Тип урока: комбинированный: организационный момент, проверка домашнего задания и подготовка к изучению нового материала, изучение и закрепление нового материала, итог урока.
Цель: обобщение и систематизация основных понятий и применение их на практике. Развитие логического мышления при установлении связи физических величин с понятием производной, развитие монологической речи в ходе объяснений, обоснования выполняемых действий, развитие навыков самостоятельной работы, взаимоконтроля и самоконтроля.
Оборудование: таблицы, карточки, компьютер, видеопроектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель сообщает учащимся тему и цель урока.
На прошлых уроках учащиеся изучили определение производной, таблицу производных, правила дифференцирования, геометрический смысл производной и уравнение касательной. Дома ученики должны были повторить ранее изученный материал.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания позволит определить уровень усвоения пройденного, устранить пробелы в знаниях, подготовить к изучению нового материала.
- Определение производной (Приложение № 1), отвечают ученики.
- Самостоятельная работа (Приложение № 2). Учитель раздает карточки с заданиями. Учащиеся решают задания, а затем обмениваются своими работами с соседом по парте и проверяют правильность решений и выставляют оценку (1 правильно решенное задание – 1 балл).
3. Геометрический смысл производной.
- По предложенной формуле (Приложение №4) учащиеся рассказывают о геометрическом смысле производной.
- Двое учащихся у доски решают по одному заданию (учебник А.Алимова № 859 (3) и № 858 (2)). Одновременно учащиеся (разделенные на 2 варианта) решают соответствующее своему варианту задание самостоятельно в тетрадях. Учащимся, которые усвоили эту тему лучше, будут даны индивидуальные карточки (Приложение 6). Затем отвечающие у доски объясняют решение своей задачи. (Во время самостоятельного решения учитель проверяет самостоятельные работы учащихся.) Дома учащиеся выполняют другой вариант.
- Класс делится на 3 группы (по 4-5 человек). Каждой группе выдается задание для коллективного решения. В группе выбирается консультант, который руководит ходом решения и оценивает работу каждого члена группы. Представители групп защищают свои решения у доски. (Пока учащиеся готовят у доски свои задания, учитель объявляет результаты самостоятельной работы.)
f'(x)=tg
Конкурс: “Узнай формулу”. (Уравнение касательной. Приложение №3 и Приложение №5)
y=f(x0)+f'(x0)(x-x0)
Карточка 1. Найти уравнение касательной к графику функции f(x) в точке с абсциссой x0:
f(x)=2x3 –3x2+4x–6; x0=1
Карточка 2. Найти уравнение касательной к графику функции f(x) в точке с абсциссой x0:
f(x)=x+lnx; x0=1
Карточка 3. Найти уравнение касательной к графику функции f(x) в точке с абсциссой x0:
f(x)=cos2x;
4. Механический смысл производной.
v(t) = х'(t) – скорость
Учитель предлагает учащимся разобрать задачу. (Приложение №7)
Затем учитель показывает учащимся формулу
a (t)=v' (t) – ускорение
В этой задаче есть еще одно условие: вычислить ускорение точки в момент времени t=4с. Учащиеся находят ускорение и делают вывод, что вторая производная есть ускорение.
Самостоятельная работа
1. В чем состоит механический смысл производной?
2. Как найти скорость и ускорение, зная закон
прямолинейного движения материальной точки?
3. Точка движется прямолинейно по закону x(t)=2t2-6t+5,
где x(t) измеряется в метрах, время t–в секундах.
Найдите:
а) скорость в момент времени t;
б) скорость в момент времени t=2с;
в) ускорение в любой момент времени.