Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе

Разделы: Начальная школа


У каждого ребенка свои школьные проблемы и трудности, и за внешне одинаковыми трудностями скрываются самые различные причины их происхождения, а значит, и выбор направления коррекционной работы сложен и ответственен.

Неквалифицированное воздействие взрослых на воспитанников вызывает отрицательные эмоции и противодействия детей. Поэтому в процессе коррекционной работы постоянно осуществлялся тесный контакт с педагогами, воспитателями и родителями наших учащихся, обсуждались имеющиеся трудности и намечались пути коррекционного воздействия.

Мы считаем, что предложенная система коррекционной работы не имеет противопоказаний к использованию, так как у любого ребенка, к какому бы типу развития он ни относился, должна быть сформирована система базальной аффективной регуляции, и ее эмоционально-личностная сфера.

Коррекционная работа строилась нами с учетом целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а так же способов их решения являлся принцип единства диагностики и коррекции развития. В организации работы по психолого-педагогической коррекции нами учитывались и существенные характеристики возраста ребенка, и создание зоны ближайшего развития личности.

В работе по оказанию помощи детям не готовым к обучению в школе мы ставили следующие задачи:

1. Своевременное определение уровня готовности к обучению в школе.
2. Определение особенностей развития (включая здоровье).
3. Определение причин неуспеваемости и школьной дезадаптации.
4. Выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития и получения образования.

Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда есть отставание в психо-физическом развитии, с ребенком целесообразно проводить коррекционно-развивающую работу. При этом предполагается включение в процесс обучения специальных приемов и разделов, обеспечивающих повышение осведомленности учащихся и развитие у них недостаточно сформированных психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи).

В предлагаемой нами модели коррекционно-развивающей работы по оказанию помощи ученику 1 “А” класса, не готовому к школьному обучению учитывались его индивидуальные особенности и выявленные трудности в обучении с помощью ряда диагностических методик:

Таблица

Рекомендации по проведению занятий:

1. Занятия проводятся с начала учебного года.
2. Занятия проводятся с периодичностью один или два раза в неделю.
3. Занятия проводятся как индивидуальные, так и одновременно со всем классом.
4. Творческий подход к занятиям.
5. Надо учитывать специфику каждого ребенка, и класса в котором он обучается.
6. Важно следовать некоторым правилам, которые будут способствовать успешному обучению первоклассников:
*Важно поддерживать желания детей принимать участие в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы учителя.
*На данных занятиях нет неправильных ответов, важно, чтобы каждый ребенок почувствовал, что его мнением интересуются, с тем, чтобы повысить его включенность в учебный процесс.
7. В высказываниях в адрес детей имеет смысл избегать отрицательной оценки, т.к. многие неверные ответы или поведение, могут быть связаны с напряженным состоянием детей.
8. Хорошо, если в дальнейшей работе с первоклассниками, на других предметах, учитель сочтет возможным использовать элементы данных занятий. Это может быть подчеркивание того, что в классе все могут быть внимательными. Это может быть правило благодарить друг друга за занятия в конце учебного дня.

Формы работы

На занятиях используются различные формы работы с учащимися:

  • игровые задания и упражнения психологического характера;
  • творческие задания;
  • диагностические;
  • обсуждение с детьми выполненных заданий;
  • обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций.

Этапы коррекционной работы

Задачи, решаемые на каждом этапе

Средство коррекционной работы

Перечень возможных заданий

Первый этап

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

Развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности, повышение уверенности в себе.

Развитие адекватных форм проявления эмоций.

Беседа,

Имитационные и ролевые игры,

Психогимнастика,

Элементы групповой дискуссии,

Техники и приемы саморегуляции,

Метод направленного воображения.

ЗАНЯТИЕ “Воробьиная семья”

1. Называем тему занятия, предлагаем поиграть (введение в игру).

2. Игра “Летает – не летает” (объединение участников).

3. Этюды: “Воробей – сын”, “Хвастливый воробей”, “Задиристый воробей” (мимика, пантомимика, интонации).

4. Этюды: “Воробей – папа”, “Сердитый воробей”, “Добрый воробей” (мимика, пантомимика, интонации).

5. Этюды: “Воробьиха – мама”, “Грустная воробьиха”, “Ласковая воробьиха” (мимика, пантомимика, интонации).

6. Театрализованная игра “Воробьиные шалости”. Взрослый рассказывает сказку. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика, интонации).

7. Игра “Воробьиные драки” (раскрепощение, реализация агрессивных потребностей).

8. Игра – сказка “Дождь в лесу” (расслабление).

9. Завершаем занятие.

Второй этап

Развитие моторики

Упражнения для массажа (или самомассажа) рук,

Упражнения развивающие координацию движений пальцев рук,

упражнения без предметов,

упражнения с различными предметами,

гимнастика для пальцев,

работа в специализированных тетрадях,

упражнения, развивающие координацию движений кистей рук.

Способы развития тонкой моторики рук:

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

2. Руки положить на стол и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой, затем двумя руками одновременно.

5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше поочередно каждой рукой, затем обеими руками. Помните присказку: “Мы писали, мы писали, наши пальчики устали”.

6. Положить руки ладонями вверх. Поднять по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке.

Третий этап

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно – оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

Формирование приемов самоконтроля.

Коррекция развития произвольности.

Упражнения, побуждающие обучаемого ребенка изменять свою позицию;

Преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

Техники и приемы саморегуляции,

Метод направленного воображения.

Для развития данного умения необходимо использовать материал, отличающийся достаточной интеллектуальной насыщенностью и в то же время являющийся интересным и занимательным, т.к. только в этом случае он может достаточно долго удерживать внимание ребенка, требуя одновременно сосредоточенности и умственных усилий. Наиболее подходящими в этом случае являются игры.

Задания, направленные на Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно – оценочных действий:

Формирование данного умения происходит в процессе игры, проводимой в четыре этапа, три из которых обязательны, четвертый, дополнительный, этап рассчитан на детей, проявивших наибольший интерес к игре. Рассмотрим функции каждого из этапов.

1. Ориентировочно – обучающий этап

Здесь происходит ориентировка ребенка в содержании игры, знакомство со всеми обязательными этапами его будущих действий.

2. Этапы освоения правил

Он связан с самостоятельным выполнением ребенком игровых действий, состоит из начального и продвинутого этапов освоения. На начальном этапе, как правило, обнаруживаются проблемы в пространственной ориентировке ребенка, испытываемые им трудности в выполнении действий как в умственном, так и в практическом плане, актуализируется мотивация усвоения необходимых правил действия.

3. Этап совместных форм деятельности

Здесь происходит обмен ролями сначала между взрослым и ребенком, а затем между детьми.

Ребенок самостоятельно программирует деятельность (усиление планирующего контроля), осуществляет коррекцию выполнений действий партнера по игре (промежуточный и итоговый контроль).

4. Контрольно – итоговый этап

Здесь фиксируется сформированность выполнения всего набора игровых действий: уровень их самостоятельного моделирования, исполнения и контроля, а также сформированность новой психологической позиции – субъекта присвоения учебно – игрового опыта.

Задания для формирования приемов самоконтроля:

“Фабрика игрушек”

Игра включает в себя последовательные взаимосвязанные ролевые действия “мастера”, “художника”, “упаковщика” и “контролера”. Специальная роль контролера вводится для того, чтобы придать контрольной функции самостоятельное значение в глазах ребенка. Этому способствует также и обозначение контрольной функции особым знаком, который в ходе игры приобретает значение средства, организующего поведение детей.

Для развития приемов самоконтроля можно использовать также целую серию дидактических игр.

Игра “Сделай так же”, игра “Лесенка”, игра “Число – контролер”.

Задания на развитие произвольности:

Игра “Пуговица”

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Игра “Хитрые картинки”

Учебный материал состоит из фишек “Домино”.

Сначала учитель объясняет соотношение картинок и схем, а потом происходит игра. Она позволяет при интересном сюжете достаточно долго удерживать учебную задачу: умение анализировать элементарную схему.

Эта игра также развивает пространственное восприятие, степень концентрации внимания, абстрактное мышление.

Четвертый этап

Развитие и коррекция познавательных способностей и когнитивных процессов:

Восприятия и ориентировки в пространстве
Воображения
Памяти
Мышления
Внимания

Работа с рисунками;

Выполнение упражнений с геометрическим материалом;

Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение;

Использование упражнений, в которых образуются относительно устойчивые сочетания свойств внимания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности;

Техники и приемы саморегуляции;

Складывание объемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов;

Метод направленного воображения.

Задания, направленные на развитие восприятия и ориентировки в пространстве:

“Расскажи о животных”

Цель: развить восприятие.

Ход игры: в течение 5 секунд ребенку показывайте картинку с животными. Затем он должен назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях этих животных.

“Незаконченные рисунки”

Цель: развить целостность восприятия.

Задание: предложите ребенку назвать предметы, которые изображены на каждом из трех рисунков.

“Угадай, кто я?”

Цель: развить воображение.

Ход игры: взрослый или кто-то из детей жестами или звуками изображает какой – либо предмет. Ребенку надо отгадать, что это за предмет. Пусть дети расскажут, как они догадались.

“Дополни изображение”

Цель: развить воссоздающее воображение, восприятие и мышление.

Задание: надо посмотреть на большой рисунок и подобрать к нему деталь, которая позволит восстановить узор.

“Составь предложение”

Цель: развить воображение, мышление, фантазию и речь.

Задание: составить предложение, используя названия предметов, изображенных на картинках.

“Запомни картинки”

Цель: развить зрительную память у ребенка.

Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть на картинки, постараться запомнить, в каком порядке они расположены. Затем картинки нужно перевернуть и перемешать, а потом попросить ребенка разложить картинки по порядку.

“Слушаем и рисуем”

Цель: развить слуховую память и внимание.

Задание: прочитайте детям рассказ и предложите им нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.

“Найди отличия”

Цель: развитие внимания, восприятия, умения сравнивать.

Задание: ребенок должен внимательно посмотреть на двух ежей и ответить, чем они отличаются.

“Лабиринт”

Цель: развить устойчивость внимания.

Задание: ребенок должен помочь мальчику пройти в детский сад.

Задания на воспроизведение рисунка относительно симметричной оси.

Задания на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

Пятый этап

Диагностический.

Повторная диагностика когнитивных процессов учащихся первых классов позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформировались функции, необходимые для дальнейшего обучения в школе: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу и т.д.. Тем самым, позволяет сделать анализ качества проведенных занятий данной программы.

  Методика изучения концентрации и устойчивости внимания;

Методика Рене Жиля;

Методика “Узор”;

“Графический диктант”;

Методика изучения объема внимания;

Методика изучения мотивации (по Белопольской);

Методика изучения концентрации внимания (модификация метода Пьерона – Рузера)

Методика “Сапожки”,

Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)