Тема урока: Военная форма одежды военнослужащих, воинские звания и знаки различия.
Цель урока: ознакомить учащихся с воинскими званиями, военной формой одежды и знаками различия военнослужащих.
Задачи урока:
1) добиться усвоения учащимися знаний связанных
с военной службой;
2) сформировать представление о военной форме и
званиях военнослужащих;
3) воспитание патриотизма, сознательной
дисциплины, понимание необходимости прохождения
военной службы;
4) развитие умения работать в заданном ритме,
совершенствовать навыки самоанализа и
самодисциплины.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок наблюдения и сбора материала)
Вид урока: урок составления опорного конспекта и заполнение таблицы.
Учебные вопросы:
1) военная форма одежды;
2) воинские звания военнослужащих;
3) знаки различия у военнослужащих.
Оборудование: учебник ОБЖ, экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Место проведения: кабинет ОБЖ.
Время урока: 45 минут.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка усвоения предыдущего материала: Ордена ВС
- Изучение нового материала.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
1. Организационный момент.
1) Приветствие.
2) Вступительное слово учителя – озвучить тему
урока, цели и задачи урока.
Опрос учащихся:
1) история появления орденов как наград героям;
2) ордена Российской Империи, СССР, РФ;
3) фамилии героев.
Учитель предлагает ученикам по ходу урока составить опорный конспект и оформить предложенную таблицу.
Рассказ учителя сопровождается презентацией (приложение № 1).
Военнослужащие носят форму одежды по принадлежности и виду Вооруженных Сил, роду войск (службе) и воинскому званию. Всем известно, например, что в Сухопутных войсках она защитного цвета, в Военно-Воздушных — синяя, а у моряков — черная (или в отдельных случаях — белая).
Военная форма одежды отличается от гражданской одежды по многим признакам. Один из них — наличие погон, эмблем и знаков различия.
- Виды военной формы одежды.
Слайд № 2 – 12
Военная форма одежды, которую носят в настоящее время военнослужащие Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации в мае 1994 г. Кроме того, приказом министра обороны РФ установлены Правила ношения военной формы одежды для военнослужащих. Эти правила распространяются на военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах, воспитанников Суворовских военных, Нахимовских военно-морских и военно-музыкальных училищ, кадетских и морских кадетских корпусов, а также граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды.
Военная форма одежды подразделяется на парадную и повседневную (та и другая бывает для нахождения в строю и вне его), а также полевую. Кроме того, каждая из них может быть еще летней и зимней. При выполнении военнослужащими специфических задач предусматривается ношение специальной (летно-технической, утепленной, рабочей и др.) одежды. Форма одежды объявляется ежедневно или на период конкретных мероприятий командирами воинских частей и кораблей, начальниками учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны, исходя из требований указанных выше правил и с учетом особенностей выполнения служебных задач. Ниже приводятся основные случаи, когда военнослужащие носят ту или иную форму одежды.
Парадная — при принятии Военной присяги; при вручении воинской части Боевого знамени; при подъеме Военно-морского флага на корабле, вступающем в строй; при спуске корабля на воду; при назначении в состав почетного караула; в дни годовых праздников воинской части; при получении государственных наград; при несении службы по охране Боевого знамени; на официальных мероприятиях с участием войск. Разрешается ношение парадной формы одежды в выходные и праздничные дни, а также во внеслужебное время.
Полевая — в суточных нарядах (кроме военнослужащих, проходящих службу по контракту, дежурящих в штабах, управлениях и учреждениях), на учении, маневрах, боевых дежурствах и занятиях в учебных центрах.
Повседневная — во всех остальных случаях.
Переход на летнюю или зимнюю форму одежды устанавливается приказами командующих войсками военных округов, флотами и флотилиями, командирами военно-морских баз, начальниками гарнизонов.
Специальную форму одежды военнослужащие носят на учениях, маневрах, при несении боевого дежурства (боевой службы), на занятиях с боевой техникой, при выполнении работ в гаражах, парках, доках, мастерских, на аэродромах, в лабораториях, лечебных учреждениях, на складах, на кораблях, на территориях воинских частей и береговых баз корабельных соединений.
Специальную утепленную одежду (полушубки, куртки и брюки меховые и утепленные, рукавицы меховые, валенки) военнослужащие носят в зимнее время при низкой температуре: на занятиях, учениях и на работах, а в местностях с особенно холодным климатом, при низкой температуре и сильном ветре — повседневно.
Специальную рабочую одежду носят при выполнении хозяйственных и строительных работ, а также при обслуживании военной техники и вооружения.
Спортивную одежду разрешается носить в спортзалах и на спортплощадках во время проведения спортивных занятий и соревнований.
2 Воинские звания и знаки различия (слайд №13).
По ходу объяснения ученики заполняют таблицу (приложение № 2)
Составы военнослужащих и воинские звания по Федеральному закону “О воинской обязанности и военной службе” 1998 г.
Составы военнослужащих | Войсковые | Корабельные |
Солдаты, матросы, сержанты, старшины | 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
|
Прапорщики и мичманы | 1. 2. |
|
Младшие офицеры | 1. 2. 3. 4. |
|
Старшие офицеры | 1. 2. 3. |
|
Высшие офицеры | 1. 2. 3. 4. 5. |
Погоны военнослужащих (слайд № 14 – 20)
Фальш-погоны МО (слайд № 21)
Ношение государственных наград, знаков различия, эмблем (слайд № 22)
Слайд № 23 – 32.
На погонах, в углах воротников верхней одежды или на лацканах имеются эмблемы видов Вооруженных Сил, родов войск (служб). Есть еще нарукавные знаки различия по принадлежности к Вооруженным Силам (кроме ВМФ), которые носят на внешней стороне левого рукава на шинелях, куртках, бушлатах, тужурках, жакетах, кителях. Нарукавные знаки по принадлежности к центральному аппарату Министерства обороны, видам Вооруженных Сил носят на внешней стороне правого рукава.
На головных уборах закрепляются кокарды, представляющие собой эмблему золотистого цвета в обрамлении венка из лавровых веток.
Еще одним элементом военной формы одежды являются государственные награды и различные нагрудные знаки — отличника, классного специалиста, об окончании военного образовательного учреждения и др.
4 Итог урока
Сегодня на уроке учащиеся ознакомились с военной формой одежды, званий, знаков различия, составление опорного конспекта и заполнением таблицы.
4. Домашнее заданиеГл. 4, п.4.13, 4.14 стр. 160-168, доработать конспект и таблицу.
Приложение № 1 (презентация урок ОБЖ)
Приложение № 2
Составы военнослужащих | Войсковые | Корабельные |
Солдаты, матросы, сержанты, старшины | 1. Рядовой 2. Ефрейтор 3. Младший сержант 4. Сержант 5. Старший сержант 6. Старшина |
1. Матрос 2. Старший матрос 3. Старшина 2-й статьи 4. Старшина 1-й статьи 5. Главный старшина 6. Главный корабельный старшина |
Прапорщики и мичманы | 1. Прапорщик 2. Старший прапорщик |
1. Мичман 2. Старший мичман |
Младшие офицеры | 1. Младший лейтенант 2. Лейтенант 3. Старший лейтенант 4. Капитан |
1. Младший лейтенант 2. Лейтенант 3. Старший лейтенант 4. Капитан-лейтенант |
Старшие офицеры | 1. Майор 2. Подполковник 3. Полковник |
1. Капитан 3-го ранга 2. Капитан 2-го ранга 3. Капитан 1-го ранга |
Высшие офицеры | 1. Генерал-майор 2. Генерал-лейтенант 3. Генерал-полковник 4. Генерал армии 5. Маршал России |
1. Контр-адмирал 2. Вице-адмирал 3. Адмирал 4. Адмирал флота РФ |
Прогнозируемый результат освоения учащимися ЗУН по данному уроку
- Учащиеся должны знать, воинские звания военнослужащих, военную форму одежды и знаки различия.
- Учащиеся должны уметь ориентироваться в вопросах связанных с военной службой, составлять опорный конспект, заполнять таблицы.
- Учащиеся должны владеть навыком определения званий военнослужащих, родов различных войск.
- Воспитать сознательную дисциплину, любовь к Отечеству, понимание необходимости прохождения военной службы.
- Развитие таких качеств как патриотизм, коллективизм, взаимовыручку и гордость за свою Родину-Россию.