Родители воспитывают, а дети воспитываются
той семейной жизнью, какая складывается
намеренно или ненамеренно.
Жизнь семьи тем и сильна, что её впечатления
постоянны, обыденны, что она действует незаметно,
укрепляет или отравляет дух человеческий, как
воздух, которым мы живы.
А. Н. Острогорский
Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство физической защищённости.
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по общему признанию учёных исследователей, социальный институт семьи переживает состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте.
Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Для них становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как справиться с его капризами и непослушанием?
Где родителям получить ответы на все интересующие их вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей должен стать детский сад. Решая эту проблему, мы поставили перед собой задачу – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьёй жизненно необходима, ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребёнок самореализовался, развивая свои творческие способности. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом он должен поучаствовать.
Опыт нашего сотрудничества с семьёй – совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств во времени в соответствии с возможностями каждого ребёнка, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Воспитанники, родители, педагоги – члены одного коллектива, нас объединяют общие заботы и проблемы. Мы едины в стремлении видеть детей счастливыми! Следовательно, главными функциями взаимодействия ДОУ и семьи являются:
- информационная;
- воспитательно-развивающая;
- формирующая;
- охранно-оздоровительная;
- контролирующая.
Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении и взаимодействии детский сад и семья создают условия для полноценного развития личности ребёнка.
В рамках реализации Проекта «Я и моя семья» мы активно используем разнообразные нетрадиционные формы совместной деятельности родителей и детей: участие родителей в творческих конкурсах, семейных прогулках, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по изодеятельности, и т. д. Проведение интересных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.
Взаимодействие с семьёй – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Творческое взаимодействие педагогов и семьи является одним из наиболее важных, которое заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении интересов ребёнка. Такое сотрудничество помогает нам объединить усилия в создании условий для формирования у детей таких качеств, как целеустремлённость, ответственность, трудолюбие, которые необходимы для самоопределения и самореализации воспитанника, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.
В ходе работы мы использовали следующие принципы взаимодействия с родителями:
– Доброжелательности. Позитивный настрой на
общение является тем фундаментом, на котором
строиться вся работа.
– Индивидуальный подход.
– Сотрудничество.
– Динамичность.
Таким образом, эта интересная форма работы помогла родителям лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Цели:
- развивать в детях чувство семейной сплочённости, воспитывать интерес к истории своей семьи;
- формировать навыки общения, сотрудничества, сотворчества родителей и детей;
- укреплять семейные ценности и традиции;
- привлекать родителей к созданию благоприятных условий для развития ребёнка в семье и дошкольном учреждении.
Задачи:
- Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.
- Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
- Привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком и ДОУ.
- Формировать у детей представление о семье, её составе, взаимоотношениях.
- Способствовать осознанию детьми себя, как полноценного, любимого члена семьи.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
- Расширять теоретические и практические знания родителей в вопросах воспитания детей.
Блоки работы над проектом:
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
- Совместная деятельность родителей и детей.
Работа с родителями предполагает проведение следующих мероприятий:
– Беседа «Родитель – это звучит гордо!»
– Консультация «Роль матери и отца в развитии
ребёнка».
– Детско-родительская гостиная «Поговорим о
ваших правах»
План осуществления работы над проектом «Я и моя семья»
Разделы программы |
Вид деятельности |
Игра | Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Салон одежды для дома» Игры-драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», Настольно-печатные «Моя квартира», «Рецепты нашей семьи», «Права ребёнка» |
Социально-нравственное воспитание | Тематические занятия «С кем я живу», «Правила домашнего этикета» Презентация семейного альбома «Традиции нашей семьи» Выпуск каждой семьёй газеты «Самый счастливый день в семье» Семейный фотоконкурс детского обаяния «Мистер и Мисс» Конкурс «Семейный логотип» |
Физическое воспитание | Практикум для детей и родителей
«Всей семьёй на старт» Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» Конкурс семейных комплексов утренних гимнастик и закаливающих процедур |
Художественная литература | Пословицы и поговорки о семье. Чтение сказок «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнка и братец Иванушка», «Конёк-горбунок», «Сказка о царе Салтане» Семейный конкурс «Сказки-шумелки» |
Художественно-эстетическое воспитание | Изобразительная деятельность: Семейный творческий конкурс «Наши стенгазеты» Рисование по представлению «Я с папой» (парный портрет в профиль), «Мы с мамой улыбаемся» (парный портрет анфас) Музыкальная деятельность и развлечения: Разучивание песен детских композиторов на семейную тематику. Игровая развлекательная программа с родителями «Праздник воздушных шаров» Совместная прогулка с родителями «Праздник русской каши» Конкурсная программа «Музыкальный ринг» |