вареного картофеля.
2) Склянка с 3% раствором Н2О2.
3) Баночки с элодеей.
4) Микроскопы и покровные стекла.
2. Демонстрационный материал:
1) Таблицы по общей биологии.
2) Кодограмма.
3) Тесты.
Ход урока
I. Повторение и опрос домашнего задания проводятся несколькими методами:
1) Работа у доски (Приложение №2).
2) Компьютерное тестирование (Приложение №3).
3) Устное повторение по вопросам:
– Что такое белок?
– Что такое липиды?
– Какие вещества образуют основу клеточной
мембраны?
– Какую функцию выполняют углеводы?
– Из чего состоят белки?
II. Изучение нового материала.
Учитель использует таблицы по общей биологии. На первом этапе в ходе беседы учитель объясняет все функции белков. Объясняется значение каталазы в растительной и животной клетке: ее присутствие во всех клетках растений и животных, ее функции – расщепление опасного для клетки пероксида водорода до кислорода и воды.
Рассказ учителя:
Аминокислотный состав, структура белковой молекулы определяют его свойства. Белки являются амфотерными соединениями, сочетают в себе основные и кислотные свойства. Чем больше кислотных аминокислот в белке, тем ярче выражены его кислотные свойства.
Есть белки растворимые, есть нерастворимые, выполняющие механические функции (фиброин, кератин, коллаген). Есть белки необычайно активные (ферменты), есть химически неактивные, устойчивые к воздействию различных условий среды и крайне неустойчивые.
Внешние факторы могут вызывать структурные организующие молекул белки. Процесс утраты трехмерной конформации, присущей данной молекуле белка, называют денатурацией.
Учитель демонстрирует таблицы, где показаны структуры белка.
Денатурация может быть: обратимой и необратимой, называются причины.
Благодаря сложности разнообразию форм и состава белки играют важную роль в жизнедеятельности клетки и организма в целом, функции их разнообразны:
- Строительная. Белки участвуют в образовании клеточных и внеклеточных структур, входят в состав клеточных мембран шерсти, волос, сухожилий, стенок сосудов и т.д.
- Транспортная. Некоторые белки способны присоединять различные вещества и переносить их к различным тканям и органам тела(гемоглобин).
- Регуляторная. Большая группа белков организма принимает участие в регуляции процессов обмена веществ. Такими белками являются гормоны – биологически активные вещества. Гормон инсулин регулирует уровень сахара в крови путем повышения проницаемости клеточных мембран для глюкозы, способствует синтезу гликогена, увеличивает образование жиров из углеводов.
- Защитная. В ответ на проникновение в организм чужеродных белков или микроорганизмов образуются особые белки – антитела, способные связывать и обезвреживать их. Фибрин, образующийся из фибриногена, способствует остановке кровотечений.
- Двигательная. Особые сократительные белки участвуют во всех видах движений клетки и организма.
- Запасающая. Благодаря белкам, в организме могут откладываться про запас некоторые вещества. К запасным белкам относятся белки яйца, белки мозга, белки сои.
- Энергетическая. Белки являются одним из источников энергии в клетке, они используются тогда, когда другие источники израсходованы.
- Каталитическая. Одна из важнейших функций белков. В состав клеток входит большое количество веществ химически мало активных. Тем не менее, все биохимические реакции протекают с огромной скоростью, благодаря участию в них биокатализаторов – ферментов, веществ белковой природы. На скорость реакции влияет также концентрация субстрата и концентрация фермента.
III. Практическая работа по обнаружению каталитической функции каталазы и явления денатурации.
Задания к практической работе:
- Прилейте по 2 мл пероксида водорода в пробирки с кусочком сырого мяса, с сырым картофелем, вареным картофелем. Объясните наблюдаемые вами явления при действии Н2О2 на живые и мертвые клетки (вареный картофель).
- На предметное стекло в каплю воды положите лист элодеи и рассмотрите под микроскопом на малом увеличении место отрыва листа от стебля.
- Нанесите на лист элодеи две капли пероксида водорода, накройте покрывным стеклом и под микроскопом рассмотрите место отрыва листа от стебля. Объясните бурное выделение пузырьков О2 из поврежденных клеток элодеи.
- Сделать общий вывод из проделанной практической работы и записать в тетрадь.
Итоги урока: Учитель подводит итоги урока, выставляет отметки учащимся, выясняет, что узнали нового, что было трудно в новой теме, как найти ответы на вопросы – параграф 27.
Домашнее задание: – параграф 27,
– закончить вывод по практической работе.