Цели урока: научить применять приемы перестановки слагаемых при сложении вида []+ 5,6,7,8,9; проверить знания состава чисел в пределах 10; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи; развивать мышление и внимание.
Оборудование: геометрические фигуры, карточки с цифрами, счетные палочки, карточки с задачами и примерами для индивидуального задания, иллюстрация Буратино и Пьеро, мешочки с крупой, учебник М.И.Моро (2ч.)
Ход урока
I. Организационный момент.
Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадь?
Все ли правильно стоят?
II. Настрой на урок. “Мозговая гимнастика.”
– качание головой
– ленивые восьмёрки (движения для рук)
– моргание глазами
– массаж ушек
– надеть шапку и погладить себя по голове
III. Устный счёт.
*Счёт до 10 и обратно.
(Работают стоя в парах с мешочками из крупы)
*Работа с геометрическим материалом.
(На столе лежат треугольники, квадраты и круги разных размеров и двух цветов)
– рассмотреть фигуры, назвать их и на какие группы их можно разложить (по цвету, размеру и по форме)
– соберем фигуры по форме (получилось 3 группы), на фигурах с одной стороны числа до 10, а с другой буквы.
Работая в группах, дети раскладывают треугольники с числами в порядке убывания (от 9 до 1), а порядке возрастания квадраты (от 0 до 10 через один) и круги (от 1 до 7).
*Дети читают, что им предстоит делать на уроке: на треугольниках получается надпись УГАДЫВАТЬ, на квадратах – РЕШАТЬ, а на кругах – СЧИТАТЬ.
*Повторяем состав чисел в пределах 10.
*Индивидуальная работа на доске.
*Класс работает в это время с карточками цифр.
– показать соседей чисел 6, 8, 4, 7.
– состав числа 7.
*Коллективно проверяем работу ребят у доски, если есть, необходимость исправляем ошибки.
IV. Тема урока.
* – Посмотрите на примеры, написанные на доске, найдите “лишний”. Почему?
– Соедините пример с ответом. Прочитайте.
– Какой пример оказался сложнее? (проблемная ситуация) (2 + 7)
– А как можно было его посчитать? (Дети предлагают варианты.)
2 + 7 = 2 + (3 + 4)
2 + 7 = 2 + (2 + 5)
2 + 7 = 7 + 2
Какой способ удобней и короче? (Дети делают вывод сами).
*Работа со счётными палочками.
– К двум прибавить пять и к пять прибавить два.
/ / / / / / / = / / / / / / /
– К одному прибавить семь и к семи прибавить один.
/
\ \ \ \ \ \ \ = \ \ \ \ \ \ \ /– Когда было удобней и быстрее складывать? Почему? Какой был результат?
Вывод: Удобней к большему числу прибавлять меньшее, а результат получается одинаковый.
– Каким правилом мы воспользовались?
– В математике называют это переместительным свойством сложения: а + в = а + в.
V. Физ. минутка.
Стихотворение в движение.
“Правая рука, левая рука
Они могут хлопать.
Правая нога, левая нога
Они могут топать.
В кулаке пять братцев спят:
Ванька – указка,
Мишка – середка,
Колька – сиротка,
Крошка – Тимошка,
И ещё один чудак,
Прозывается большак.
Все проснулись, встрепенулись,
потянулись, раз-два-три.
За работу принялись.”
VI. Работа в тетрадях.
Повторить положение тетради при написании и следить за осанкой.
Записать число (25 января)
*МКП “12” – Какое число? Что о нём можно сказать? Какие цифры использовали в записи числа? Назвать соседей. Объяснить правильное написание этих цифр.
VII. Работа по учебнику М.И.Моро
– стр. 15.Рассмотреть иллюстрацию (Пьеро и Буратино передвигают кубики).
– Герои, каких сказок у нас в гостях?
– Что они делают? Как?
– Кому легче? Почему?
№ 1. Рассмотреть и устно объяснить какой способ счета легче?
№ 2. Решить примеры с объяснением у доски.
2 + 7 = 7 + 2 = 9
3 + 6 = 6 + 3 = 9
1 + 9 = 9 + 1 = 10
2 + 8 = 8 + 2 = 10
Итог:
– В каких случаях полезно переставить слагаемые? Для чего? Как звучит правило?
VIII. Физ. минутка.
*Массаж пальчиков (катать карандаш, щипать каждый пальчик)
*Гимнастика для глаз.
Тренажёр, разработанный профессором Базарным. Плакат висит на стене. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым дети должны двигаться в процессе выполнения упражнений для глаз. Дети выполняют эти упражнения стоя.
IX. Работа над задачами.
– Какие сказочные герои нам сегодня помогали работать по учебнику?
На доске появляются картинки Буратино и Пьеро с конвертом, в нём задания для ребят.
Задачи в стихах.
*На снежной горке
катался Егорка,
а с ним Наташа, Антон и Саша.
Скажи скорей, сколько с горки каталось детей?
* Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
– Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!
* Задача №3 из учебника.
– Работа над задачей.
– Найдите на доске правильное решение и объясните свой выбор.
5 + 2 5 – 2
5 – 2 =3 (ц.)
Ответ: 3 цветка.
– Можно сказать, что мы решили задачу? (в задаче два вопроса)
– А мы могли сразу ответить на второй вопрос? Почему?
*Самостоятельно запишите решение на второй вопрос.
5 + 3 = 8 (ц.)
Ответ: 8 цветков.
X. Самостоятельная работа.
* Решит примеры № 5.
1 столбик – 1 ряд, 2 столбик – 2 ряд. Для сильных учащихся дополнительно 3 столбик.
– Проверка примеров с помощью карточек, где написаны ответы в разброс.
* Индивидуальная работа.
Карточки с примерами для слабоуспевающих детей, где нужно только вписать ответы.
2 + 6 = |
5 + 4 = |
7 + 3 = |
6 – 4 = |
5 – 5 = |
XI. Итог урока.
– Чем занимались на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– Что оказалось сложным?
XII. Оценить себя на уроке.
Дети рисуют круг и половинку штрихуют, а учитель проверяет и тоже штрихует, согласен он с учеником или нет.
(Желтый – очень хорошо работал на уроке, зелёный – хорошо работал, но не все успевал, а красный – не все получилось или что-то не понял.)