Проектная деятельность в детском саду (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками


Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая  складывается намеренно или ненамеренно.
Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

А. Н. Острогорский

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищённости.

В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по общему признанию учёных исследователей, социальный институт семьи переживает состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте.

Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Для них становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справиться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей должен стать детский сад. Решая эту проблему, мы поставили перед собой задачу – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьёй жизненно необходима, ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребёнок самореализовался, развивая свои творческие способности. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом он должен поучаствовать.

Опыт нашего сотрудничества с семьёй – совместное определение  целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств во времени в соответствии с возможностями каждого ребёнка, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Воспитанники, родители, педагоги – члены одного коллектива, нас объединяют общие заботы и проблемы. Мы едины в стремлении видеть детей счастливыми! Следовательно, главными функциями взаимодействия ДОУ и семьи являются:

  • информационная;
  • воспитательно-развивающая;
  • формирующая;
  • охранно-оздоровительная;
  • контролирующая.

Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении и взаимодействии  детский сад и семья создают условия для полноценного развития личности ребёнка.

В рамках реализации Проекта «Я и моя семья» мы активно используем разнообразные нетрадиционные формы совместной деятельности родителей и детей: участие родителей в творческих конкурсах, семейных прогулках,  массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по изодеятельности, и т. д.  Проведение интересных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Взаимодействие с семьёй – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Творческое взаимодействие педагогов и семьи является одним из наиболее важных, которое заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении интересов ребёнка. Такое сотрудничество помогает нам объединить усилия в создании условий для формирования у детей таких качеств, как целеустремлённость, ответственность, трудолюбие, которые необходимы для самоопределения и самореализации воспитанника, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.

В ходе работы мы использовали следующие принципы взаимодействия с родителями:

– Доброжелательности. Позитивный настрой на общение является тем фундаментом, на котором строиться вся работа.
– Индивидуальный подход.
– Сотрудничество.
– Динамичность.

Таким образом, эта интересная форма работы помогла родителям  лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

Цели: 

  • развивать в детях чувство семейной сплочённости, воспитывать интерес к истории своей семьи;
  • формировать навыки общения, сотрудничества, сотворчества родителей и детей;
  • укреплять семейные ценности и традиции;
  • привлекать родителей к созданию благоприятных условий для развития ребёнка в семье и дошкольном учреждении.

Задачи:

  • Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.
  • Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
  • Привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком и ДОУ.
  • Формировать у детей представление о семье, её составе, взаимоотношениях.
  • Способствовать осознанию детьми себя, как полноценного, любимого члена семьи.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
  • Расширять теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания детей.

Блоки  работы над проектом:

  1. Работа с родителями.
  2. Работа с детьми.
  3. Совместная деятельность родителей и детей.

Работа с родителями предполагает проведение следующих мероприятий:

– Беседа «Родитель – это звучит гордо!»
– Консультация «Роль матери и отца в развитии ребёнка».
– Детско-родительская гостиная «Поговорим о ваших правах»

План осуществления работы над проектом «Я и моя семья»

Разделы программы

Вид деятельности

Игра Сюжетно-ролевые игры
«Дом», «Семья», «Салон одежды для дома»
Игры-драматизации по произведениям:
«Репка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»,
Настольно-печатные
«Моя квартира», «Рецепты нашей семьи», «Права ребёнка»
Социально-нравственное воспитание Тематические занятия
«С кем я живу», «Правила домашнего этикета»
Презентация семейного альбома «Традиции нашей семьи»
Выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье»
Семейный фотоконкурс детского обаяния «Мистер и Мисс»
Конкурс «Семейный логотип»
Физическое воспитание  Практикум для детей и родителей «Всей семьёй на старт»
Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»
Конкурс семейных комплексов утренних гимнастик и закаливающих процедур
Художественная литература Пословицы и поговорки о семье.
Чтение сказок
«Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнка и братец Иванушка», «Конёк-горбунок», «Сказка о царе Салтане»
Семейный конкурс «Сказки-шумелки»
Художественно-эстетическое  воспитание Изобразительная деятельность:
Семейный творческий конкурс «Наши стенгазеты»
Рисование по представлению
«Я с папой» (парный портрет в профиль),
«Мы с мамой улыбаемся» (парный портрет анфас)
Музыкальная деятельность и развлечения:
Разучивание песен детских композиторов на семейную тематику.
Игровая развлекательная программа с родителями «Праздник воздушных шаров»
Совместная прогулка с родителями «Праздник русской каши»
Конкурсная программа «Музыкальный ринг»

Приложение 1

Приложение 2